Теоретический аспект - Форум
Вторник, 17.01.2017, 00:47
Логопси: логопедия, дефектология, психология

 Теоретический аспект - Форум

Поиск
Новые сообщения
  • Дифференциальная диагностика (2)
  • Прописи (6)
  • С Рождеством! (3)
  • Запуск речи у неговорящих детей (85)
  • Сенсорная интеграция (29)
  • C Новым годом! (25)
  • ФГОС для детей с ОВЗ (48)
  • Аутизм и аутистические черты (34)
  • Популярные темы
  • В чем трудности у молодых специалистов возникают в работе? (714)
  • Работа над звуками Р - Рь (444)
  • Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н. (386)
  • Звуки раннего онтогенеза (293)
  • Знакомимся ближе... (190)
  • Работа над свистящими звуками (178)
  • ОНР 1 уровня (165)
  • Меню сайта
    Статистика
    Последние картинки
    Объявления!
    Требуется помощь!
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    Страница 1 из 11
    Форум » ДЕФЕКТОЛОГИЯ » Дискалькулия » Теоретический аспект
    Теоретический аспект
    Тая Дата: Суббота, 31.08.2013, 09:38 | Сообщение # 1
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4205
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Это неспособность к счетным операциям, часто сочетающаяся с дисграфией(проблемы с выражением своих мыслей на письме, часто дисграфией обозначают чрезвычайно плохой почерк). В пределах десятка ребенок еще может правильно складывать и вычитать. Но действия с более крупными числами для него недоступны.Впрочем, некоторым нелегко даже прибавить два к трем. Трудности возникают и при назывании: быстро установить «соседей», допустим, числа 25 или осмыслить его структуру школьнику не удается. Он не ориентируется в показаниях часов, поскольку плохо разбирается в расположении стрелок на циферблате. Умножение, деление даются проще – ребенок механически запоминает таблицу умножения и пользуется ею при необходимости.У старших учеников появляются проблемы с черчением, физикой, химией; нередко они путают исторические даты, так как не могут соотнести число с его цифровым обозначением.Что делать? Дискалькулия связана с несформированностью высших психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия и т.д.Родители могут самостоятельно проводить игры на развитие этих функций (по теме выпущено множество книг и пособий). При решении задач ребенок должен образно представить их содержание, делать зарисовки.Но в дополнение рекомендуется пройти медицинское обследование у невролога, психиатра, а также у логопеда и психолога (нейропсихолога). Для преодоления дискалькулии требуется комплексная медико-педагогическая работа.
     
    Тая Дата: Суббота, 31.08.2013, 10:01 | Сообщение # 2
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4205
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    В основе дискалькулии лежит неспособность оценивать количество объектов с первого взгляда (то есть без пересчета). За эту функцию в мозге отвечаетвнутритеменная борозда теменной доли. У людей, страдающих таким недугом, данный участок мозга меньше, чем у здоровых людей, и недостаточно активен.
    Данный синдром проявляется в следующих симптомах:
    • Неспособность к быстрому распознаванию количества предметов в поле зрения. Например, человек не сможет понять, какое количество имеют 3 книги на столе, пока не посчитает их по одной.
    • Присутствие высоких сложностей при вычислении с помощью цифр. Например, человек, страдающий дискалькулией, не сможет понять, почему 3 + 3 = 6.
    • Наличие сложностей с абстрактным счётом времени. Например, подобные люди всегда опаздывают на запланированные встречи.
    • Отсутствие понятия интуитивного вычисления пройденного расстояния.
    • Наличие сложностей с координацией движений.

    Так или иначе, это не является показателем интеллекта. Люди, имеющие синдром дискалькулии, часто становятся поэтами, художниками, скульпторами, и, следовательно, не имеют проблем в изучении языков или писания.
    В коррекции недуга могут помочь специальные обучающие компьютерные программы, разработанные на основе нейробиологических данных.
    Источник
     
    Тая Дата: Суббота, 31.08.2013, 10:02 | Сообщение # 3
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4205
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Симптомы дискалькулии
  • Ребенок не понимает структуру числа;
  • Операции со сложными числами вызывают серьезные затруднения;
  • Ребенку трудно сравнить количества предметов;
  • Не может произвести цепочки арифметических действий;
  • Не понимает смысла этих арифметических действий (сложив числа 3 и 45, может получить 388);
  • Не может запомнить математические термины.
    Причины дискалькулии
  • Математическая фобия. Некоторые школьники имели негативный опыт обучения в прошлом, из-за которого у них появились неуверенность в себе и страхи перед математическими  примерами.
  • Слабая обработка зрительной информации. При этом дети не могут правильно визуализировать математические ситуации и числа в задаче. Это нарушение называют еще «невербальные учебные трудности». Совместно с этими нарушениями наблюдаются нарушения в правописании и проблемы с почерком, хотя чтение и письмо при этом не страдают.
  • Невозможность установить последовательность. Дети с такими нарушениями не способны запомнить факты и формулы, которые требуются для математических расчетов. Очень часто сопровождается нарушениями и в других областях (правописание, чтение).
    Коррекция дискалькулии
    Мероприятия по лечению данного заболевания проводят в школьных логопедических пунктах, в поликлиниках, детских специализированных учреждениях. Для коррекции необходима совместная работа различных специалистов (логопед, невролог, психолог и другие). Проводят курс лечения для активации деятельности структур головного мозга, устраняют нарушения зрительно-пространственного гнозиса и высших функций. Развивают зрительно-пространственную мыслительную деятельность, способность программирования математических конструкций, логико-абстрактную деятельность. Формируют у детей процессы самоконтроля.
     Источник
  •  
    Тая Дата: Суббота, 31.08.2013, 10:08 | Сообщение # 4
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4205
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Виды дискалькулии

    Арифмерия (неспособность оперировать числами) представляют собой расстройства, развивающиеся при отсутствии нарушений восприятия. Этот подтип описывает узких круг расстройств, связанных с нарушением процессуальных вычислительных способностей.
    Цифровая алексия (неспособность распознавать цифры) диагностируется у людей, не имеющих возможности правильно опознавать или записывать цифры. В большинстве случаев, цифровая алексия сопровождается словесной алексией (неспособностью распознавать буквы). Цифровая алексия также известна под названием афазическая акалькулия.
    Пространственная акалькулия характеризуется затруднениями, возникающими у человека при восприятии или зрительной организации арифметических проблем. Такой больной, например, характеризуется тем, что, выполняя вычислительное действие, он игнорирует часть задания, написанную на правой стороне листа. Однако этот же больной способен с легкостью выполнить счетное действие в уме в случае восприятия задания на слух. Таким образом, оба расстройства (цифровая алексия и пространственная акалькулия) включают аспекты нарушения зрительного восприятия.
    Олигокалькулия (генерализованная Д.) представляет собой общую неспособность, вызывающую расстройство широкого спектра математических функций. Олигокалькулия часто сопровождается умственой отсталостью в то время как остальные формы Д. развиваются при сохранном уровне интеллекта.
    Вербальная Д. описывает случаи, когда вычислительные операции могут успешно выполняться, но при этом больной неспособен называть числа, символы, количества, понятия или математические операции. Одним из наиболее распространенных симптомов вербальной Д. является неспособность к выполнению простой задачи пересчета.
    Практогностическая (апраксическая) Д. характеризуется неспособностью к использованию абстрактных математических символов при выполнении операций с объектами. Такие больные неспособны пересчитать объекты или проранжировать объекты на основе их размеров, форм, пространственных характеристик или количества в группе.Неспособность к концептуализации арифметических функций, основанных на операциях с символами (например, плюсом и минусом), уравнений и математических выражений, является ведущим симптомом лексической или цифровой Д. Эта форма Д. часто сочетается с другими типами неспособности к математике и неспособности к обучению (например, неспособностью к чтению — см. дислексия).
    Предполагается, что лексическая Д. является результатом нарушения визуально-пространственных процессов.
    Графическая Д (графическая дислексия) характеризуется неспособностью конвертировать вербально предъявленную цифру в ее графический символ, заменить словесное представление чисел их символами или даже просто скопировать написанное число. Часто, однако, подобные люди способны конвертировать символическую репрезентацию числа в его словесную форму.
    Идеогностическая Д. (диссимболия) представляет собой неспособность к овладению основоположных математических понятий и их связей с другими понятиями. Например, страдающие идеогностической Д. неспособны овладеть даже простыми операциями сложения.
    Операциональной Д. называется неспособность аккуратно применять математические операции. Найденные решения математических задач либо являются ошибочными в результате неправильного применения математических операций, либо, если решения правильны, являются случайным продуктом применения неадекватных математических операций. Операциональная Д. считается наиболее труднодиагностируемой, поскольку логика, используемая больным при выполнении математических операций, является труднодоступной.
    Псевдодискалькулия представляет собой недоразвитие математических способностей, возникающее в результате необразованности, отсутствия мотивации учиться, академического отставания или неадекватности обучающих программ. На поведенческом уровне псевдодискалькулия может проявляться в формах, сходных с акалькулией и Д., но при этом этиологически им не соответствовать, то есть не являться следствием травмы головного мозга или нарушений функционирования головного мозга, проявляющимися в процессе развития.
    Д. диагностируется с помощью специальных тестов математических способностей и тестов достижения. Поскольку этиология происхождения Д. не установлена, медицинские методы лечения не применяются. Единственный эффективный метод на сегодня — специальная индивидуализированная поведенческая и педагогическая терапия.
    Е. Л. Григоренко
     
    Тая Дата: Суббота, 31.08.2013, 10:21 | Сообщение # 5
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4205
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    В прошлом году в журнале Science была опубликована обзорная статьяhttp://www.sciencemag.org/content/332/6033/1049, посвященную малоизвестному недугу — дискалькулии. Так называют пониженную способность к обучению арифметике — подобно тому, как неспособность к обучению чтению и письму называют дислексией.Но дислексия — общепризнанная медицинская проблема, на борьбу с которой выделяются солидные средства, а дискалькулия - математическая слепота - пока ходит в «бедных родственницах». Так, американский Национальный институт здравоохранения (NIH) начиная c 2000 года потратил на исследования дислексии 107,2 млн долларов, а на дискалькулию — только 2,3 млн. Дискалькулия гораздо меньше изучена и потому более опасна: она часто воспринимается взрослыми как простая лень и не лечится.
    При помощи близнецового анализа было показано, что арифметические способности в значительной степени (как минимум на 30%) зависят от генов, а не от условий развития. Кроме того, выяснилось, что они наследуются отдельно от других генетически обусловленных способностей (например, к чтению или усвоению имен и названий). Всё это позволяет предположить, что у арифметических способностей должна быть своя собственная нейрологическая основа: возможно, существует некий специализированный отдел мозга, отвечающий именно за арифметику (или за какую-то более базовую ментальную функцию, необходимую для понимания арифметики, но не столь важную для всего остального).
    Дети, страдающие дискалькулией, не понимают смысла чисел: их мозг не может установить соответствие между числом и его величиной (представлением о количестве). Психологи, изучающие умственное развитие детей, на основе многочисленных экспериментов и наблюдений пришли к выводу, что первоосновой арифметических способностей является умение автоматически, «на глаз» оценивать количество объектов в множествах. Новорожденные дети в норме способны различать множества с небольшим количеством объектов (до трех). Взрослые, как правило, мгновенно (без подсчета) оценивают множества, содержащие до пяти объектов. Если объектов больше, для определения их точного количества требуется подсчет, но нормальный человек, как правило, с одного взгляда понимает, в каком множестве объектов больше, а в каком меньше. При дискалькулии эта способность отсутствует. Например, нормальный ребенок сразу видит, какая из двух игральных карт старше — пятерка или восьмерка. Страдающему дискалькулией, чтобы это понять, приходится старательно пересчитывать значки на обеих картах.
     
    Тая Дата: Суббота, 31.08.2013, 10:21 | Сообщение # 6
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4205
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Продолжение

    То, что ключевую роль в математическом мышлении играют теменные доли, известно уже около 100 лет. Было замечено, что травмы теменных долей могут приводить к избирательной потере арифметических навыков. Новые неинвазивные методы изучения мозга, такие как ФМРТ, позволили уточнить эти сведения. Оказалось, что функцию главного «органа арифметики» у людей выполняетвнутритеменная борозда (intraparietal sulcus). Именно этот участок теменной коры отвечает за оценку количества объектов в множествах. Тот факт, что внутритеменная борозда возбуждается при выполнении любых мыслительных операций, связанных с количествами и арифметикой, подтверждает выявленную ранее психологами центральную роль данной функции в математическом мышлении.Кроме внутритеменной борозды есть и другие участки мозга, согласованная работа которых необходима для нормального развития математических навыков. При столкновении с новыми типами задач активно работает префронтальная кора, отвечающая за сознательную рассудочную деятельность, внимание и рабочую память. При решении знакомых задач активизируется угловая извилина (angular gyrus) левой теменной доли, которая отвечает, в частности, за извлечение фактов из долговременной памяти. Осмысление символов — слов и цифр, обозначающих числа, — требует активной работы некоторых участков височной доли, таких как веретеновидная извилина (fusiform gyrus). Помимо чисел и слов веретеновидная извилина занимается также различением лиц.У детей, только начинающих учить арифметику, математические раздумья сопровождаются более сильным возбуждением префронтальной коры (сознательные, активные размышления); по мере обучения всё больше работы берут на себя теменные доли и веретеновидная извилина (навыки становятся более автоматическими), но без активной работы внутритеменной извилины ни одна арифметическая задача, простая или сложная, ни в каком возрасте не решается. Даже у опытного вычислителя, решающего простейшую задачу типа 2 + 3, мозговой центр, отвечающий за оценку количеств, неизменно возбуждается. Похоже на то, что человеческий мозг, даже хорошо обученный, не в состоянии справиться с элементарными арифметическими действиями без активации представлений о количественном смысле (величине) чисел. С этим обстоятельством, по-видимому, связан так называемый «эффект величины проблемы» (problem size effect): парадоксальный факт, состоящий в том, что даже людям с большим опытом вычислений, знающим на зубок не только таблицу умножения, но и многие вещи посложнее, всё равно требуется больше времени для перемножения двух больших однозначных чисел (8 × 9), чем двух маленьких (3 × 4).Исходя из этих данных, логично предположить, что дискалькулия, возможно, является результатом каких-то нарушений (врожденных или приобретенных) в работе внутритеменной борозды или других компонентов «арифметической нейронной сети». Исследования подтвердили это предположение. Выяснилось, что у детей, страдающих дискалькулией, при решении арифметических задач внутритеменная борозда работает менее активно, а объем серого вещества в этом отделе мозга у них меньше, чем у сверстников, не испытывающих трудностей с арифметикой. Кроме того, оказалось, что при дискалькулии в среднем слабее развиты нейронные связи между веретеновидной извилиной и теменными долями. Это, очевидно, должно создавать трудности при сопоставлении символов, обозначающих числа, с их величинами.
     
    Тая Дата: Суббота, 31.08.2013, 10:23 | Сообщение # 7
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4205
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Продолжение

    Недоразвитые участки мозга в принципе можно развить упорными тренировками — примерно так же, как и мышцы. Имеющиеся нейробиологические данные позволяют сделать вмешательство педагогов и психологов более направленным. Ясно, что тренировать нужно в первую очередь внутритеменную борозду. Нужны упражнения, развивающие способность к оценке количества объектов в множествах. Это, в свою очередь, должно способствовать пониманию смысла чисел. К сожалению, важность этих исследований недооценивается, и сделать удалось пока немногое. Традиционный подход к работе с детьми, страдающими дискалькулией — дополнительные занятия, во время которых учитель пытается разъяснить ребенку конкретные факты и правила, — по-видимому, себя не оправдывает. К тому же это не всякой школе по карману.В статье в Science приводятся существующие методики исправления: авторы полагают, детям с дискалькулией нужно назначать специальный курс, который не просто будет разжевывать стандартный набор знаний, но будет принципиально по-другому построен. Так как у детей с этим нарушением нет за абстрактными числами никакого образа, самый простой и действенный способ — учить их связывать абстрактную цифру с визуальным образом. Демонстрировать графически, как три отличается от двух и четырех, закрепляя эти знания через интерактивную игру.По мнению авторов, решить проблему помогут обучающие компьютерные программы, разработанные с учетом нейробиологических данных.Сейчас предпринимаются первые попытки использования таких программ, нацеленных на тренировку внутритеменной борозды. Например, при работе с программами The Number Race и Graphogame-Math ребенок должен определить, какое из двух изображенных на экране множеств содержит больше объектов, а программа сообщает, верен ли ответ. Эффективность этих программ изучалась в ходе строгих экспериментов со всеми необходимыми контролями. Оказалось, что 6–7-летние дети с пониженными математическими способностями, игравшие в эти игры по 10–15 минут ежедневно в течение трех недель, стали намного лучше справляться с заданиями по сравнению чисел. К сожалению, эффект не распространился на другие типы арифметических заданий, такие как счет или сложение.
     
    Тая Дата: Суббота, 31.08.2013, 10:25 | Сообщение # 8
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4205
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Сейчас авторы работают над следующим поколением обучающих программ, которые, возможно, будут более эффективными. Новые программы, такие как The Number Bonds (поиграть в эту игру можно здесь), тренируют не только способность оценивать количества, но и умение ими манипулировать. Предварительные результаты выглядят обнадеживающе, но для окончательных выводов об эффективности этих программ пока слишком мало данных.Авторы сетуют, что из-за недостаточного внимания к проблеме дискалькулии до сих пор остаются без ответа некоторые ключевые вопросы. Например, по-прежнему неизвестно, можно ли полностью вылечить тяжелые формы дискалькулии. Не исключено, что, как и в случае с дислексией, раннее вмешательство позволит ослабить внешние проявления недуга, но мозг всё равно будет работать не так, как у людей, изначально не имевших проблем с арифметикой. Может быть, вместо неработающих нейронных сетей будут развиваться какие-нибудь «обходные пути».
    Источник
     
    Тая Дата: Суббота, 31.08.2013, 10:42 | Сообщение # 9
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4205
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Симптоматика дискалькулии и акалькулии.doc (46.00 Кб)   —   Открыть,  Скачать
     
    Тая Дата: Суббота, 31.08.2013, 10:45 | Сообщение # 10
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4205
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Диагностика и лечение дискалькулииПоставить достоверный диагноз «дискалькулия» ребенку может только врач логопед-дефектолог (иногда необходимо участие детского психолога или психотерапевта). Разновидностей дискалькулии не так много. Тем не менее, у разных детей она может проявляться в различных формах, в зависимости от того, какой из перечисленных выше симптомов присутствует и в какой стадии.На первом этапе врач делает заключение о состоянии ребенка на основании изучения его способности логически мыслить и составлять связи между объектами, которые могли бы помочь выполнять с этими объектами математические действия.В дальнейшем для диагностики дискалькулии важно также изучить степень языкового развития ребенка, который является индикатором функционирования мыслительного процесса.Врач должен также оценить, во-первых, уровень образовательной подготовки ребенка, и, во-вторых, его психофизическое состояние. При этом может потребоваться консультация детского психолога.Лечение дискалькулии крайне индивидуально и трудно спрогнозировать, сколько это займет времени. Длительность курса лечения зависит от степени заболевания, от возраста и психики ребенка.Но если дискалькулию не лечить, это может привести вначале к полному отказу ребенка учиться в школе, а затем к трудностям в его дальнейшей повседневной жизни и работе. Ни одно знание так не нужно в жизни, как математика. Чем раньше будет начат курс лечения, тем больших успехов можно достичь. Иногда приходится лечить не только маленьких детей, но и подростков, а иногда и взрослых, если в детстве им не была проведена коррекция. Эти случаи являются более сложными, поскольку в такие периоды приходится иметь дело с гораздо большим числом математических понятий.
    Источник
     
    Тая Дата: Суббота, 31.08.2013, 17:24 | Сообщение # 11
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4205
    Награды: 23
    Репутация: 108 
    Статус: Offline
    Учёные из Лондонского университетского колледжа (University College London - UCL) смогли обнаружить зону мозга, ответственную за возникновение дискалькулии - нарушения способности к счёту. 

    Интересно, что сделать это открытие они смогли, смоделировав нарушение у здоровых людей, не страдающих этой патологией. 

    Учёные провели несложный эксперимент. Они предложили испытуемым сравнить два числа, которые были изображены на бумаге шрифтами разного размера. Во время этого задания проводилась трансчерепная магнитная стимуляция различных областей мозга. Во время опыта обнаружилось, что при стимулировании теменной доли головного мозга у испытуемых происходит "сбой" и у них отмечаются затруднения при совершении этой простой математической операции (несмотря на то, что длительность воздействия составляла всего несколько сотен миллисекунд). Никто из участников опыта в обычных условиях нарушениями счёта не страдал. 

    Важно то, что этот эффект воспроизводился у всех испытуемых при стимулировании правой части упомянутой зоны, но отсутствовал при воздействии на левую. Доктор Рой Коэн Кадош из UCL, принимавший участие в исследовании, сказал, что данная работа впервые позволила чётко локализовать область мозга, связанную с нарушением счёта. Учёный говорит, что это исследование окажется основополагающим для дальнейшего изучения дискалькулии, а также для диагностики и компенсации этого нарушения, сообщает журнал "Мембрана".
    Источник
     
    Форум » ДЕФЕКТОЛОГИЯ » Дискалькулия » Теоретический аспект
    Страница 1 из 11
    Поиск: