Развитие фонематических процессов - Форум
Пятница, 09.12.2016, 16:30
Логопси: логопедия, дефектология, психология

 Развитие фонематических процессов - Форум

Поиск
Новые сообщения
  • Формирование глагольного словаря (35)
  • ОНР 1 уровня (162)
  • Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н. (381)
  • Пособия своими руками (42)
  • Материалы для скачивания /скачать (58)
  • Звуки раннего онтогенеза (293)
  • Формирование слоговой структуры слова (122)
  • Дефектолог МОУ (2)
  • Популярные темы
  • В чем трудности у молодых специалистов возникают в работе? (714)
  • Работа над звуками Р - Рь (432)
  • Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н. (381)
  • Звуки раннего онтогенеза (293)
  • Знакомимся ближе... (188)
  • Работа над свистящими звуками (178)
  • ОНР 1 уровня (162)
  • Меню сайта
    Статистика
    Были сегодня
    EKATEPNHA, омел, an5, erni28, lapin2000, полив, skronts, natali19_83, Медведёнок, mustafinaov71, razinusa
    Последние картинки
    Объявления!
    Требуется помощь!
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    Страница 1 из 212»
    Модератор форума: Logos 
    Форум » РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ » ФФН » Развитие фонематических процессов
    Развитие фонематических процессов
    Тая Дата: Пятница, 29.10.2010, 16:15 | Сообщение # 1
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4170
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    smile
     
    Тая Дата: Воскресенье, 31.10.2010, 19:35 | Сообщение # 2
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4170
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Фонематический слух. Почему это важно? Упражнения.
    Слух – это врожденная особенность организма. Он присущ не только человеку, но и многим животным. Он помогает сохранить ориентацию в пространстве. Это также важно для организма, как наличие рук или ног. Если слух отсутствует, человек получает инвалидность. Существует мнение, что ребенок рождается с абсолютным слухом, но если это умение не поддерживать, его «абсолютность « исчезает. Что же останется? Как же не дать слуху снизиться?

    Что такое абсолютный слух? Это максимальное развитие всех его сторон. Почему некоторые дети говорят сразу чисто, а другим приходится потеть на занятиях с логопедом? Почему у некоторых людей есть музыкальный слух, а другим «медведь на ухо наступил»? Почему количество людей с развитым музыкальным слухом довольно-таки небольшое, если сравнивать с количеством правильно говорящих людей? Все зависит от того, какие звуки окружали ребенка.

    Слух ребенка начинает развиваться во время беременности матери. Еще находясь в утробе матери, малыш слышит ее сердцебиение, шум, создаваемый движением крови по сосудам, громкие звуки, доносящиеся снаружи. Когда он родится, количество звуков увеличится в десятки тысяч раз. Все эти звуки сливаются в один монотонный шум, среди которого ребенок различает свой плач. Вот почему слух считается абсолютным. Ребенок слышит все, даже то, на что мы не обращаем внимания .Взрослые умеют сосредоточиваться на тех звуках, которые важны в данный момент, не обращая внимания на сопутствуюшие. У новоpoжденного слуховое внимание не развито. Этому предстоит научиться в ближайшее время. За разделение шума на звуки и отвечает фонематический слух. В первую очередь ребенок научится выделять звуки, которые повторяются часто. Одним из первых достижений будет выделение маминого голоса, изучение его интонаций. Частое исполь зование в общении с ребенком его имени позволит ему запомнить это слово. Он еще не будет знать, что его так зовут, но то, что этот набор звуков говорит о нем, поймет точно. Вот так с первых минут жизни ребенок развивает свои фонематические процессы. Если в этот период ребенок будет часто слышать музыку, она станет его неотъемлемой частью. Когда мама поет колыбельную и в такт укачивает ребенка, у него развивается чувство к ритма. Когда малыш подрастет, можно потанцевать с ним на руках. Пусть учится двигаться в такт музыке. Если мама в свое время это сделала, она помогла своему ребенку понять значимость музыки, научила его слушать мелодию, выделять в ней сильные и слабые доли, веселый и грустный характер. Это и есть не что иное, как музыкальный слух. Если он развился в младенчестве (что, согласитесь, не так уж сложно), никуда он уже не денется, музыкальный слух останется на всю жизнь, даже если ребенок не будет музыкантом.

    Что же будет с ребенком, если ничего не развивать? Например, слышащий ребенок родился у глухонемых родителей. Речевые звуки слышит редко (ни улице, в поликлинике), а значит , не чувствует их важность, а потому не умеет их различать, а тем более пользоваться до попадания в постоянную речевую среду такие дети не умеют разговаривать). Немного лучше положение у детей, которые растут в доме малютки. Они речь слышат, но в недостаточном количестве. Конечно же, о музыкальном слухе таких детей и говорить не приходится. Из-за недоразвитого фонематического слуха практически все дети отстают в речевом развитии, у них нарушена звуко произносительная сторона.

    Задумайтесь, почему совершенствовать знания иностранного языка лучше в той стране, где все говорят на нем? Нужно побывать в речевой среде изучаемого языка, чтобы уловить его характерные черты и научиться им подражать.

    Если у ребенка нет анатомических изъянов артикуляционного аппарата, если не нарушена его иннервация, проблем со звукопроизносительной стороной речи не будет при условии развитого фонематического слуха. Как ребенок учится говорить? Глядя на артикуляцию взрослых, пытается по подражанию создать звук. Прислушивается к нему, сравнивает с правильным вариантом, а потом тренируется, пока не получится необходимый звук. А если он не умеет вслушиваться, не может найти необходимую интонацию, не видит различий в правильном и неправильном произношении, он не будет пытаться совершенствовать свои умения. Если ребенок не может установить очередность звуков в слове на слух, он не сможет его написать или напишет, но поменяв слоги местами, перепугав похожие звуки между собой. Так важно ли иметь развитый фонематический слух? Думаю, да. Надеюсь, что и у вас, дорогие читатели, другого ответа не будет.

    Как же узнать о степени развития фонематических процессов вашего ребенка? Предложите ему игры, описанные ниже. Их можно использовать как диагностические, так и как развивающие. Не стоит забывать о возрасте. Если вашему малышу три года и он не справляется с последним заданием, ничего страшного, а вот если ребенку пора идти в школу, а он не осилил и половины, нужно срочно начинать занятия. И не обязательно с логопедом, здесь родители могут справиться самостоятельно. Главное — захотеть помочь своему ребенку.

    Итак, первый этап заключается в обучении различать неречевые звуки, то есть те, которые мы слышим, но не умеем произносить.

    Что звучит?

    В этой игре есть три этапа по сложности различения звуков:

    1 Барабан, колокольчик или погремушка?

    2 Связка ключей, деревянные ложки или шелест бумаги?

    3. Запакованные в коробочки макароны, рис или манка?

    Солнце-дождик

    Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит солнышко (при этом взрослый тихонько звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он сильно ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему — спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

    Угадай, что нужно делать

    Дети сидят полукругом. У каждого в руках флажок. Если воспитатель сильно ударит в бубен, дети поднимают вверх флажки и машут ими. Если ударяет тихо, руки лежат на коленях.

    Угадай, на чем играю

    Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, бубном, пианино, дудочкой, свистком. Демонстрирует их звучание. Затем убирает игрушки за ширму. Сыграв на одной из них, просит детей угадать, что звучало.

    Слышим звон и знаем, где он

    Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

     
    Тая Дата: Воскресенье, 31.10.2010, 19:36 | Сообщение # 3
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4170
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Только после того как ребенок легко и непринужденно сможет различать неречевые звуки, можно переходить к более сложным упражнениям. Даем элементарное представление о звуке. Объясняем, что один и тот же звук может звучать по-разному.

    А-А-А — покажи горло врачу

    А-А-А — покачай куклу

    А-А-А — тебе больно

    O-O-O — стонет бабушка

    0-0-0—потянулся папа

    0-0-0 — поет певец

    Сначала ребенок сам учится воспроизводить звук, а потом за него это делает взрослый, а он отгадывает, что в данный момент происходит.

    Кто так умеет

    На столе лежат игрушки: барабан, часы, молоток, поезд. Взрослый объясняет, что каждый из них умеет издавать определенный звук: барабан- бам-бам-бам, часы – тик-тик-тик, молоток – тук-тук-тук, поезд – чух-чух-чух.

    Потом просим ребенка показать, на что похож звук «бам-бам-бам»?

    Отгадай, кто говорит

    В гости пришли животные: кошка с котенком, собака со щенком, мышь с мышонком, утка с утенком. Продемонстрируйте, кто как говорит (мама — более грубым голосом, ребенок – тоненьким). А потом играем в прятки: все сидят тихо, и вдруг кто-то заговорил. Сначала пусть ребенок выступит в роли животных, а потом он будет отгадывать.

    Три медведя

    Михайло Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка произносят одну и туже фразу. «Кто ел мою кашу?» — разными голосами. Потом ребенок, не видя героев, должен угадать, кто говорит в данный момент.

    От звукоподражаний переходим к словам.

    Горячий – холодный

    Эта игра очень напоминает игру «Съедобное – несъедобное». Нужно поймать мяч на услышанное слово «холодный» или оттолкнуть на слово «горячий»

    Один – много.

    На столе лежат картинки с изображением предметов, обозначенных словами в форме единственного множественного числа. Например, на одной картинке изображена конфета, на другой — конфеты (чашка, чашки, мяч, мячи, окно, окна и т. д.). Спрашиваем: «Где чашка? Где окна?» Если ребенок справится с этим заданием значит, он выделил последний звук в слове. Это уже начало звукового анализа.

    Для того чтобы ребенку было легче ориентироваться в потоке звуков, нужно ему объяснить, как получается звук. В его образовании принимают участие губы, зубы и язык. Чтобы это увидеть, понадобится зеркало. Теперь можно попробовать выделить звук в потоке произносимых. Сначала пусть ребенок следит за вашей артикуляцией, постепенно делайте ее менее выразительной и в конце концов прикройте рот или отвернитесь, чтобы в определении звука участвовал только слух. Начинать нужно с гласных или тех согласных, которые можно произнести протяжно:

    Найди [а] среди букв: УАОИРСЭАМА

    Найди [ш] среди букв: АОШСУШОНШ

    Если ребенок справляется с заданием, можно пред* дожить ему для анализа несколько слов с первым гласным звуком. Сначала пусть первый звук будет ударным, потом безударным, а затем придет время и согласных. Например: если услышишь звук [а], хлопни в ладоши.

    МИР, СТОЛ, АНЯ, СУП, АСТРА, БОРЩ, АЛЛА

    АНАНАС, ДОМ, АВТОБУС, СОК, РУКИ, АНТОН

    Как только ребенок научился выделять первый звук в словах, можно в виде закрепления выполнить графические диктанты, смысл которых состоит в том, чтобы раскрасить клеточку в правильный цвет. Название цвета будет зависеть от первого звука произнесенного слова, например «ракета». Понадобится лист, расчерченный на квадратики 8*9, карандаши синего и желтого цветов. Если слово начинается на [б], [6’], значит, цвет клеточки белый, т. е. закрашивать ее не нужно, просто пропускаем.
    Саранча, сок, собака, стол, бегать, снег, стул, самокат, сад,
    смелый, сильный, строгий, батон, бизон, бор, слово, свежий, сложный,
    столб, сезон, свет, белка, жизнь, бак, слезы, Саша, сутки,
    сумка, соль, сазан, бомба, буря, баня, слон, самолет, сова,
    самосвал, Сеня, стадо, бабушка, живот, бок, слепой, соленый, сладкий,
    салют, баран, сапоги, буква, билет, багет, солнце, блестит, слива,
    слив, бодаться, будет, Боря, боль, балет, бал, баритон, смеяться,
    бочка, банка, ступа, слезы, сыщик, сверло, сметана, батарея, борщ.

     
    Тая Дата: Воскресенье, 31.10.2010, 19:37 | Сообщение # 4
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4170
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    После таких упражнений самое время поработать над слуховой памятью. Что это такое? Это способность упорядочивать услышанные звуки, составляя из них слова. Мы используем этот вид памяти каждый день и не только в момент общения, но и при написании слов. Например, вы хотите написать слово «ёжик». Практически любой взрослый человек может его написать без ошибок, при этом даже с закрытыми глазами и думая о совершенно другом. Почему-то все взрослые быстро забывают, как зто же слово они в первом классе писали 10 минут! Ребенок в уме разложил это слово на звуки: [й'ожык]. Вспомнил, что (й) и (о) объединяются в букву «ё», что после никогда не пишется буква «ы». И в момент такой серьезной работы мозга ребенок старается выводить буквы в своей тетради. Вот сколько сил мы затрачиваем для того, чтобы написать такое короткое и, казалось бы, легкое слово. Но ребенку было бы еще тяжелее, если бы он был не в состоянии сделать самый первый шаг—разложение слова на звуки. Здесь нужно услышать не только наличие звука в слове, но и порядок звуков в слове. К сожалению, многие дети приходят в школу, не умея этого делать. И если ребенок начнет писать слова, не умея делать звуковой анализ, ему грозит дисграфия. А ее преодолеть намного тяжелее, чем развить фонематические процессы. Итак, приводим первое упражнение на концентрацию слухового внимания и развитие слуховой памяти.

    Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке: мак-бак-гак

    ток-тук-так

    бык-бак-бок

    дам-ДОМ-ДЫМ

    моток-каток-поток

    батон-бутон-бетон

    будка-дудка-утка

    клетка-плётка-плён ка

    Или предложите ребенку прослушать четыре слова и выбрать из них то, которое отличается от остальных:

    канава-канава-какао-канава

    ком-ком-кот-ком

    билет-балет-билет-билет

    дудка- будка-будка-будка

    Важно научить детей подбирать рифмы. Ведь тогда он сможет улавливать подобность звукового состава разных слов. Для этого сначала нужно поиграть в такую игру.

    Футбол

    Представьте, что вы пришли на стадион. Ребенок—болельщик одной из команд. Хлопаем и кричим (скандируем) слова: no-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско – рей, спе¬ши, у-ра.

    Эта игра научит делить на слоги слова. Далее пробуем посчитать количество хлопков (слогов), учим сравнивать слова по слоговому составу.

    Следующим заданием на пути к умению подбирать рифмы будет игра «Третий лишний».

    Третий лишний

    Из трех слов, названных взрослым, ребенок должен выбрать то, которое по звуковому составу не похоже на два остальных.

    Мак-бак-банан

    Сом-индюк-ком

    Лимон-вагон-кот

    Так-рак-веник

    После этого предлагаем отгадать загадки, где ответ будет в рифму.

    Два брюшка и четыре ушка. Все зовут ее… (подушка).

    Никуда не спешит, Никогда не бежит, Под панцирем без страха Гуляет… (черепаха).

    Вот такими несложными игровыми упражнениями можно достичь абсолютного состояния развития фонематического слуха. Возможно, многое из изложенного здесь вы знаете, уже использовали в игре со своим ребенком, даже не подозревая, что в ходе этой игры занимаетесь его развитием. Наверняка вы играли в «Города», где нужно придумывать названия городов на последнюю букву названия предыдущего города, или «Слова», в ходе которой можно называть по тому же принципу лю¬бые слова, кроме собственных имен. Эти игры очень известны, потому что скрашивают досуг людей любого возраста. Но, если разобраться, это очень сложная обучающая игра. Ведь в ходе этой игры ребенок учится выделять первый и последний звуки в словах, расширяет свой словарный запас, улучшает память, внимание и мышление.

    Все игры, изложенные в этом материале, очень просты и доступны даже самым маленьким детям, но по своей значимости не уступают обучению чтению и письму. Начните с простого, чтобы потом не было проблем с обучением сложному.

    Источник:
    http://kinderlove.ru/archives/1121

     
    anfisa Дата: Воскресенье, 15.06.2014, 18:37 | Сообщение # 5
    Генерал-лейтенант
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 647
    Награды: 10
    Репутация: 62 
    Статус: Offline
    Модифицированная рабочая тетрадь " Развиваем фонематическое восприятие"
    Автор учитель-логопед Молчанова Ж.А.
    https://yadi.sk/d/OnjSVGUSTSaX6 
     
    EKATEPNHA Дата: Суббота, 20.12.2014, 23:20 | Сообщение # 6
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1860
    Награды: 29
    Репутация: 117 
    Статус: Offline
    Девочки, подкиньте, пожалуйста, еще игр на фонематику. У меня в этом году две прямо таки "фонематически глухие" ученицы. Автоматизация вообще не двигается, правильно говорят только в отраженной речи.
     
    Тая Дата: Воскресенье, 21.12.2014, 09:16 | Сообщение # 7
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4170
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    На дифференциацию  звуков?
     
    EKATEPNHA Дата: Воскресенье, 21.12.2014, 09:50 | Сообщение # 8
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1860
    Награды: 29
    Репутация: 117 
    Статус: Offline
    Цитата Тая ()
    На дифференциацию звуков?
    Всяких: и на дифференциацию, и на выделение заданного звука в слове. Все игры, что есть у меня в арсенале, я уже перепробовала. Вот ищу еще какие-нибудь упражнения, игры,задания. Они обе не могут сами сказать слово правильно, хотя звук уже в прошлом году по весне появился. За мной повторяют правильно, а сами не говорят, не слышат, где надо его сказать.
     
    Тая Дата: Воскресенье, 21.12.2014, 10:30 | Сообщение # 9
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4170
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    На скорую руку кину ссылки на онлайн-альбомы (там можно покопаться...)
    На дифференциацию звуков

    Дидактический онлайн-альбом по логопедии по формированию языкового анализа и синтеза

    Дидактический онлайн-альбом по логопедии "Обследование речи детей через игру"
     
    Тая Дата: Воскресенье, 12.04.2015, 18:12 | Сообщение # 10
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4170
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Девочки, мне срочно понадобились какие-нибудь материалы для распечатки по развитию фонематического слуха и дифференциации звуков на слух. Нужны для того, чтобы дать заботливым родителям при подготовке к школе. Масса деток не различают на слух звонкие-глухие согласные, многие свистящие-шипящие и соноры. Посоветуйте что-нибудь. Надо к субботе. Искать самой долго, а неделя страх как загружена...
     
    EKATEPNHA Дата: Воскресенье, 12.04.2015, 22:14 | Сообщение # 11
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1860
    Награды: 29
    Репутация: 117 
    Статус: Offline
    Миронова рабочие тетради для развития фонематического слуха
    Доступно только для пользователей
     
    EKATEPNHA Дата: Воскресенье, 12.04.2015, 22:32 | Сообщение # 12
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1860
    Награды: 29
    Репутация: 117 
    Статус: Offline
    Еще Коноваленко тетради "Парные звонкие и глухие" . Таня, у тебя они есть или выложить?
     
    Тая Дата: Понедельник, 13.04.2015, 08:29 | Сообщение # 13
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4170
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Спасибо, Катя! Тетради Коноваленко у меня есть.
     
    Совунья Дата: Пятница, 27.11.2015, 15:32 | Сообщение # 14
    Лейтенант
    Группа: Пользователи
    Сообщений: 64
    Награды: 0
    Репутация: 3 
    Статус: Offline
    Прошу помощи коллективного разума! Имеется мальчик 6,5 лет. Межзубные свистящие, но успешно автоматизируем. Но вот что неожиданно вылезло. Он совершенно не в состоянии определить место звука в слове. Даже первый звук не выделяет, вернее, вместо него выделяет первый слог. Пытались ежика водить вдоль линейки одновременно с проговариванием слова с определенным звуком: где ежик, когда произносим Р?  Вроде показывает, но ощущение, что наугад. Он ходит в гимназию на подготовку, там требуют практически полный звуковой анализ. 
    В общем, что-то я в затруднении. Такое ощущение, что он не понимает, что я от него хочу. Хотя мальчик вроде сообразительный. Есть еще трудности со слуховой памятью: не всегда может повторить 3 слога с одним согласным, но разными гласными
     
    EKATEPNHA Дата: Пятница, 27.11.2015, 17:24 | Сообщение # 15
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1860
    Награды: 29
    Репутация: 117 
    Статус: Offline
    Совунья, детям действительно бывает очень трудно определить место звука в слове. Не понимают они, что от них хотят. Если вашей задачей является только постановка звуков, то фонематическим анализом можно и не заморачиваться. Если это от вас тоже хотят, то сначала давайте мальчику определять первый и последний звук в слове (середину пока не трогаем). Причем для определения первого звука берем слова начинающиеся на гласные, для последнего - заканчивающиеся на согласные. Эти звуки (первый и последний) очень утрированно выделяем с своей речи. Проводим упражнения типа "Подари подарки буквам": кладем перед ребенком 2-3-4-5 знакомых ему гласных и называем картинки, утрированно произнося первую гласную,  он должен положить картинку к соответствующей гласной. Как-то похоже можно играть с согласными в конце слова. Если ребенок не может выделить даже первый гласный\ последний согласный, произнесенный утрированно, то начинаем с упражнения "поймай звук". Когда вы называете разные звуки и просите ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук.
    Подбор картинок для упражнения "Подарки буквам"
    А
    $IMAGE1$
    $IMAGE1$

    О


    И


    У


    Э
    Прикрепления: 0005081.jpg(124Kb) · 2070498.jpg(165Kb) · 9255426.jpg(140Kb) · 9402710.jpg(121Kb)
     
    Форум » РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ » ФФН » Развитие фонематических процессов
    Страница 1 из 212»
    Поиск: