Дисграфия, обусловленная нарушением языкового ан. и синтеза - Форум
Среда, 18.01.2017, 04:37
Логопси: логопедия, дефектология, психология

 Дисграфия, обусловленная нарушением языкового ан. и синтеза - Форум

Поиск
Новые сообщения
  • Норма и патология. Временные рамки (0)
  • Дифференциальная диагностика (4)
  • Прописи (6)
  • С Рождеством! (3)
  • Запуск речи у неговорящих детей (85)
  • Сенсорная интеграция (29)
  • C Новым годом! (25)
  • ФГОС для детей с ОВЗ (48)
  • Популярные темы
  • В чем трудности у молодых специалистов возникают в работе? (714)
  • Работа над звуками Р - Рь (444)
  • Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н. (386)
  • Звуки раннего онтогенеза (293)
  • Знакомимся ближе... (190)
  • Работа над свистящими звуками (178)
  • ОНР 1 уровня (165)
  • Меню сайта
    Статистика
    Последние картинки
    Объявления!
    Требуется помощь!
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    Страница 1 из 212»
    Модератор форума: Logos, Snip-Snap 
    Форум » РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ » ДИСГРАФИЯ » Дисграфия, обусловленная нарушением языкового ан. и синтеза
    Дисграфия, обусловленная нарушением языкового ан. и синтеза
    Тая Дата: Пятница, 18.12.2009, 18:13 | Сообщение # 1
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4207
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Дисграфия, обусловленная нарушением различных форм языкового анализа и синтеза – деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки и буквы.
    Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляется на письме в нарушениях структуры предложения и слова. Это может быть слитное написание двух самостоятельных слов («пит дрова» - «пилит дрова»), служебного и самостоятельного, особенно предлогов и существительных («уворот» - «у ворот»), или сочетание в слиянии двух самостоятельных слов и служебного с самостоятельным («умамы краякофта» - у мамы красная кофта), в раздельном написании частей слова («со чинила» – сочинила»).
    Наиболее сложной формой языкового анализа и синтеза является фонематический анализ слов. Вследствие чего на письме появляются искажения звуко-слоговой структуры слова. Наиболее часто это может быть пропуск гласного, («крова» – «корова»), или согласного, особенно при стечении («ратёт» - «растёт», «мика» - «мишка», «лит» - «лист»), добавление гласного («палаток» - платок»), перестановка букв («коно» - окно»), пропуски, перестановки, вставки слогов («кова» - «корова», «палота» - «лопата», «листиточек» - «листочек»).
    Коррекционная работа по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.
    Предлагается начинать работу с обучения детей определять количество слогов в слове, умения изображать хлопками двух - трёхсложные слова. Анализ звуковых сочетаний можно начинать уже после изучения гласных: А, У, И и усвоения зрительных образов букв, а также соответствующих символов (Ткаченко Т.А.), т.е. проводится анализ звуковых сочетаний гласных из 2 – 3 указанных звуков. Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать сложность различных форм фонематического анализа и последовательность формирования этой функции в онтогенезе. В связи с этим работа проводится в следующей последовательности:
    1. Выделение звука на фоне слова (определение его наличия или отсутствия).
    2. Вычленение звука из начала и конца слова (определение первого, последнего звука, а также его места в слове).
    3. Определение последовательности и количества звуков в слове.
    4. Определение места звука в слове относительно других звуков (какой стоит впереди заданного и после него).
    Фонематический анализ открытого и закрытого слога предлагается вести в следующей последовательности:
    1. Анализ обратного или закрытого слога (АП, УМ, ИН …) - выделяют гласные, а затем согласные после него.
    2. Анализ открытых слогов; те же звуки, но в иной последовательности (ПА, МУ, НИ …)
    3. Дифференциация открытых и закрытых слогов, состоящих из одинаковых звуков (АП – ПА, УМ – МУ, ИН – НИ…).
    Фонематический анализ слова важно начинать с выделения согласного в словах различной слоговой структуры вначале на слух и с опорой на произношение, а в дальнейшем только на слух (без обозначения места) в начале, в конце, в середине слова. Важно отметить, что лучше начинать с простых по артикуляции согласных звуков: М, Н, В, Х,… (так как они реже подвергаются нарушению)
    I. Простые формы звукового анализа:
    • Выделение первого ударного гласного в слове;
    • Выделение первого согласного в слове, последнего согласного в слове;
    • Выделение гласного из середины слова;
    • Определение места звуков в слове (начало – середина конец)
    II. Сложные формы звукового анализа:
    • Определение последовательности звуков;
    • Определение количества звуков;
    • Определение места звуков относительно других.
    Логопедическая работа по развитию сложных форм фонематического анализа проводится в зависимости от обучения грамоте. Необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определённые этапы формирования:
    А) Формирование действия с опорой на вспомогательные средства.
    Б) Формирование действия в речевом плане, исключая зрительные опоры, только проговаривание.
    В) Формирование действия во внутреннем плане.
    При отборе речевого материала придерживались следующей последовательности:
    - односложные слова без стечения согласных;
    - двусложные слова без стечения согласных, состоящие из двух открытых слогов;
    - двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога;
    - двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов;
    - односложные слова со стечением в начале слова;
    - односложные слова со стечением в конце слова;
    - двусложные слова со стечением в начале слова;
    - двусложные слова со стечением в начале слова и в середине;
    - трёхсложные слова.
     
    Тая Дата: Пятница, 18.12.2009, 18:14 | Сообщение # 2
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4207
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    ОШИБКИ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА НА УРОВНЕ СЛОВА.
    Выделяют следующие виды ошибок: раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации, вставки, перестановки, пропуски и повторы слов.
    ОШИБКИ НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ТЕКСТА.
    Пропуски, перестановки и вставки слов. Нарушение количественного и качественного состава предложения. Нарушение границ предложений. Отсутствие границ предложений.
    Этапы коррекционной работы:
    1 Этап. Подготовительный. (Невербальный уровень)
    1. Концентрация внимания.
    2. Работа над ритмической стороной речи.
    3. Переключение и работа по развитию координации.
    2 Этап. Коррекционный (вербальный уровень)
    1. Уровень гласных (знакомятся с гласными звуками и буквами, со слогообразующей ролью гласного, с обозначением гласных при помощи символов).
    2. Уровень слогов (знакомятся с открытыми и закрытыми слогами, с обозначением слогов при помощи схем,…т.д.)
    3. Уровень слов: (в начальный период обучения лучше использовать слова, где написание аналогично звучанию)
    - двусложные слова с открытыми слогами: ва-та, ли-са,…;
    - трёхсложные слова с открытыми слогами: ма – ши – на, …;
    - односложные слова с закрытым слогом: мак, бак, рот …;
    - двусложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли-мон, ка-бан,…;
    - двусложные слова с со стечением в середине слова: бан – ка, руч – ка, ноч-ка,…;
    - двусложные слова с закрытым слогом на конце слова и стечением согласных в середине: чай – ник, кап– кан, зай – чик, …;
    - трёхсложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли-мо-над, ко-ри-дор,…;
    - трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце: ав-то-бус, ав-то-мат,…;
    - трёхсложные слова с двумя стечениями согласных: мат-рёш-ка, гар-мош-ка,…;
    - односложные слова со стечением согласных: флаг, взгляд, лифт …;
    - двухсложные слова с двумя стечениями: звез-да, круж-ка,…
    - четырёхсложные слова: че-ре-па-ха, пи-ра-ми-да,…
    3 Этап. Заключительный.
    Уровень словосочетаний, предложений и текста.
     
    bellem Дата: Среда, 14.10.2015, 11:47 | Сообщение # 3
    Рядовой
    Группа: Пользователи
    Сообщений: 5
    Награды: 0
    Репутация: 0 
    Статус: Offline
    Добрый день! а подскажите пожалуйста, какими рабочими тетрадями вы пользуетесь для работы с 2 классами по дисграфии, обусловленной нарушением различных форм языкового анализа и синтеза??
    спасибо!
     
    sve-ta Дата: Четверг, 15.10.2015, 19:24 | Сообщение # 4
    Майор
    Группа: Проверенные
    Сообщений: 88
    Награды: 0
    Репутация: 0 
    Статус: Offline
    Тоже интересует этот вопрос?
     
    Тая Дата: Воскресенье, 18.10.2015, 04:55 | Сообщение # 5
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4207
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Девочки, по тетрадям Мазановой работаю. Это старый выпуск - в чёрно-белом варианте. У меня именно такие. )))

    http://www.twirpx.com/file/269934/
    http://www.twirpx.com/file/713026/

    Есть новые тетради в цветном варианте.
     
    Тая Дата: Суббота, 24.10.2015, 06:07 | Сообщение # 6
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4207
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Ой, как трудно у меня мягкий знак со второклашками идёт! Уже весь почти материал использовали, а ошибки ещё есть... Вот уж точно, что легче профилактикой заниматься, чем коррекцией!
    Может, подкинет мне кто-нибудь что-то с мягким знаком? wink
     
    Тая Дата: Суббота, 22.10.2016, 08:47 | Сообщение # 7
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4207
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    На протяжении последних десятилетий логопедические методики профилактики, диагностики и коррекции нарушений у детей навыка письма остаются почти неизменными. Между тем, практика работы логопедов с современным поколением младших школьников, страдающих дисграфией, свидетельствует о необходимости внесения существенных изменений в организацию и содержание логопедической работы. Это продиктовано, в первую очередь, изменениями в развитии детей, произошедшими в последние десятилетия. Многочисленные исследования психологов и нейропсихологов свидетельствуют о том, что соматический и психический статусы ребенка неправомерно оценивать исходя из норм вчерашнего дня. Развитие современных детей имеет как темповые, так и качественные особенности, и специалистам необходимо учитывать модификации онтогенетического процесса при организации как диагностической, так и коррекционной работы.Данная проблема стоит сегодня как никогда остро, о чем свидетельствует не только большая распространенность дисграфии, которой страдает более половины учащихся массовых школ, но и трудность ее преодоления, что подтверждается такими цифрами:
    -55,5 % дошкольников имеют ее предпосылки;
    -53 % учащихся вторых классов имеют дисграфию
    -37 % учащихся переходят в среднюю школу с так и не устраненной дисграфией;
    -39 % старшеклассников также имеют дисграфию, в большинстве случаев «осложненную» дизорфографией (Л.Г. Парамонова, 2006).
    По данным исследований (Л.Г. Парамонова, 2006) отдельные виды дисграфии у учащихся вторых классов представлены следующим образом:
    -акустическая и артикуляторно-акустическая - 10,7 %;
    -на почве несформированности языкового анализа и синтеза - 42,1 %;
    -аграмматическая - 5,6 %;
     
    Тая Дата: Суббота, 22.10.2016, 08:54 | Сообщение # 8
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4207
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Мы видим, что наибольшее количество учащихся страдает дисграфией на основе нарушения языкового анализа и синтеза, что говорит об актуальности исследования данной проблемы.
    Наиболее распространенные ошибки при дисграфии, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза, это:
    -пропуск, перестановка, вставка букв,
    - искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
    -раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов),
    -вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
    -нарушение количественного и качественного состава предложения;
    -нарушение или отсутствие границ предложений.
    -пропуски элементов букв, букв, слогов, слов;
    -повторы элементов букв, букв, слогов, слов;
    -контаминации, т.е. слияния частей слов;
    -трудности языкового анализа, в частности, ошибки в выделении границ предложения и слова;
    -орфографические ошибки при знании правил.
    За этими ошибками стоят следующие механизмы:
    -за пропусками - упрощение программы,
    -за повторами - инертное повторение (персеверация) части или целой программы,
    -за контаминациями, антиципациями, вставками - искажение программы,
    -за трудностями языкового анализа - снижение ориентировочной (планирующей) основы деятельности,
    -за орфографическими ошибками - сокращение объема программирования (объема рабочей памяти), когда ученик не может распределить внимание на техническую и на орфографическую стороны письма.
    Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
     
    Тая Дата: Суббота, 22.10.2016, 09:06 | Сообщение # 9
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4207
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Организация логопедической работы по преодолению дисграфии у детей школьного возраста может осуществляться в нескольких методологических подходах.
    Первый подход соответствует современной теории логопедии и базируется на результатах логопедической диагностики детей с проблемами письма. Анализируя диагностические данные, логопед выявляет слабые звенья (прежде всего лингвистические) функциональной системы письма у конкретного учащегося, определяет вид или сочетание видов дисграфии и в соответствии с этим планирует коррекционную работу, опираясь на существующие методические рекомендации по преодолению разных видов дисграфии.
    Такая работа может осуществляться индивидуально или с подгруппами детей одного возраста, у которых наблюдаются одинаковые виды дисграфии.
    В основу этого подхода положен принцип преимущественного воздействия на «слабое» звено или звенья системы письма, формирование их с учетом зоны ближайшего развития ребенка и нормативных возрастных эталонов.
    Здесь несколько ведущих (и традиционных) направлений работы:
    совершенствование фонематической дифференциации звуков речи и усвоение их правильного буквенного обозначения на письме - при коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания (или акустической);
    коррекция дефектов звукопроизношения и совершенствование фонематической дифференциации звуков, усвоение их правильного буквенного обозначения на письме - при коррекции акустико-артикуляторной дисграфии;
    совершенствование навыка произвольного языкового анализа и синтеза, способности воспроизводить на письме звукослоговую структуру слов и структуру предложений - при коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
    совершенствование синтаксических и морфологических обобщений, морфологического анализа состава слова - при коррекции аграмматической дисграфии;
    совершенствование зрительного восприятия, памяти; пространственных представлений; зрительного анализа и синтеза; уточнение речевого обозначения пространственных соотношений - при коррекции оптической дисграфии.
    В каждом из этих направлений выделены этапы работы, предложены виды заданий и упражнений, которые можно использовать в процессе занятий с детьми.
     
    Тая Дата: Суббота, 22.10.2016, 09:09 | Сообщение # 10
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4207
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Второй подход к преодолению дисграфии может осуществляться в русле широкомасштабной коррекционно-развивающей работы школьного логопеда, которая построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой (1984). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность. Кроме того, организация работы с учетом рекомендаций А. В. Ястребовой позволяет школьному логопеду охватить большое количество учащихся.
    В рамках данного подхода коррекционно-развивающая работа посвящена, прежде всего, совершенствованию устной речи детей, развитию речемыслительной деятельности и формированию психологических предпосылок к осуществлению полноценной учебной деятельности.
     
    Тая Дата: Суббота, 22.10.2016, 09:10 | Сообщение # 11
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4207
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Можно выделить и третий подход - в коррекции дисграфии у школьников. И.Н. Садовникова (1995) предлагает свою методику диагностики нарушения письма. Этот подход, как и первый, базируется на результатах логопедического обследования детей с дисграфией, позволяющего выявить неполноценные звенья функциональной системы письма, изучить виды и характер специфических ошибок в письме и на основании этого определить ведущие направления логопедической коррекции. Однако, в отличие от первого, данный подход к коррекции не предусматривает соотнесения выявленных нарушений с тем или иным видом дисграфии, не предполагает жесткого следования какому-либо определенному алгоритму в процессе логопедической работы. Так, среди ведущих И. Н. Садовникова выделяет следующие направления работы по коррекции дисграфии:
    развитие пространственных и временных представлений;
    развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов;
    количественное и качественное обогащение словаря;
    совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов; усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений;
    обогащение фразовой речи учащихся путем ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций и др.
     
    Тая Дата: Суббота, 22.10.2016, 09:15 | Сообщение # 12
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4207
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Психологических и нейропсихологических исследований дисграфии как нарушения психической деятельности (процесса письма) в совокупности всех ее элементов сравнительно мало. Имеющиеся отдельные публикации, в силу ряда причин, остаются неизвестными логопедам. Не хватает также и психологических и нейропсихологических рекомендаций по коррекции дисграфии или психокоррекции детей с нарушениями письма, которые могли бы повысить эффективность профилактической и коррекционной работы логопедов, сделать более информативной схему обследования детей с дисграфией.
    В этом отношении представляют несомненный интерес последние публикации Т.В. Ахутиной, которая с позиции нейропсихологического подхода выделила варианты трудностей письма, механизмы которых до недавнего времени не обсуждались в логопедической литературе. Однако диагностика подобных нарушений и их коррекция силами только педагогов в настоящее время достаточно проблематичны. Рекомендации по их профилактике и преодолению тоже пока еще разрозненны, требуют обобщения и пояснения. Наиболее полно методы коррекции описаны Л.С. Волковой (2007). В них соблюдаются принципы поуровневого анализа речи, предложенные И.Н. Садовниковой.
    Так как у детей с дисграфией, на основе нарушения языкового анализа и синтеза, выделяются 3 основные группы специфических ошибок: на уровне буквы и слога (звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез), на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез), на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез), то выделяются следующие направления работы:.
    Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова (простые формы звукового анализа, сложные формы звукового анализа)..
    Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова..
    Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста.
     
    Тая Дата: Суббота, 22.10.2016, 09:18 | Сообщение # 13
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4207
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Также, коррекционная работа с детьми по развитию языкового анализа и синтеза должна включать в себя:
    работу по интеллектуальному развитию (развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания);
    развитие мелкой моторики пальцев рук (игры с пальчиками, упражнения по обводке предметов, рисование по трафаретам, клеткам, закрашивание контурных изображений линиями, точками, вертикальными и горизонтальными штрихами, упражнения с ножницами);
    развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся инструкции, бытовые и игровые ситуации, грамматические конструкции, расширение словарного запаса;
    развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение (при помощи определений и однородных членов) и употребление в речи простых предложений.
    Таким образом, логопедическая работа предполагает разностороннее воздействие на личность ребенка, в процессе которой должны реализовываться направления по развитию у детей и речевых и неречевых функций.

    Источник: http://diplomba.ru/work/102807
     
    Тая Дата: Суббота, 22.10.2016, 10:45 | Сообщение # 14
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4207
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
    Коррекционная работа по развитию языкового анализа и синтеза сводится к формированию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении.Для развития навыков языкового анализа и синтеза детям предлагаются следующие задания:
    1. Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.
    2. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.Работа с числовым рядом.
    3. Также детей учат составлять графические схемы предложений, отыскивать в схеме определённое слово, читать предложения по схеме. Например:Птицы улетают на юг.
    4. Упражнения на составление распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др. – по сюжетным картинкам). Дворник подметает листья. Осенью дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник быстро подметает листья…
    5. Также нужно показывать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений. Работа с деформированными предложениями.Например: с опорой на наглядность: “гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой” – Петя гуляет с собакой во дворе.Без опоры на наглядность: “дымок, идёт, трубы, из” – Из трубы идёт дымок.“Орехи, в, белка, прячет, дупло” – Белка прячет орехи в дупло. “поливает, лейки, Коля, из, цветы” – Коля поливает цветы из лейки.
    6. Определение места слова в предложении (какое по счёту указанное слово). Работа с числовым рядом.
    7. Определение различий словосочетания и предложения. Предложение – это законченная смысловая единица.Например: распредели на два столбика словосочетания и предложения.Пожелтела трава, идут дожди, кудрявая травка, наступила осень, головки цветов, ранней осенью.
     
    Тая Дата: Суббота, 22.10.2016, 10:49 | Сообщение # 15
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4207
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    8. Определение границ предложения. Выделение предложений из текста (сначала с опорой на сюжетную картинку или на серию картинок, а затем без опоры). Работа с деформированным текстом.Например, с опорой на сюжетную картинку:
    “В конце лета ещё тепло на лугу пасутся лошади люди скосили траву её собрали в большие стога до осени будет сохнуть сено”.
    Без опоры на сюжетную картинку:
    “Стало тепло на лугу появилась зелёная травка на поляне распустились цветы Маруся ловит бабочек Дима и Толя играют в мяч.”
    9. Составление предложений, используя словосочетания.Например: высокие ели, широкие улицы, полная корзина, белый пароход и.т.д.
    10. Упражнения в чтении текста с интонационными обозначениями границ предложения (понижение голоса, паузы).
    11. Списывание текста с подчёркиванием заглавных букв и точек.

    Источник: https://festival.1september.ru/articles/646285/
     
    Форум » РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ » ДИСГРАФИЯ » Дисграфия, обусловленная нарушением языкового ан. и синтеза
    Страница 1 из 212»
    Поиск: