Вторник, 23.04.2024, 11:03
Логопси: логопедия, дефектология, психология

 Альтернативная коммуникация - Форум

Поиск
Новые сообщения
  • Ссылки на свои блоги, сайты (28)
  • Знакомимся ближе... (228)
  • Дифференциация Л-В (49)
  • Игры для обследования неговорящих детей (15)
  • Полезные ссылки по массажу (7)
  • Обучение письму. Коррекция нарушений письма (18)
  • Игры для детей от 3 лет (8)
  • Учим буквы, играя (24)
  • Популярные темы
  • В чем трудности у молодых специалистов возникают в работе? (772)
  • Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н. (558)
  • Работа над звуками Р - Рь (491)
  • Звуки раннего онтогенеза (236)
  • Знакомимся ближе... (228)
  • Работа над свистящими звуками (190)
  • ОНР 1 уровня (189)
  • Меню сайта
    Статистика
    Последние картинки
    Объявления!
    Требуется помощь!
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 2
    • 1
    • 2
    • »
    Модератор форума: Logos  
    Форум » ДЕФЕКТОЛОГИЯ » Умственная отсталость » Альтернативная коммуникация
    Альтернативная коммуникация
    Тая Дата: Понедельник, 22.06.2015, 05:43 | Сообщение # 1
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    По ФГОС для детей с ОВЗ введён новый учебный предмет . Попробуем разобраться, каким содержанием его можно наполнить. smile
     
    Тая Дата: Понедельник, 22.06.2015, 05:51 | Сообщение # 2
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Меня сейчас интересует возможность альтернативной коммуникации ребёнка с ДЦП: не ходит, не работает руками, не говорит (есть отдельные звуки и слоги). Поэтому начала поиск полезной информации по этому вопросу.
    Заинтересовала вот такая статья, точнее её часть о календаре.

    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ УДЕТЕЙ С ДЦП С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИОрешкина ЕленаМихайловна
    http://novainfo.ru/archive....y-s-dcp

    Одним из наиболее эффективных способов коммуникации является календарная системаКалендарь — системакоммуникации, в которой символы или предметы - символы используются для
    представления основных видов деятельности в течение всего дня.
    В настоящее времяразрабатываются различные виды календарей, которые используются индивидуально с
    каждым ребенком. Выбор вида и направленности календаря зависит от физических,
    сенсорных, моторных, психических и интеллектуальных возможностей ребенка.
    Первоначально педагог учит детей связывать сигналы (предмет, символ, рисунок,
    жест) с определенными реакциями или поведением - это важное условие для
    обучения коммуникации.
    В календарной системеиспользуются предметы и картинки - символы.Символы — это то, чтообозначает, подразумевает какие-либо действия, понятия, деятельность,
    какой-либо предмет. Общение с помощью символов дает возможность для отражения
    всего, о чем можно говорить. Предмет или картинка указывает ребенку на то, что
    ему предстоит определённый вид деятельности.
    На первой ступени работу строят соследующими типами календарей.1.    Предметный календарь (внём в качестве символов задействованы натуральные и миниатюрные
    схематизированные предметы и их изображения — барельефные, рельефные, контурные).2.    Картинный календарь(изображение какого-либо предмета, вида деятельности или места ее
    осуществления).3.    Календарь, в которомизображение дополнено словом
     
    Тая Дата: Понедельник, 22.06.2015, 05:53 | Сообщение # 3
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Предметный календарь состоит из тактильныхсимволов, они обладают определенными свойствами, они легко находятся и
    определяются детьми, используются для этого такие простые моторные реакции, как
    показ, дотрагивание, перекладывание, удерживание. Восприятие их не требует
    хороших навыков мелкой моторики, соответственно, может быть доступно детям с
    ДЦП.Картинный календарь выполнен полиграфическимспособом, сделан самим педагогом или представляет собой фото-календарь. Такие
    календари вводятся в работу с детьми, имеющими сохранное зрение, глухими или
    слабослышащими умственно отсталыми, умственно отсталыми с нарушениями речи и
    др. Эффективность работы определяется тем, какой календарь лучше воспринимает
    тот или иной ребенок. Затем усложняется и этот тип календарей: кизображению добавляется слово. Однакоэтот календарь для детей более сложен. Его можно предлагать тем, кто уже прошел
    определенные этапы обучения. «Календарь» - это контейнер в виде скрепленных
    коробок или одной деревянной коробки с разграниченными неглубокими отделениями. Одна из задачработы с календарем —планирование деятельности на определенный отрезок времени.Календарь также служитопорой для развития памяти, для накопления и расширения словаря. Использование
    календарной системы с детьми с ДЦП позволяет им переходить от предметного типа
    восприятия к наглядному, тем самым создавая предпосылки для овладения более
    сложными навыками коммуницирования.

    Может быть, кто-то может привести пример использования таких календарей и их образцы в картинках?
     
    EKATEPNHA Дата: Понедельник, 22.06.2015, 11:00 | Сообщение # 4
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 2064
    Награды: 32
    Репутация: 118 
    Статус: Offline
    Цитата Тая ()
    Может быть, кто-то может привести пример использования таких календарей и их образцы в картинках?
    Вот тут http://forum.littleone.ru/showpost.php?p=127610628&postcount=1100 приемная мама показывает такой календарь-дневник. Но там ситуация у ребенка другая. Глухо-немая девочка до 7 лет воспитывалась в дет.доме. Говорить ее не учили никак, ни жестовой речью, ни дактильной. Меньше года назад девочку забрала приемная семья, сделали ей кохлеарную имплантацию, сейчас занимаются с сурдологом. Но поскольку до 7 лет ребенок не говорил и не слышал, то с речью все очень не просто.
     
    Тая Дата: Понедельник, 22.06.2015, 15:35 | Сообщение # 5
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Я так понимаю, это календарь-дневник жизни конкретного ребёнка с его же фотографиями? Нам это не подходит...
    Есть ещё один вид альтернативной коммуникации - пиктограммы. Цитирую эту же статью: 
    Еще одним действенным способом, позволяющим удовлетворять потребность ребенка в общении, является метод пиктограмм. Пиктограммы - это изображение символов, заменяющих слова. Это невербальные средства общения и могут использоваться в следующих качествах:
    • временное средство общения (ребенок пока не говорит, но в будущем может овладеть речью);
    • постоянное средство общения (для ребенка, неспособного говорить и в будущем);
    • облегчающее средство в развитии общения (помощь в формировании элементарных представлений и понятий);
    • подготовительный этап к освоению письма и чтения (применяется с детьми с проблемами в развитии).

    У детей с ДЦП огромное значение приобретают иные виды коммуникации – это поддерживающая и опорная (жесты и мимика, картинки и символы). Специалист учит детей использовать средства невербальной коммуникации как сигнал о своих потребностях: еде, воде, отдыхе, туалете.Звуковой сигнал сопровождается показом пиктограммы и жеста (жестам обучаются дети, у которых нет тяжелых двигательных нарушений). Особое внимание уделяется взгляду, а мимика говорит о чувствах и настроении ребенка (радость, недомогание, беспокойство, покой).Для работы с детьми с ДЦП были выбраны очень конкретные и простые для понимания символы, означающие элементарные желаниям и потребности. Но снижение потребности в речевом общении у детей с тяжелыми двигательными нарушениями ставит перед логопедом необходимость создания мотивов речевой деятельности с использованием различных игровых приемов.Система символов-пиктограмм постоянно дополняется. Карточка, на которой изображен символ, включает в себя и его название, это готовит к овладению глобальным чтением. За основу взяты знаки, представленные в книге «Лёб - система» [9]. Все графические символы вводились в ежедневно повторяющихся ситуациях. Пиктограммы прикреплялись к дверям всех кабинетов, в которых занимаются дети, по пути следования из класса в класс, в столовую и т.д. [11] Пиктограммами обозначались реальные предметы. Учащиеся с помощью взрослого учились соотносить реальный предмет с его символическим обозначением. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок с ДЦП подавал сигнал погремушкой, световой указкой на шапочке либо просто показывал на символы, закрепленные на доске или стене. Если ребенок находился в коляске, его подвозили к подоконнику либо к тому месту, где располагались символы, и он указкой показывал на символ, означающий его желание.В самом начале работы ребенку предъявлялась пиктограмма (показ сопровождается произнесением слова и мимикой). В работе с детьми уделялось внимание пиктограммам, изображающими предметы (на голубом фоне) и действиям с ними (на красном фоне). Отбирались именно те пиктограммы, которые часто встречались в окружающем мире ребенка.Таким образом, работа по внедрению календарной системы и пиктограмм для детей с ДЦП обеспечивает ребенку возможность вступать в общение дома, в школе, в разнообразных жизненных ситуациях.

    Я пыталась ввести такие пиктограммы в работу, но мне они не понравились: бледноватые, неяркие... А у дитя проблемы со зрением или зрительным восприятием. Карточки предлагаются мелкие - как-то не получилось их использовать... Может, не так использовала... Но всё равно я предпочла бы более чёткие, лучше чёрно-белые пиктограммы. Никто не встречал?
     
    Тая Дата: Понедельник, 22.06.2015, 15:43 | Сообщение # 6
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Ещё нашла интересную тему по альтернативной коммуникации:
    http://belapdi.org/forum/viewtopic.php?p=4624

    Средства альтернативной коммуникации

    Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Существует огромное количество устройств для детей, которые не могут говорить, поскольку сами эти дети очень отличаются друг от друга. Критерии при выборе средств альтернативной коммуникации включают когнитивные и моторные навыки ребенка, его стиль обучения, коммуникационные потребности и способность к чтению. 

    Применение средств альтернативной коммуникации может быть чрезвычайно эффективным для "неговорящих" детей. Если ребенок никогда не говорил, то он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение средств альтернативной коммуникации предоставит такому ребенку способ для социальной коммуникации с другими людьми. Если было решено, что данному ребенку подходят средства альтернативной коммуникации, то ответственность всех людей в его окружении – моделировать систему общения.

    Существуют различные средства альтернативной коммуникации, включая:

    - Система PECS - коммуникационная система обмена картинками 

    - Жестовый язык

    - Интерактивные коммуникационные доски

    - Коммуникационные карточки-подсказки

    - Книги "разговоров"

    - Коммуникационные устройства с синтезатором речи 

    Что нам может подойти? Посоветоваться бы со специалистами, чтобы велосипед в очередной раз не изобретать...
     
    Тая Дата: Понедельник, 22.06.2015, 17:09 | Сообщение # 7
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация: методический сборник PDFМетодический сборник. — Новосибирск: Городская общественная организация инвалидов "Общество "Даун синдром", 2012. — 31 с.

    Методический сборник подготовлен для сети Лекотек — служб психологического сопровождения и специальной педагогической помощи детям и родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития, с использованием игротерапевтических приемов в рамках ведомственной целевой программы "Дети и город" на 2012—2016 гг.http://www.twirpx.com/file/1665193/
     
    Тая Дата: Понедельник, 22.06.2015, 17:12 | Сообщение # 8
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Соловьева Виктория. Моя книга с пиктограммами и фотографиями по темам PDFПособие. — 2013. — 171 с.

    «Моя книга» - так я назвала свое пособие. Название символично, я могу сказать моя книга, как автор, который ее разработал, но ребенок, который будет использовать ее как свою коммуникативную книгу, также скажет – моя книга.
    «Моя книга»- уникальна тем, что она не имеет нумерации страниц, это значит что у нее нет начала и конца. Каждая страница логически завершена. Специалисты и родители могут использовать только те страницы, которые им необходимы.
    «Моя книга» содержит пиктограммы и фотографии по темам, которые можно оставить в книжном варианте, либо вырезать и использовать, как пиктограммы для игр или коммуникационной книги. Кроме того в пособие визуализированы тексты и стихотворения.
    «Моя книга» в конце содержит приложения в виде готовых пиктограмм распорядка дня дошкольника и школьника, дома и в реабилитационном центре.

    http://www.twirpx.com/file/1636984/
     
    Тая Дата: Понедельник, 22.06.2015, 17:16 | Сообщение # 9
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Баряева А.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я - говорю! Упражнения с пиктограммами. Ребенок и его игрушки PDFМ.: Дрофа, 2007. — 30 с.

    Рабочая тетрадь предназначается для работы с детьми, имеющими различные формы речевого недоразвития, нарушения в интеллектуальной деятельности.
    Она содержит уникальную инновационную методику всестороннего развития ребенка, основанную на использовании письменного знака в виде рисунка-пиктограммы.
    http://www.twirpx.com/file/1699613/
     
    Тая Дата: Понедельник, 22.06.2015, 17:17 | Сообщение # 10
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Баряева А.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я-говорю. Упражнения с пиктограммами. Ребенок и явления природы JPGМ.: Дрофа, 2008. - 31 с., ил.

    Рабочая тетрадь входит в комплект "Я - говорю!". Издание предназначено для работы с детьми, имеющими тяжелые формы речевого недоразвития, различные нарушения в интеллектуальной деятельности. Оно содержит уникальную инновационную методику всестороннего развития ребенка, основанную на использовании письменного знака в виде рисунка-пиктограммы.
    Книга может использоваться как в индивидуальной педагогической практике, так и при реализации образовательных программ коррекционной направленности в детских садах и школах.
    http://www.twirpx.com/file/1089585/
     
    Тая Дата: Понедельник, 22.06.2015, 20:00 | Сообщение # 11
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    КОММУНИКАЦИЯ
    (ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ):
    ПЕРВЫЕ ШАГИ

    Е.  Т. Землянова,
    учителъ-дефектолог яслей-сада № 30 г.  Бреста,
    Т. В. Лисовская,
    научный  сотрудник Национального  института  образования


    Дэфекталогiя 4/2005 с. 18-26.
    В статье приводится также примерная 
    программа   по   предмету
    (поддерживающая   Коммуникация)


    Подробнее вы можете ознакомиться с данным материалом, скачав его с сервера
    http://defectus.ru/load....1-0-144

     
    Тая Дата: Понедельник, 22.06.2015, 20:07 | Сообщение # 12
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
     Вот эту книжку нашла только в очень плохом качестве, а самих пиктограмм совсем не нашла... В системе всего 60 пиктограмм - нам бы это могло подойти...
     
    Тая Дата: Вторник, 23.06.2015, 16:56 | Сообщение # 13
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Ещё вопрос: как эти пиктограммы преподнести ребёнку, который плохо действует руками. Система карточек вряд ли подойдёт... Может, кто самоделку какую-то предложит?
     
    Тая Дата: Вторник, 23.06.2015, 18:47 | Сообщение # 14
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Не хотелось брать эту систему, т.к. предполагается использование очень большого количества карточек, но пока не нашла больше ничего ощутимого.
    Шесть шагов PECS
    http://studopedia.net/12_105635_shest-shagov-PECS.html
    Есть карточки, но не знаю, как они будут распечатываться (мой принтер в ремонте)...

    Эти карточки и другие...


     
    Тая Дата: Вторник, 23.06.2015, 18:57 | Сообщение # 15
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Заказала в интернет-магазине альбом и немного карточек для начала.

    http://raspisanie.me



    Теперь надо искать программу...
     
    Форум » ДЕФЕКТОЛОГИЯ » Умственная отсталость » Альтернативная коммуникация
    • Страница 1 из 2
    • 1
    • 2
    • »
    Поиск: