Среда, 28.06.2017, 13:29
Логопси: логопедия, дефектология, психология

 Обследование - Форум

Поиск
Новые сообщения
  • Работа над звуками Р - Рь (467)
  • Массаж (8)
  • Работа над заднеязычными звуками Г, К, Х (74)
  • Акустическая дисграфия (25)
  • Рабочие тетради для автоматизации звуков (19)
  • Консультации логопедов, работающих с детьми с ЗРР (46)
  • набор клиентов (23)
  • Нетрадиционные способы повышения эффективности занятий (4)
  • Популярные темы
  • В чем трудности у молодых специалистов возникают в работе? (728)
  • Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н. (488)
  • Работа над звуками Р - Рь (467)
  • Звуки раннего онтогенеза (233)
  • Знакомимся ближе... (198)
  • Работа над свистящими звуками (182)
  • ОНР 1 уровня (178)
  • Меню сайта
    Статистика
    Были сегодня
    vtatianan, trofland52, nataha2608gavrilova
    Последние картинки
    Объявления!
    Требуется помощь!
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    Страница 1 из 11
    Модератор форума: Logos 
    Форум » РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ » ДИЗАРТРИЯ » Обследование
    Обследование
    Тая Дата: Понедельник, 24.08.2009, 12:01 | Сообщение # 1
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4351
    Награды: 23
    Репутация: 110 
    Статус: Offline
    СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

    1. Анкетные данные.

    2. Анамнез.

    3. Общая моторика. Для обследования общей моторики можно предложить следующие задания:

    § одеться, раздеться, обуться;

    § пройти из угла в угол, размахивая обеими руками, остановиться, стать на носки, присесть;

    § попрыгать на двух ногах, правой, левой;

    § руки вперед, назад, вверх, вниз (по показу и по инструкции).

    При этом необходимо отметить объем движений (полный, неполный), точность выполнения (полная, неполная), самостоятельность (полная, неполная, выполнение с помощью логопеда), координация движений (правильная, неправильная, отсутствует), чувство равновесия (имеется, отсутствует), осанка (правильная, неправильная). Указать на наличие навязчивых движений (покачивание, балансирование туловищем). Анализируется качественное состояние общей моторики: моторная напряженность, скованность, повышенная двигательная активность, расторможенность.

    4. Мелкая моторика рук:

    § сжать и разжать пальцы в кулак (5—7 раз под счет);

    § кончиком большого пальца поочередно касаться со всеми пальцами левой и правой руки;

    § указательный и средний пальцы бегают по столу;

    § вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой рук;

    § поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы;

    § собрать пирамидку, мозаику, спички, горошины.

    При выполнении движений отмечается плавность, точность, напряженность, скованность, нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда), невыполнение, наличие леворукости.

    5. Строение артикуляционного аппарата.

    6. Моторика артикуляционного аппарата. У детей с дизартрией особенно расстроенной является подвижность органов артикуляции, которая находится в прямой зависимости от глубины поражения и формы дизартрии. Обычно диагностика выраженых форм псевдобульбарной дизартрии не вызывает трудностей. Определение стертых форм дизартрии сопряжено со значительными трудностями. Поэтому необходимо провести дополнительное обследование по выявлению паретичности мышц;

    § вытягивание губ "хоботком" (вместо этого у ребенка с дизартрией наблюдаются хаотичные движения губами);

    § ассиметричность "улыбки" (паретичная сторона рта остается почти неподвижной);

    § невозможность сделать язык широким (склонность к его сужению);

    § отклонение языка в одну сторону (здоровую) при высовывании изо рта;

    § невозможность удержать кончик языка на верхней губе без помощи нижней;

    § посинение кончика языка;

    § невозможность удержать язык, высунутный изо рта, в спокойном положении (наблюдается дрожание мышц языка, его хаотичное подергивание).

    Добавлено (24.08.2009, 06:01)
    ---------------------------------------------
    7. Состояние мимики. Наиболее нарушена мимика у детей с дизартрией: их лицо амимично, они не могут надуть щеки, наморщить лоб и т.д. Особенно ярко проявляются двигательные расстройства при активном сокращении мышц лица.

    Оценка результатов обследования моторики артикуляционного аппарата и состояния мимики дана в разделе Схема обследования детей с ринолалией.

    8. Звукопроизношение. Проверяется изолированное произнесение звуков в следующей последовательности: гласные, согласные (губные, губно-зубные, задненебные, передненебные взрывные, шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры). Затем проверяется умение произносить звуки в слогах, словах, фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляционное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности иннервации артикуляционного акта, особенно в случаях "стертой" дизартрии.

    9. Слуховая функция:

    § состояние физического слуха;

    § состояние фонематического слуха, анализа и синтеза.

    10. Просодическая сторона речи. При исследовании просодической стороны речи обращается внимание на темп (нормальный, быстрый, медленный), ритм (нормальный, аритмия), сохранность пауз в потоке речи (деление слов на слоги, скандированность), сила голоса (слабый, громкий, немодулированный), высота голоса (высокий, низкий), тембр голоса (нормальный, хриплый, сиплый, гнусавый), внятность речи (отчетливость, смазанность)

    11. Зрительная функция. Перед обследованием зрительной функции необходимо ознакомиться с заключением офтальмолога о состоянии остроты зрения.

    Для обследования зрительного гнозиса можно предложить задания на различение цвета, узнать перевернутые, перечеркнутые изображения, узнать предмет по его части, по контуру и т.д.

    12. Стереогноз. Для обследования тактильного гнозиса используется игра "Волшебный мешочек" — узнавание на ощупьразличных предметов, находящихся в мешочке, узнавание фактуры тканей (шерсть, шелк и т.д.), геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг и т.д.), узнавание цифр, букв, написанных на руке.

    13. Состояние словарного запаса и грамматического строя речи. Необходимость обследования словарного запаса и грамматического строя речи у детей с дизартрией, особенно, если она является следствием церебрального паралича, обусловлена тем, что для этих детей характерны различные формы речевого дизонтогенеза, проявляющиеся как в виде задержки речевого развития, так и общем недоразвитии речи.

    14. Письменная речь.

    15. Психическое состояние.

    16. Заключение о состоянии речи. Необходимо указать форму дизартрии (бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, . мозжечковую, корковую), характер нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи, т.е. наряду с клиническим диагнозом, который ставит врач, необходимо логопедическое заключение. Например, псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие; псевдобульбарная дизартрия, общее недоразвитие речи (III уровень) и т.д.

    Добавлено (24.08.2009, 11:57)
    ---------------------------------------------
    Обследование артикуляционного аппарата.

    Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.

    1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппаратаначинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения; характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.

    Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба.

    Губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма)

    Зубы (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма)

    Прикус (открытый передний, открытый боковой, норма)

    Строение челюсти (прогения, прогнатия, норма)

    Язык (толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма)

    Подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная, норма)

    Маленький язычок: отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно на средней линии, отклоняется в сторону

    Небо (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма)

    ВЫВОДЫ: строение артикуляционного аппарата нормальное, с отклонениями.

    2. Обследование моторики артикуляционного аппарата.

    Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата

    Прием Содержание задания Характер выполнения

    Все задания должны проводиться при многократном повторении требуемого движения

    1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу
    а) сомкнуть губы;
    б) округлить губы как при произношении звука «О» - удержать позу;
    в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу;
    г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их);
    д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу;
    е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы;
    ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы;
    ж) одновременно поднять верхнюю, опустить нижнюю;
    з) многократное повторение произношения губных звуков б-б-б, п-п-п
    Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; проявляется ли тремор, саливации, гиперкинезы; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается

    2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции
    а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а» и закрыть;
    б) сделать движение нижней челюстью вправо;
    в) сделать движение влево;
    г) сделать движение нижней челюстью вперед
    Отметить: выполнение правильное; движения челюстью недостаточного объема; нет ли содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается

    Добавлено (24.08.2009, 12:00)
    ---------------------------------------------
    3. Исследование двигательных функция языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и по словесной инструкции
    а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
    б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
    в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;
    г) высунуть язык «лопатой», «жалом»;
    д) оттопырить правую, затем левую щеку языком;
    е) поднять кончик языка к верхним зубам подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам;
    ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу;
    ж) движения языком вперед-назад
    Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; нет ли тремора, гиперкинезов языка; не проявляется ли саливация; движение не удается

    4. Исследование двигательной функции мягкого неба
    а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается);
    б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появиться рвотный рефлекс);
    в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи
    Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, отмечаются содружественные движения, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движение не удается

    5. Исследование продолжительности и силы выдоха
    а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.);
    б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.
    Отметить: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)

    ВЫВОДЫ: движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение, истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются.

    Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата

    Содержание задания Характер выполнения

    Все предъявляемые пробы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений

    1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот
    Отметить: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются; легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую, с одной фонемы на другую и одного звукового ряда на другой

    2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу

    3. положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот

    4. Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку

    5. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его

    6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков или слогов изменяется)

    А-И-У; У-И-А; КА-ПА-ТА; ПА-КА-ТА; ПЛА-ПЛУ-ПЛО; РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ; СКЛА-ВЗМА-ЗДРА

    ВЫВОДЫ: движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; объем движений полный, неполный; замена движений есть, отсутствует; последовательность от одного движения к другому есть, нет; наблюдаются гиперкинезы, саливация, тремор; моторная напряженность; двигательная активность, расторможенность.

    Добавлено (24.08.2009, 12:01)
    ---------------------------------------------
    Обследование мимической мускулатуры

    Прием Содержание заданий Характер выполнения

    1.Исследование объема и качества движений мышц лба
    а) нахмурить брови;
    б) поднять брови;
    в) наморщить лоб
    Отметить: выполнение правильное; движения выполняются с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.); движение не удается

    2. Исследование объема и качества движений глаз
    а) легко сомкнуть веки;
    б) плотно сомкнуть веки;
    в) закрыть правый глаз, затем левый;
    г) подмигнуть
    Отметить: выполнение правильное; движение не удается; возникают содружественные движения

    3.Исследование объема и качества движений мышц щек
    а) надуть левую щеку;
    б) надуть правую щеку;
    в) надуть обе щеки одновременно
    Отметить: выполнение правильное; изолированное надувание одной щеки не удается; сильно напрягается противоположная выпяченная щека

    4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз
    Выразить мимикой лица:
    а) удивление;
    б) радость;
    в) испуг;
    г) грусть;
    д) сердитое лицо
    Отметить: правильное выполнение мимических поз; движение не удается; мимическая картина нечеткая

    5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции
    а) свист;
    б) поцелуй;
    в) улыбка;
    г) оскал;
    д) плевок;
    е) цоканье
    Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, симметричность носогубных складок; появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; движение не удается

    Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражения черепно-мозговых нервов и установить наличие бульбарной или псевдобульбарной дизартрии. Предлагаемые пробы проводятся в начале по показу, а затем по словесной инструкции.

    ВЫВОДЫ: поражение черепно-мозговой иннервации отсутствует, отмечается поражение черепно-мозговых нервов.

    Сообщение отредактировал Тая - Понедельник, 24.08.2009, 06:00
     
    anfisa Дата: Воскресенье, 29.05.2011, 01:26 | Сообщение # 2
    Генерал-лейтенант
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 648
    Награды: 10
    Репутация: 62 
    Статус: Offline
    ]Функциональные пробы для определения дизартрии

    Проба 1Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.
    Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею.При наиболее тонких дифференцированных движений языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии

    Упражнение
    «Полакай молочко»
    Поработать 10 секунд, потом положить широкий, как «лопата» язык на нижнюю губу, удержать позу под счет до 7.
    Если есть неврологическая симптоматика, то она будет очевидна…

    Мимическая моторика:попросить ребенка нахмурить брови, надуть щеки, крепко зажмурить глаза, подмигнуть глазом, улыбнуться- все выполняется под счет. Обратить внимание на то, удерживает ребенок эти позы в течении заданного времени, есть ли вообще эти движения, симметричность их выполнения. Важно предъявлять такие упражнения не один раз.

    Общая и мелкая моторикаПопросить ребенка попрыгать на одной, двух ногах, пройти на пяточках, застегнуть пуговицу, разобрать крупу, зашнуровать что- то и т. д.


    Сообщение отредактировал anfisa - Воскресенье, 29.05.2011, 01:35
     
    Танита Дата: Суббота, 12.05.2012, 08:57 | Сообщение # 3
    Майор
    Группа: Пользователи
    Сообщений: 96
    Награды: 0
    Репутация: 10 
    Статус: Offline
    Обследование.Очень удобное в плане отслеживания динамики.Если не ошибаюсь, автор Трубникова Н.
    Прикрепления: ___.doc(311Kb)
     
    Валя-Валентина Дата: Суббота, 24.05.2014, 20:01 | Сообщение # 4
    Подполковник
    Группа: Друзья
    Сообщений: 113
    Награды: 0
    Репутация: 2 
    Статус: Offline
    Девочки, столкнулась с такой проблемой: когда работала в д\с потихоньку целый месяц проводила диагностику вновь поступивших детей, иногда и по окончании диагностики что-то вылезало, незамеченное мной раньше, ну вылезло и вылезло, отработаю. Сейчас работаю в другом режиме. За одно первое занятие нужно провести диагностику и выдать родителям вердикт, какие проблемы у ребенка, и хотя бы примерно, сколько  времени ребенок будет заниматься - месяц, три месяца, год. Все диагностики, которыми я привыкла пользоваться не работают в таком экспресс режиме. Постоянно ошибаюсь. На втором, третьем, пятом и т.д. занятии вдруг вылезают проблемы, пропущенные мной на этапе диагностики. А родителям-то уже озвучен круг вопросов, над которыми будем работать. И новых проблем уже добавлять не хочется. Я не очень запутанно объясняю? В общем вопрос такой: подскажите, пожалуйста, хорошую и быструю диагностику дошкольников, чтобы можно было и общее речевое развитие проверить, и всякую моторику, и фонетику-фонематику. Есть такая?
     
    Тая Дата: Суббота, 24.05.2014, 21:52 | Сообщение # 5
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4351
    Награды: 23
    Репутация: 110 
    Статус: Offline
    Валя-Валентина, я пользуюсь Фотековой. Где-то отыскала другую авторскую разработку с основой на этой методике, но бланк в режиме exel - сам всё считает в %. Я за урок чуть не успеваю. Если работать целый час, то как раз.
     
    Валя-Валентина Дата: Суббота, 24.05.2014, 22:41 | Сообщение # 6
    Подполковник
    Группа: Друзья
    Сообщений: 113
    Награды: 0
    Репутация: 2 
    Статус: Offline
    Тая, а где-нибудь на форуме лежит эта диагностика?
     
    Тая Дата: Воскресенье, 25.05.2014, 19:37 | Сообщение # 7
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4351
    Награды: 23
    Репутация: 110 
    Статус: Offline
    Валя-Валентина, положила в ОНР.  smile
     
    Валя-Валентина Дата: Воскресенье, 25.05.2014, 21:31 | Сообщение # 8
    Подполковник
    Группа: Друзья
    Сообщений: 113
    Награды: 0
    Репутация: 2 
    Статус: Offline
    Тая, спасибо. Пошла смотреть.
     
    Fialka6509 Дата: Среда, 19.11.2014, 12:57 | Сообщение # 9
    Рядовой
    Группа: Пользователи
    Сообщений: 7
    Награды: 0
    Репутация: 0 
    Статус: Offline
    План логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста с дизартрией. Автор Погорелая С.И.
    https://docs.google.com/documen....Q&hl=ru
     
    olza2004 Дата: Понедельник, 18.01.2016, 16:10 | Сообщение # 10
    Рядовой
    Группа: Пользователи
    Сообщений: 5
    Награды: 0
    Репутация: 0 
    Статус: Offline
    спасибо
     
    Училка8127 Дата: Суббота, 29.04.2017, 17:05 | Сообщение # 11
    Сержант
    Группа: Пользователи
    Сообщений: 20
    Награды: 0
    Репутация: 0 
    Статус: Offline
    К сожалению, не могу выложить, т.к. нет в электронном виде, да и копирование книги запрещено. Но все же рекомендую двигательные пробы, которые помогают увидеть нарушение конкретных мышц (жевательные, скуловые, круговая мышца губ и др.), оценить их двигательную функцию, увидеть, например, асимметрию. Это книга Дьяковой Е.А. "Логопедический массаж при разных формах дизартрии" (книга красного цвета), там есть таблица с описанием двигательных проб.
     
    Tamina Дата: Вторник, 02.05.2017, 09:50 | Сообщение # 12
    Подполковник
    Группа: Друзья
    Сообщений: 125
    Награды: 1
    Репутация: 2 
    Статус: Offline
    Цитата Училка8127 ()
    копирование книги запрещено.
    Копирование целой книги запрещено, но пару страничек для ознакомления, думаю, можно... wink
     
    Форум » РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ » ДИЗАРТРИЯ » Обследование
    Страница 1 из 11
    Поиск: