1 год – малыш владеет 2-4 лепетными словами, понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами. 1,5 года – его словарный запас расширяется до 15 лепетных слов. 2 года – может строить простые фразы из 2-3 слов, например, «мама, дай куклу», произносит такие звуки, как п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х, а вот свистящие (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) чаще всего дети пропускают или заменяют. 3 года – вполне сносно изъясняется, строя предложения уже из 5-8 слов, словарный запас от 250 до 700 слов, речь не всегда внятная и понятная, многие слова коверкаются. 4 года – овладевает произношением шипящих звуков и ц, словарный запас расширяется до 1500 слов, а в речи встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ребенка должны понимать не только родители, но и чужие люди, т.е. если соседка переспрашивает малыша, не может никак понять, что он сказал – есть повод обратиться к логопеду. 5 лет – должен внятно говорить, не пропуская буквы, не переставляя слоги местами, не коверкая звуки, исключения – сложные слова, например, элеватор; правильно произносит не только шипящие, но и свистящие и сонорные звуки, хотя звук р может все еще представлять сложность; его речь связная и достаточно грамотная; словарный запас – 2500 слов. 6 лет – правильно произносит все звуки, не ошибается в построении предложений, правильно используя падежи, словарный запас – 3000 слов. 7 лет – активно использует образные выражения и устойчивые словосочетания, пытается выяснить значения слов, а словарный запас минимум 3500 слов. Вышеперечисленные критерии соответствуют норме развития малыша. Конечно, раннее речевое развитие детей приводит к убыстрению в освоении речью, расширению в несколько раз словарного запаса, лучшему пониманию значения слов.
|