Работа над лексикой - Форум
Воскресенье, 04.12.2016, 17:13
Логопси: логопедия, дефектология, психология

 Работа над лексикой - Форум

Поиск
Новые сообщения
  • ОНР 1 уровня (160)
  • Пособия своими руками (42)
  • Материалы для скачивания /скачать (58)
  • Звуки раннего онтогенеза (293)
  • Формирование слоговой структуры слова (122)
  • Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н. (378)
  • Дефектолог МОУ (2)
  • Коррекция дисграфии (43)
  • Популярные темы
  • В чем трудности у молодых специалистов возникают в работе? (714)
  • Работа над звуками Р - Рь (432)
  • Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н. (378)
  • Звуки раннего онтогенеза (293)
  • Знакомимся ближе... (188)
  • Работа над свистящими звуками (178)
  • ОНР 1 уровня (160)
  • Меню сайта
    Статистика
    Были сегодня
    Тая, Оли, Tamina, Lemuriha, Лана-Лана, Almazik, trofland52, elenasergeevna79, Nata1910, terehova-55, skorbich97
    Последние картинки
    Объявления!
    Требуется помощь!
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    Страница 1 из 3123»
    Модератор форума: Logos 
    Форум » РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ » ОНР » Работа над лексикой
    Работа над лексикой
    Тая Дата: Суббота, 08.08.2009, 12:46 | Сообщение # 1
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4168
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Инна Светлова. Цвет.

     
    Logos Дата: Понедельник, 24.08.2009, 13:39 | Сообщение # 2
    Логопед
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 784
    Награды: 6
    Репутация: 54 
    Статус: Offline
    Лексико-семантические упражнения с синонимами

    Одним из важнейших показателей богатства языка является многообразие синонимов. Синонимы – это слова, различные по своему звучанию, но близкие , даже частично одинаковые по своему значению. Синонимы отражают сущность одного и того же явления, но отражают многообразно, с разными оттенками. Не подменяя друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова.

    Синонимы позволяют подобрать наиболее удачное и точное слово для выражения мысли, передать самые тонкие оттенки смысла высказывания.

    Степень выразительности и эмоциональности окраски каждого слова из группы синонимов (синонимического ряда) бывает различной.

    Например:

    а) рассердиться, разозлиться, разгневаться, рассвирепеть, разъяриться, взбеситься …

    б) надеть (что-нибудь), натянуть, набросить, накинуть, напялить, нахлобучить …

    В зависимости от контекста значения одного и того же слова могут быть различными и относиться к разным группам синонимов, например:

    а) пышный хлеб – это хлеб свежій, мягкий;

    б) пышная природа – торжественная, нарядная, роскошная.

    Слова-синонимы объединяются в одну смысловую группу (ряд, гнездо) по принадлежности к одной части речи. В каждой группе выделяется главное, стержневое, опорное слово, носитель основного смысла. Например:

    а) прилагательные (признаки) – робкий, пугливый, трусливый, боязливый, несмелый …

    б) существительные (предметы) – робость, пугливость, боязливость, несмелость, трусость

    в) глаголы (действия) – робеет, трусит, пугается, боится, дрожит от страха…

    Употребление в речи синонимов делает речь каждого человека богаче, ярче, разнообразнее, точнее, выразительнее, осмысленнее, глубже, содержательнее.

    Главным источником обогащения словарного запаса ребенка синонимами является приобщение его к языку подлинной художественной литературы и устного народного творчества.

    В работе с синонимами можно использовать следующие виды упражнений:

    выделение из группы синонимов (синонимического ряда) наиболее подходящего к контексту слова;

    замена группы синонимов одним словом, более выразительным и чаще употребляющемся в речи

    подбор синонимов к данному слову.

    Лексико-семантическим упражнениям с синонимами должна предшествовать предварительная работа с текстами произведений (чтение, беседа по содержанию, пересказ прочитанного, инсценирование, чтение наизусть заученных стихотворений и т.п.)

    Работа с синонимами предполагает систематическое закрепление материала, повторение, варьирование и даже дублирование упражнений и целых занятий, а также самостоятельное использование синонимов в речевой практике.

    Примерные задания.

    1. Подберите из группы синонимов наиболее точный по смыслу признак к каждому предмету:

    Журавль – огромный, крупный, громадный, исполинский, гигантский, большой, колоссальный, значительный, грандиозный;

    Клюв у журавля – длинный, удлиненный, продолговатый, вытянутый

    2. Замените словосочетания одним словом: возвратиться домой – (вернуться) …

    3. Кто больше назовет синонимов к словам радость, печаль …

    4. Замените предложение другим, похожим по смыслу: Сегодня солнечный день - стоит ясный день

    5. Замените в стихотворении выделенные слова синонимами: Матросская шапка, веревка в руке, тяну я кораблик по быстрой реке – Матросская шапка, веревка в руке, тащу я кораблик по стремительной реке.



     
    Тая Дата: Воскресенье, 25.10.2009, 13:38 | Сообщение # 3
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4168
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Антонимы

    Подбери слово с противоположным значением

    Прикрепления: ant.doc(212Kb)
     
    Olga Дата: Пятница, 19.03.2010, 10:42 | Сообщение # 4
    Подполковник
    Группа: Проверенные
    Сообщений: 114
    Награды: 0
    Репутация: 1 
    Статус: Offline
    Дорогие участники! Подскажите пожалуйста!
    Можно ли тему занятия по развитию лексико-грамматического строя речи озаглавить как лексическую тему ("Мебель"), а в задачах писать: учить образовывать относительные прилагательные и т.д..
    Или нужно озаглавить "Относительные прилагательные", а в задачах писать: активировать словарь по лексической теме "Мебель".
     
    Logos Дата: Пятница, 19.03.2010, 13:26 | Сообщение # 5
    Логопед
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 784
    Награды: 6
    Репутация: 54 
    Статус: Offline
    Я думаю, что правильнее 2 вариант))))


     
    Logos Дата: Понедельник, 02.05.2011, 10:36 | Сообщение # 6
    Логопед
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 784
    Награды: 6
    Репутация: 54 
    Статус: Offline
    Конфетка "Правильно называем предлоги"
    http://dump.ru/file/5110911



     
    ЛОЖ Дата: Среда, 24.08.2011, 16:08 | Сообщение # 7
    Генерал-майор
    Группа: Друзья
    Сообщений: 297
    Награды: 3
    Репутация: 18 
    Статус: Offline
    http://puzkarapuz.org/210053-logopediya-v-dialogax.html
    Логопедия в диалогах
    Книга предлагает подборку материала, который может быть использован как для заучивания наизусть, так и для анализа фонетико-лексико-грамматической стороны речи. В логопедические упражнения включены задания на практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, овладение элементами звукобуквенного анализа. Цель пособия - помочь детям развить навыки диалогической речи в различных ситуациях общения. Задания рассчитаны на детей разных возрастных групп.
     
    ЛОЖ Дата: Среда, 24.08.2011, 16:23 | Сообщение # 8
    Генерал-майор
    Группа: Друзья
    Сообщений: 297
    Награды: 3
    Репутация: 18 
    Статус: Offline
    http://logomag.ru/lib/read/127/
    Л.Г. Парамонова
    Развитие словарного запаса

    Требуется регистрация для того, что бы прочитать
     
    Сорока Дата: Воскресенье, 08.04.2012, 18:42 | Сообщение # 9
    Сержант
    Группа: Пользователи
    Сообщений: 30
    Награды: 0
    Репутация: 6 
    Статус: Offline
    Здравствуйте уважаемые коллеги. У меня такой вопрос, ребенок ОНР 3 уровня под вопросом потому как иногда проходит как песня, а иногда просто полный завал. У ребенка отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Он не может понять как менять окончание с предлогами и вообще он и про предлоги то забывает. Хотя по отдельности в схемах он их знает, а в предложении согласовать никак не может. Что мне делать? Как достучаться до ребенка? Как объяснить чтоб он понял. Он все время все забывает иногда мне кажется что все труды мои напрасны хотя результаты есть и мамочка довольна. И еще у него диагноз гиперактивность.
     
    Тая Дата: Понедельник, 09.04.2012, 19:39 | Сообщение # 10
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4168
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    А возраст какой? И почему под вопросом-то? surprised
     
    Сорока Дата: Вторник, 10.04.2012, 17:14 | Сообщение # 11
    Сержант
    Группа: Пользователи
    Сообщений: 30
    Награды: 0
    Репутация: 6 
    Статус: Offline
    Тая, Потому что всё время сомневаюсь в постановке диагноза боюсь ошибиться. А ребенок собирается в школу осенью то есть 6лет 7 мес. Я делаю упор на предлоги предложно- падежные конструкции. Подскажите как действовать?
     
    Тая Дата: Вторник, 10.04.2012, 20:06 | Сообщение # 12
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4168
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Сорока, так отрабатывать, отрабатывать и отрабатывать... Примерно как звуки автоматизируем. wink Интересует конкретный материал по предлогам? Много такого: печатного и самодельного, т.к. тема в своё время была для меня злободневной, много над ней работала. Только давайте конкретно будем смотреть, если надо. smile
    Да, и темку сменить надо. wink - уйти из лексики в грамматику. smile
    По предлогам можно здесь поговорить.
    Другие вопросы грамматики можно здесь обсуждать.
     
    Сорока Дата: Среда, 11.04.2012, 09:54 | Сообщение # 13
    Сержант
    Группа: Пользователи
    Сообщений: 30
    Награды: 0
    Репутация: 6 
    Статус: Offline
    Тая, Спасибо буду знать.
     
    EKATEPNHA Дата: Вторник, 15.07.2014, 10:48 | Сообщение # 14
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1856
    Награды: 29
    Репутация: 117 
    Статус: Offline
    Немного картинного материала для разных игр и упражнений, объединенных одной лексической темой.
    "Домашние животные. Кошка с котятами":
    Сюжетная картина

    картинки для заучивания потешки "Кисонька-мурысонька"
    — Кисонька-мурысонька,
    Ты где была?
    — На мельнице.
    — Кисонька мурысонька,
    Что там делала?
    — Муку молола.
    — Кисонька-мурысонька,
    Что из муки пекла?
    — Прянички.
    — Кисонька-мурысонька,
    С кем прянички ела?
    — Одна.
    — Не ешь одна! Не ешь одна!

    Картинки-эмоции:


    Развитие мелкой моторики:
    Прикрепления: 9118645.jpg(151Kb) · 6953270.jpg(237Kb) · 3863222.jpg(179Kb) · 8092586.jpg(91Kb)
     
    EKATEPNHA Дата: Вторник, 15.07.2014, 11:01 | Сообщение # 15
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1856
    Награды: 29
    Репутация: 117 
    Статус: Offline
    "Домашние животные. Собака со щенками":
    Сюжетная картина:

    Картинки для пересказа текста: «Подарок»
    Маша проснулась рано утром и тихонько пробралась в гостиную. Нарядная елка стоялапосередине комнаты. Под ее ветвямипрятались новогодние подарки. Вдругбольшая корзина покачнулась и упала на бок. Из нее выкатился маленький смешной щенок. Маша захлопала отрадости в ладоши!



    Картинка на развитие зрительного внимания:
    Прикрепления: 2293501.jpg(185Kb) · 1828425.jpg(119Kb) · 3662453.jpg(63Kb) · 7511430.jpg(40Kb)
     
    Форум » РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ » ОНР » Работа над лексикой
    Страница 1 из 3123»
    Поиск: