Четверг, 28.03.2024, 18:36
Логопси: логопедия, дефектология, психология

 Полезная информация - Форум

Поиск
Новые сообщения
  • Ссылки на свои блоги, сайты (28)
  • Знакомимся ближе... (228)
  • Дифференциация Л-В (49)
  • Игры для обследования неговорящих детей (15)
  • Полезные ссылки по массажу (7)
  • Обучение письму. Коррекция нарушений письма (18)
  • Игры для детей от 3 лет (8)
  • Учим буквы, играя (24)
  • Популярные темы
  • В чем трудности у молодых специалистов возникают в работе? (772)
  • Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н. (558)
  • Работа над звуками Р - Рь (491)
  • Звуки раннего онтогенеза (236)
  • Знакомимся ближе... (228)
  • Работа над свистящими звуками (190)
  • ОНР 1 уровня (189)
  • Меню сайта
    Статистика
    Последние картинки
    Объявления!
    Требуется помощь!
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Logos, Snip-Snap  
    Форум » РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ » ДИСЛЕКСИЯ » Полезная информация
    Полезная информация
    Тая Дата: Воскресенье, 21.03.2010, 14:41 | Сообщение # 1
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    От словосочетания к предложению, от предложения к тексту

    Давайте вспомним широко известную лингвистическую загадку.

    "Глокая кудздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка". Прочитали? Ответьте на вопросы:

    -"кудздра" какая?
    - что она сделала с "бокром"?
    - что она делает с "бокренком"?
    - как "будланула"?
    - кем приходится "бокру" "бокренок"?

    Казалось бы, ни одного из слов этого предложения осмыслить невозможно, а как эти слова между собой связаны, понятно. Дело в том, что в русском языке осмысливаются не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся (число и падеж - у существительных; число, род, падеж - у прилагательных; число, род, вид, время - у глаголов), союзы и предлоги, входящие с состав предложений, а так же знаки препинания (,__ .__ ; __:__ - __?__ !__ ...).

    Для ребенка, который осваивает чтение словосочетаний, предложений, текстов, - это новый и достаточно сложный этап обучения. Главная задача этого этапа - дать ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное. Начинать этот этап работы можно, когда ребенок научится осмысленно читать отдельные слова.

    В азбуках и букварях, к сожалению, этап работы над словосочетанием почти не представлен. Хотя именно в словосочетании ребенку проще научиться понимать смысловое значение форм слов, значение предлогов. На этапе чтения словосочетания можно использовать следующие упражнения.

    Составь словосочетание

    Напишите на карточках слова, в разных грамматических формах. Предложите ребенку подобрать подходящие слова и составить словосочетания (соединить стрелочками или положить их рядом, если слова написаны на разрезных карточках). Например:

    НОВАЯ ПЛАТЬЕ ПРИШЛА ВРЕМЯ
    НОВЫЙ ГОД ПРИШЕЛ ДЕТИ
    НОВОЕ ИГРУШКИ ПРИШЛИ СЫН
    НОВЫЕ КВАРТИРА ПРИШЛО ДОЧКА

    Помните о "лишнем" варианте ответа для повышения интенсивности задания! Как это сделать в таких заданиях? Для первого задания: или уберите одно слово ("новое", например) или добавьте слово ("машина", например). Так же и для второго задания: добавьте или уберите одно слово.

    Какое слово потерялось?

    Упражнение помогает научиться осмысливать значение предлогов. Напишите словосочетания, в которые входят предлоги, сами предлоги напишите на отдельных карточках. Предложите ребенку "вернуть" "маленькие словечки" на место. Усложненный вариант: ребенку не даны предлоги, он сам догадывается, какое слово пропущено, и вписывает его. Например:

    ЧАЙ _ САХАРОМ
    КОШКА _ ДИВАНЕ
    КОСТЮМ _ ШКАФУ
    СОБАКА _ ЗАБОРОМ
    ПРИШЛА _ МАГАЗИНА
    КНИГА _ ЖИВОТНЫХ

    на в с из за о от ("лишний" вариант ответа)

    Подбери окончание

    Напишите словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного или глагола в прошедшем времени и существительного, окончания прилагательных и глаголов напишите на отдельных карточках, ребенок должен разложить окончания на места. Предусматривайте "лишние" варианты ответов!

    ГРОМК_ ЗВУКИ
    ГРОМК_ ПЕСНЯ
    ГРОМК_ ПЕНИЕ
    ГРОМК_ ГОЛОС

    ое ая ие ая ий

    ВРЕМЯ БЕЖАЛ_
    МАЛЬЧИШКИ БЕЖАЛ_
    ВЕРА БЕЖАЛ_

    а о и

    При прочтении предположений в первое время может возникнуть эффект многократного повторения прочитанных слов. Также как и в случае повторения слогов при прочтении слов, это помогает ребенку легче понимать прочитанное и не забывать первые слова к моменту прочтения и понимания последних слов предложения ("Лена, ела, Лена ела, малину, Лена ела малину"). Препятствовать такому чтению не нужно: в скором времени ребенок научится быстро понимать прочитанное предложение и без повтора слов.

    Но для облегчения чтения предложений можно использовать предложения, в которые вместо некоторых слов вставлены картинки, тогда количество слов, которые необходимо осмыслить при чтении, будет меньше, а значит, прочитать предложение станет проще.

    Перед тем как давать ребенку читать предложение, убедитесь, что оно не содержит сложных длинных слов. Если такие слова в предложении встречаются, предложите прочитать их ребенку заранее, в случае необходимости помогите ему прочитать и понять это слово (см. раздел "Читаем слова").

    Для тренировки осмысленного чтения предложения полезно работать с разрезными предложениями и сюжетными картинками.

    Предложение + картинка

    Для упражнения потребуется несколько сюжетных картинок. Взрослый придумывает и записывает на отдельных карточках предложения к этим картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), ребенок читает предложения и определяет, к каким картинкам они подходят.

    Разрезные предложения

    Для этого задания нужно написать предложения на карточках и разрезать их на слова. Ребенок читает слова и составляет предложение из них. Можно добавлять к комплекту слов предложения лишние слова, не подходящие по смыслу или форме слова, например:

    Света из в рисовала альбоме

    рисовала Света тарелке альбоме в

    рисовала Света альбоме рисовал в

    Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки по содержанию предложения, это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами.

    Когда ребенок освоит чтение предложений, можно начинать читать короткие тексты. При работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного - понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.

    Обратите внимание на тексты, которые предлагает выбранная вами азбука или букварь: иногда тексты появляются в книге раньше, чем ребенок может их осмысленно читать, иногда сложность текстов превышает возможности ребенка в данный момент времени. Не торопитесь читать все, что написано на изучаемой сейчас странице азбуки, к текстам можно вернуться и позже, когда ребенку будет легко, а значит, и интересно читать текст.

    Для облегчения понимания прочитанного важно задавать как можно больше разнообразных вопросов по тексту, при этом ребенок может ответить своими словами или прочитать ответ из текста.

    На этом этапе обучения чтению также можно провести занимательные игры с ребенком.

    Название для рассказа

    Ребенок читает текст, взрослый предлагает несколько вариантов названий этого текста (при этом только один из предложенных вариантов может подходить по смыслу), ребенок выбирает название.

    Составь рассказ

    Для этого упражнения необходимо разрезать заранее подготовленный текст на предложения или части (абзацы). Ребенку нужно прочитать отдельно каждую часть, затем расположить их в правильной последовательности. Такой вид работы помогает формировать понимание последовательности и причинно-следственных связей событий. Лучше использовать для этого упражнения тексты букварей и азбук.

    Придумай окончание рассказа

    Ребенок читает рассказ, но не до конца. Придумывает, чем может закончиться рассказ, проверяет свое предположение, дочитывая до конца. Не забудьте похвалить ребенка и в том случае, если он угадал правильно, и в том, если он придумал свое оригинальное окончание рассказа.

    Расставь точки

    Для проведения упражнения напишите текст, знаки препинания не расставляйте (желательно, чтобы в тексте встречались только точки). Предложите ребенку определить, где заканчивается одна фраза и начинается следующая.

    У ВИТИ НОВЫЙ ВЕЛОСИПЕД ОН КАТАЕТСЯ НА НЕМ БЫСТРО ЕДЕТ ВИТЯ НАПЕРЕГОНКИ С САШЕЙ ВИТЯ ПРИЕХАЛ ПЕРВЫМ

    Любознательный ребенок при чтении текстов обратит внимание на "какие-то точки, крючочки и палочки". Объясните ребенку, зачем нужны знаки препинания, научите их "читать":

    - чтобы прочитать точку, нужно понизить голос и сделать небольшую паузу;

    - перед запятой нужно немного повысить голос и сделать небольшую паузу;

    - перед тире - выраженное повышение голоса и большая предупредительная пауза;

    - на двоеточие - снижение голоса и предупредительная интонация;

    - вопросительная или восклицательная интонация при прочтении предложений с вопросительными или восклицательными знаками.

    Лучшим "объяснением" в данном случае станет ваше выразительное чтение. Если вашему ребенку понятна и интересна работа над выразительным чтением, не пожалейте на это сил и времени: научившись правильно "читать" знаки препинания, ребенок в дальнейшем не будет делать пунктуационных ошибок при письме (пропускать или ошибочно ставить знаки препинания).

    При обучении чтению словосочетаний, предложений, текстов нужно помнить:

    - Ребенок учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий.

    - К чтению словосочетаний, предложений переходите только тогда, когда сформировано осознанное чтение слов.

    - Чтения предложений и текстов азбук и букварей может быть недостаточно, чтобы сформировать навык осмысленного чтения, необходимо выполнять дополнительные упражнения.
    - Увеличивайте количество слов в текстах, предлагаемых ребенку, постепенно: читать ребенку интересно тогда, когда это у него получается легко, без чрезмерных усилий.

    - Знаки препинания тоже нужно "читать"!

    - Не торопитесь предлагать читать ребенку детские книги: они печатаются для того, чтобы взрослые читали их детям, часто уровень сложности текстов детских книг превышает возможности детей в самостоятельном чтении.

    Автор: В.В. Мамаева
    Источник:
    http://www.adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07p.shtml

     
    Тая Дата: Воскресенье, 21.03.2010, 14:52 | Сообщение # 2
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Игры с предложениями
    Дети подходят к чтению предложений в очень разные сроки. Эти сроки зависят и от возраста малыша, и от того, как давно он занимается чтением, и от интенсивности, регулярности занятий. Как же определить момент готовности ребенка к чтению предложений? Наиболее правильным будет начинать обучение чтению предложений после успешного освоения чтения слов из 3-8 букв. Важно, чтобы ребенок понимал смысл прочитанных слов.

    Старайтесь вводить предложения постепенно. Начните с несложных предложений, состоящих из 2-3 слов. Если вашему ребенку уже исполнилось 5 лет, постепенно увеличивайте количество слов до 6-8. Если же вашему малышу еще только 4 года, ограничьтесь пока предложениями из 2-3 слов, более длинные предложения он с легкостью научится читать чуть позже.

    В статье представлено 13 игр. Предложения, которые приведены в этих играх, примерные и не требуют точного исполнения. Вы можете сами найти или составить предложения, но старайтесь составлять предложения по темам, близким вашему ребенку: о животных, об игрушках, о героях сказок и т. п.

    Помните, что читать предложения для ребенка значительно труднее, чем читать слова. Поэтому, возможно, в начале стоит сократить время занятий.

    Записочки

    Цель: учиться читать простые предложения, учиться понимать прочитанное.

    Возраст: с 5 лет.

    Что вам понадобится: небольшой "сюрприз" (это может быть новая игрушка, книжка или журнал, карандаши или краски, шоколадка, билет в театр или что-то другое, что вам захочется подарить ребенку), бумага для записочек, конверты, фломастер.

    Как играть?

    Напишите в первой записке: "Посмотри под книгой". Эту записку не прячьте, ее нужно будет первой вручить ребенку в начале игры. В записке, которую впоследствии спрячете под книгу, напишите: "Посмотри под подушкой". В записке, которую будете прятать под подушкой, напишите: "Загляни в холодильник" и т. д. Первый раз сделайте 3-4 записки. В последней записке надо написать, где находится сам сюрприз. Перед началом игры разложите записки в конверты, а конверты в запланированные для них места. Скажите ребенку, что приготовили для него сюрприз, только спрятали его, и предлагаете поиграть - найти сюрприз по подсказкам. Или расскажите, что ребенку пришло письмо от любимого героя из сказки, но прочитать письмо должен он сам, т. к. на конверте написано его имя. Сколько радости будет у вашего ребенка, когда он найдет сюрприз! И главное - удовольствие он получит не только от самого сюрприза, но и от процесса его поиска.

    Через некоторое время записки могут стать немного длиннее, например: "Проверь почтовый ящик", "Подойди к двери", "Встань к ней спиной", "Сделай 5 шагов прямо". Можете использовать инструкции, состоящие из нескольких последовательных команд, например: "Присядь и посмотри вправо", а затем еще и более сложные по содержанию команд, например: "Посмотри в верхнем ящике комода", "Вытащи записку из левого кармана куртки". Количество записок-команд, которые необходимо выполнить для нахождения сюрприза, также можно постепенно увеличивать.

    Варианты:

    В игры такого рода очень хорошо играть на природе - в парке, в лесу, на дачном участке. Для организации игры на природе используйте записочки подобного содержания: "На ветке березы", "Смотри на пеньке", "Ищи под елкой", "Прочитай, что написано на песке" и т. д.

    Игра поможет разнообразить и отдых на детской площадке. Предложите команде ребят найти сюрприз. Используйте записочки-команды подобные следующим: "Три шага вправо от качелей", "Спрятано под горкой", "Смотри на карусели", "Копайте посередине песочницы" и т. д.

    Продолжи предложение

    Цель: учиться читать простые предложения, пополнять словарный запас, развивать речь.

    Возраст: с 5 лет.

    Что вам понадобится: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

    Как играть?

    На карточках из бумаги или картона напишите несколько предложений, близких по форме, но отличающихся по смыслу. Последние слова в предложениях не пишите, оставьте для них место. Например:

    КОРОВА ЖУЁТ ___________ .
    СОБАКА ГРЫЗЁТ ___________ .
    НАСТЯ ЕСТ __________ .

    Последние слова предложений напишите на отдельных карточках таким же цветом и шрифтом, что и предложения (СЕНО, КОСТЬ, КАШУ). Предложите ребенку внимательно прочитать предложения и добавить (разложить) в них подходящие по смыслу слова. При выполнении задания могут получиться "забавные" предложения, порадуйтесь вместе с ребенком!

    Для игры можете использовать ниже приведенные предложения и им подобные.

    СОБАКА СПИТ В ________ .
    САША ЛЁГ В _________ .
    ПАЛЬТО ВИСИТ В _________ .
    (БУДКЕ, КРОВАТЬ, ШКАФУ)

    ПРОДАВЕЦ РАБОТАЕТ В ________ .
    УЧИТЕЛЬ УЧИТ В _________ .
    ВРАЧ ВЕДЁТ ПРИЕМ В __________ .
    (МАГАЗИНЕ, ШКОЛЕ, БОЛЬНИЦЕ)

    СНЕГ ИДЁТ _________ .
    КУПАТЬСЯ МОЖНО __________ .
    ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ __________ .
    ПОЧКИ РАСПУСКАЮТСЯ __________ .
    (ЗИМОЙ, ЛЕТОМ, ОСЕНЬЮ, ВЕСНОЙ)

    ЛЕТАЕТ БЫСТРО ________ .
    ПЛАВАЕТ В МОРЕ ________ .
    ПРОКОЛОЛА КОЛЕСО ________ .
    ПО РЕЛЬСАМ ЕДЕТ ________ .
    (САМОЛЕТ, КОРАБЛЬ, МАШИНА, ПОЕЗД)

    Загадки

    Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать мышление.

    Возраст: с 5 лет.

    Что вам понадобится: бумага, предметные картинки, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

    Как играть?

    Учиться читать можно и с помощью загадок. Ни одного ребенка не оставит равнодушным загадка. Но те загадки, которые встречаются в детских книжках, еще нескоро будут доступны вашему малышу для самостоятельного чтения. Попробуйте составить доступные загадки сами.

    К выбранным предметным картинкам придумайте загадки, состоящие из нескольких простых предложений. Каждую картинку разрежьте на две части: одну сделайте значительно больше другой, разрезайте по горизонтали или вертикали. На больших частях картинок с обратной стороны напишите предложения-загадки. На меньших частях картинок с обратной стороны напишите слова-отгадки. Предложите ребенку прочитать простые предложения и по описанию догадаться, о чем идет речь. Затем найти подходящее слово, соединить две части. Если отгадка подобрана правильно, то на обратной стороне сложенных частей получится отгадка-картинка.

    Используйте для организации каждой новой игры по 3-8 загадок, желательно каждый раз составлять загадки на какую-либо одну общую тему.

    На тему "Домашние животные" можно загадать следующие загадки:

    Даёт молоко. Её детей зовут козлятами. (КОЗА)
    Любит хозяина. Живёт дома или в будке. (СОБАКА)
    Пушистая и ласковая. Ловит мышей. (КОШКА)
    С рогами. Даёт молоко. Не коза. Мычит. (КОРОВА)
    Любит капусту и морковку. Похож на зайца. (КРОЛИК)

     
    Тая Дата: Воскресенье, 21.03.2010, 14:52 | Сообщение # 3
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Для темы "Транспорт" подготовьте такие загадки:

    Пассажирский городской транспорт. Ездит по рельсам. (ТРАМВАЙ)
    Используют для перевозки грузов. Умеет сам сваливать груз. (САМОСВАЛ)
    Плавает. Без трубы и без паруса. Нужны вёсла. (ЛОДКА)
    Умеет летать. Поднимается вверх вертикально. (ВЕРТОЛЁТ)
    Начинается на букву М. Ездит под землёй. (МЕТРО)

    Для темы "Деревья" можете использовать эти загадки:

    Всегда зеленая. Не ёлка. (СОСНА)
    Осенью на нем не бывает красных листьев. Плоды - жёлуди. (ДУБ)
    Носит серёжки. Кора белого цвета. (БЕРЁЗА)
    Лиственное дерево. Ягоды красного цвета. (РЯБИНА)
    Дерево. Первая буква Т. Последняя буква Ь. (ТОПОЛЬ)

    Подобным образом вы можете составить загадки на любую интересующую ребенка тему.

    Догадайся, что дальше?

    Цель: учиться читать предложения, учиться понимать прочитанное, развивать речь, развивать мышление.

    Возраст: с 5 лет.

    Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

    Как играть?

    Напишите или распечатайте на принтере предложения из списка. Предлагайте ребенку читать их по одному и придумывать, что могло быть после описанного события. Хвалите ребенка, если он смог назвать несколько вариантов ответа.

    Используйте эти и подобные предложения:

    В КОМНАТЕ ПОГАС СВЕТ.
    ПЕТЯ РАЗБИЛ ВАЗУ.
    НА УЛИЦЕ СТАЛО ТЕПЛО.
    ПОШЕЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ.
    АНЕ ИСПОЛНИЛОСЬ ШЕСТЬ ЛЕТ.
    ТОЛЯ ЕЛ МОРОЖЕНОЕ НА УЛИЦЕ.
    ВО ДВОРЕ ПОДРАЛИСЬ МАЛЬЧИШКИ.
    МЫ КУПИЛИ БИЛЕТЫ НА ПОЕЗД.
    ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК С УРОКА.
    МАМА ПРИШЛА С РАБОТЫ.

    Вариант:

    Предложите ребенку придумывать причины, по которым могли произойти события, описанные в предложениях.

    Снежный ком

    Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать скорость чтения.

    Возраст: с 5 лет.

    Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

    Как играть?

    Подготовьте полоски бумаги одинаковой ширины. На каждой напишите слова для составления одного предложения.

    Выложите перед ребенком сначала одно слово, дайте прочитать. Например, САДОВНИК. Затем добавьте второе слово, связанное по смыслу с первым. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК. Добавьте третье слово и снова дайте ребенку прочитать. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ. Добавьте новое слово, опять предложите ребенку прочитать предложение. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ЦВЕТЫ. Так добавляйте до 5-7 слов. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ.

    Такое упражнение позволит ребенку преодолеть страх перед чтением длинных предложений, т. к. при постепенном увеличении количества слов в предложении ребенку легче читать и понимать прочитанное.

    Предложение рассыпалось

    Цель: учиться читать простые предложения, учиться понимать прочитанное, развивать речь.

    Возраст: с 6 лет.

    Что вам понадобится: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

    Как играть?

    Для этой игры напишите на карточках несложные предложения, разрежьте каждое предложение на слова. Расскажите ребенку, что предложения рассыпались, их нужно снова составить. Ребенку необходимо прочитать каждое слово и выстроить слова в смысловом порядке.

    Выбирайте или придумывайте предложения, состоящие из 3-6 слов. Например:

    КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО.
    СКОРО НАСТУПИТ ВЕСНА.
    НАТАША РИСОВАЛА В АЛЬБОМЕ.
    ДЕТИ ПОЗДРАВИЛИ МАМУ ОТКРЫТКОЙ.
    ЛЕТОМ МЫ ПОЕДЕМ НА ДАЧУ.
    КОРАБЛЬ БЫСТРО ПОДПЛЫВАЛ К БЕРЕГУ.
    КАРЛСОН ПРИЛЕТЕЛ К МАЛЫШУ В ГОСТИ.
    УЧИТЕЛЬНИЦА ПОХВАЛИЛА УЧЕНИКОВ ЗА ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

    Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки, соответствующие содержанию предложения. Это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами. Также можно некоторые слова предложений заменять предметными картинками.

    Чтобы сделать задания более веселыми, добавьте к каждому комплекту слов по 1-2 лишних слова, не соответствующих смыслу предложения.

    Например:

    КОРАБЛЬ, ПОДЛЕТАЛ, ПОДПЛЫВАЛ, БЫСТРО, К, БЕРЕГУ, МАГАЗИНУ.

    Вариант:

    Перепутайте слова 2-3 предложений. Пусть ребенок составит предложения одновременно. Помните, что в этом случае слова предложений должны быть обязательно написаны одним цветом и шрифтом.

     
    Тая Дата: Воскресенье, 21.03.2010, 14:53 | Сообщение # 4
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Слово потерялось

    Цель: учиться читать простые предложения, учиться понимать прочитанное, развивать речь.

    Возраст: с 6 лет.

    Что вам понадобится: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, шаблоны с геометрическими фигурами, ножницы.

    Как играть?

    Напишите на листах бумаги словосочетания, в которые входят предлоги. Предлоги не пишите, оставьте для них место. Например, ЧАЙ _ САХАРОМ, КОШКА _ ДИВАНЕ, КОСТЮМ _ КЛЕТКУ, СОБАКА _ ЗАБОРОМ, ПРИШЛА _ ШКОЛЫ, КНИГА _ ГОРОДЕ. С помощью шаблона нарисуйте разные геометрические фигуры и вырежьте их. Предлоги напишите на фигурах (С, НА, В, ЗА, ИЗ, О). Добавьте в комплект какой-нибудь лишний вариант ответа. Например, ОТ или ПО. Для одной игры достаточно 3-8 сочетаний слов.

    Расскажите ребенку, что из словосочетаний "убежали" самые маленькие словечки, их необходимо вернуть на место. Для этого надо внимательно прочитать слова и догадаться, какое словечко в какое место вернуть. Обратите внимание ребенка, что нужно внимательно читать слова, приведите пример неправильного подбора предлога. Например, РЫБКА НА ОЗЕРЕ, СКАЗКА В ГНОМАХ.

    Радуйтесь вместе с ребенком правильно выполненным заданиям, веселитесь, если случайно получаются забавные сочетания слов.

    Вариант:

    Можете использовать в качестве основы игры и простые предложения с опущенными предлогами. Например: ВОДУ НАЛИЛИ_СТАКАН (В) или МАШИНА ПРОЕХАЛА_УЛИЦЕ (ПО).

    Что не так?

    Цель: учиться читать предложения, учиться понимать прочитанное, развивать внимание.

    Возраст: с 6 лет.

    Что вам понадобится: бумага для записей, простой карандаш или ручка.

    Как играть?

    Напишите от руки или распечатайте на принтере пословицы, специально допустив в них "забавные" ошибки.

    Предлагайте ребенку читать пословицы, пусть он по смыслу догадывается об ошибке и исправляет ее, зачеркивая "заблудившуюся" букву. Не забывайте спрашивать ребенка о смысле прочитанной им пословицы.

    Для игры вы можете использовать эти варианты заданий.

    Ус хорошо, а два лучше. (УС-УМ)
    Работа не полк - в лес не убежит. (ПОЛК-ВОЛК)
    Машу маслом не испортишь. (МАШУ-КАШУ)
    На ловца и дверь бежит. (ДВЕРЬ-ЗВЕРЬ)
    Лес рубят - кепки летят. (КЕПКИ-ЩЕПКИ)
    Нашла коза на камень. (КОЗА-КОСА)
    Правда глаза полет. (ПОЛЕТ-КОЛЕТ)
    Старый круг лучше новых двух. (КРУГ-ДРУГ)
    Не игла шьет, а раки. (РАКИ-РУКИ)
    На сердитых соду возят. (СОДУ-ВОДУ)
    Без труса не вытащишь и рыбку из пруда. (ТРУСА-ТРУДА)
    Рыбка мелка, да муха сладка. (МУХА-УХА)
    На безрыбье и бак рыба. (БАК-РАК)
    У грача лечись, а у умного учись. (ГРАЧА-ВРАЧА)

    Для одного занятия достаточно выполнить 3-5 заданий.

    Делай раз, делай два

    Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, учиться запоминать прочитанное.

    Возраст: с 6 лет.

    Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

    Как играть?

    Напишите на отдельных карточках короткие предложения-команды. Например: "Подними руки вверх", "Хлопни три раза", "Присядь пять раз", "Сделай два наклона вперед", "Попрыгай на правой ноге", "Сделай четыре шага назад", "Опусти левую руку", "Пробеги до двери", "Повернись к окну", "Пройди как медведь", "Постой на левой ноге", "Повернись вокруг себя" и т. д.

    Предложите ребенку сделать зарядку. Встаньте напротив ребенка и показывайте карточки с командами в произвольном порядке, пусть ребенок читает предложения и выполняет команды. Сначала предлагайте выполнять по одной команде, затем показывайте 2-3 карточки подряд и только после этого разрешайте ребенку выполнять команды, вспоминая их порядок.

    Постепенно увеличивайте количество команд в одном задании до 4-6. Можете повторять одну и ту же команду несколько раз подряд или поочередно с другими командами.

    Я - артист

    Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать выразительность речи.

    Возраст: с 6 лет.

    Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

    Как играть?

    Напишите на отдельных листах бумаги предложения из данного списка.

    1. ОТКРОЙТЕ РОТ И СКАЖИТЕ: "А-А-А"!
    2. ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ.
    3. ПОКУПАЙТЕ МОРОЖЕНОЕ: ФРУКТОВОЕ, СЛИВОЧНОЕ, ШОКОЛАДНОЕ!
    4. СТОЙ! КТО ИДЕТ?
    5. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ТЕПЛАЯ ПОГОДА И СИЛЬНЫЕ ДОЖДИ.
    6. НАЧНЕМ КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ.
    7. КАКУЮ ПРИЧЕСКУ ХОТИТЕ СДЕЛАТЬ?
    8. ВАМ ПИСЬМО!
    9. ПРАВО РУЛЯ! ПОЛНЫЙ ХОД!

    Предложите ребенку прочитать предложения и отгадать, люди каких профессий могут говорить такие слова. После попросите прочитать предложения заново, но при этом еще и сыграть роли людей этих профессий - сделать какие-то характерные движения, продекламировать соответствующим голосом. Предложите произнести эти фразы в микрофон.

    Выставка картин

    Цель: учиться читать предложения, формировать навык осмысленного чтения предложений.

    Возраст: с 5 лет.

    Что вам понадобится: сюжетные картинки, бумага, цветные карандаши или фломастеры.

    Как играть?

    Для упражнения потребуется несколько сюжетных картинок. Например: "В магазине", "На детской площадке", "День рождения", "Помогаю маме", "Семья" и т. д. Придумайте и запишите на отдельных карточках предложения к этим картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), пусть ребенок читает предложения и определяет, к каким картинкам они подходят.

    Предложения можно приклеивать к картинкам, постепенно пополняя список предложений, составленных по теме картинки.

    Составь пословицы

    Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, пополнять словарный запас, развивать мышление.

    Возраст: с 6 лет.

    Что вам понадобится: белый или цветной картон, циркуль, простой карандаш, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

    Как играть?

    Из картона вырежьте круги максимально большого размера. Все круги разрежьте пополам. В половинках каждого круга напишите пословицы, деля их на две смысловые части. Например: ДОЖДЛИВОЕ ЛЕТО / ХОРОШО ТАМ / ЛУЧШЕ ПОЗДНО / ШИЛА В МЕШКЕ / ХУЖЕ ОСЕНИ / ГДЕ НАС НЕТ/ ЧЕМ НИКОГДА / НЕ УТАИШЬ. Эту работу проделайте без участия ребенка.

    Разложите перед ребенком половинки З-6 пословиц, попросите собрать пословицы, прочитать и объяснить их смысл.

    Вы можете использовать для игры пословицы из перечня или подобные им:

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
    Мал муравей телом, да велик делом.
    Мал золотник, да дорог.
    Как аукнется, так и откликнется.
    Добрый пример лучше ста слов.
    Поспешишь-людей насмешишь.
    Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
    Любишь кататься, люби и саночки возить.
    Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
    Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

    Безусловно, полезным будет одновременное составление пословиц на одну тему. Например, на тему "Дружба":

    Дружба - не гриб, в лесу не найдешь.
    Нет друга - ищи, а нашел - береги.
    Стой за правду горой, тогда и друзья с тобой.
    Верную дружбу и топором не разрубишь.

    Или на тему "Учеба":

    Делу - время, а потехе - час.
    Тяжело в учении - легко в бою.
    Хочешь больше знать - надо меньше спать.
    Кто много читает, тот много знает.
    Возьми книгу в руки - не будет скуки.
    Красна птица пером, а человек умом.
    Век живи - век учись.

    Такой подход к организации игры позволит ребенку понять смысл пословиц во всех его тонкостях. А взрослому даст больше возможностей для объяснения.

    Вариант:

    Предложите ребенку, соединив начало и конец разных пословиц, составить пословицы с новым содержанием, пусть даже и шуточным. Например:

    Любишь кататься - не сиди на печи.
    Век живи - не суйся в воду.
    Поспешишь, тогда и друзья с тобой.
    Добрый пример не утаишь.
    Слово не воробей, в лесу не найдешь.

    Вставь окончания

    Цель: учиться читать предложения, учиться понимать прочитанное, развивать речь.

    Возраст: с 6 лет.

    Что вам понадобится: белый или цветной картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

    Как играть?

    Из картона вырежьте полоски шириной примерно 3-5 см. На них напишите предложения с пропущенными окончаниями. Например, такие:
    РЕЧКА ГЛУБОК_, А РУЧЕЕК МЕЛК_.
    СЛОН БОЛЬШ_, А МЫШКА МАЛЕНЬК_.
    СОЛЬ СОЛЕН_, А САХАР СЛАДК_ .
    НЕБО ГОЛУБ_, А СОЛНЦЕ ЖЕЛТ_ .
    ДОМА ВЫСОК_, А ИЗБУШКИ НИЗК_.
    ГИРЯ ТЯЖЕЛ_, А ШАРИК ЛЕГК_ .
    БЕЛКИ РЫЖ_, А ЗАЙЦЫ БЕЛ_.

    На карточках такой же ширины, что и полоски с предложениями, напишите окончания: АЯ, ОЙ, ЯЯ, ОЕ, ЕЕ, ИЙ, ЫЙ, ИЕ, ЫЕ.

    Попросите ребенка разложить нужные окончания к каждому предложению. Для проверки правильности выполнения задания предлагайте ребенку прочитывать каждое предложение целиком после расстановки окончаний.

    Вариант:

    Если ребенку пока трудно читать длинные предложения, это упражнение можно провести и со словосочетаниями.
    Напишите на карточках слова:
    М0КР_ ДОРОГА,
    МОКР_ БЕЛЬЕ,
    МОКР_ РУКИ,
    МОКР_ ЗОНТ или

    НОВ_ ДОМ,
    НОВ_ КНИГА,
    НОВ_ ДРУЗЬЯ,
    НОВ_ ПРЕПЯТСТВИЕ.

    Используйте те же карточки с окончаниями.

    Автор: В.В. Мамаева
    Источник:
    http://www.adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07y.shtml

     
    EKATEPNHA Дата: Четверг, 20.09.2012, 19:19 | Сообщение # 5
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 2064
    Награды: 32
    Репутация: 118 
    Статус: Offline
    Попалась такая интересная информация:
    "Впервые создан уникальный метод обучения чтению при дислексии

    Несмотря на все успехи медицинской психологии, проблема дислексии, неспособности ребенка овладеть навыками чтения, до сих пор до конца не решена. Такие дети очень страдают и отстают в развитии. Итальянские исследователи придумали, как помочь ребятам.
    Неспособность овладеть навыками чтения связана с серьезными, как правило, врожденными расстройствами в работе коры головного мозга. Ученые считают, что в той или иной мере дислексией страдают до 12% людей. Во многих случаях при правильном подходе симптомы болезни ослабевают с возрастом, и дети, страдающие дислексией, которые во всех других отношениях практически ничем не отличаются от своих сверстников, постепенно начинают складывать буквы в слоги, а слоги – в слова.
    Однако им на этом пути приходится претерпеть немало страданий, и тот факт, что дислексией в детстве в той или иной степени страдали такие знаменитые люди, как основатель компании «Apple» Стив Джобс и звезды кино Энтони Хопкинс (исполнитель роли врача-людоеда Ганнибала Лектера) и Дэниел Рэдклифф (Гарри Поттер), вряд ли может служить утешением.

    Между тем, итальянские ученые из университета города Падуя (University of Padova) обнаружили, что незначительное увеличение интервала между словами в тексте при печати значительно улучшает овладение детьми-дислексиками чтением.

    Авторы наблюдали 54 ребенка из Италии и 40 французских школьников, все из которых страдали дислексией. Внимательно выслушав мнение психолога, специалисты пришли к воодушевляющим выводам. Детям давали прочесть текст на соответствующем языке (итальянском или французском), состоявший из 24 коротких предложений, причем вначале текст был напечатан в соответствии с типографскими стандартами. А 2 недели спустя маленьким участникам предлагали прочесть тот же текст, но напечатанный с увеличенными интервалами между буквами в словах и соответственно с большими интервалами между словами и между строчками. И если раньше для таких детей единственный способ получить высшее образование — это купить диплом, то теперь есть надежда на полноценное возвращение людей с дислексией в трудовой коллектив.

    Во втором случае все дети без исключения читали текст намного быстрее и с меньшим количеством ошибок, причем положительный эффект был наиболее выражен у тех, кто страдал тяжелой формой дислексии.

    Это явление оказалось уникальным, потому что нормальные дети из контрольной группы в обоих случаях читали текст практически с одинаковой скоростью и одинаковым количеством ошибок." (с) Александр Бороздов
     
    Тая Дата: Четверг, 20.09.2012, 19:42 | Сообщение # 6
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Действительно, интересно... А насколько его нужно увеличить? surprised
     
    EKATEPNHA Дата: Четверг, 20.09.2012, 21:21 | Сообщение # 7
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 2064
    Награды: 32
    Репутация: 118 
    Статус: Offline
    Ну если буквы писать в разрядку, то между словами нужно, наверное, делать 5 интервалов. Только по-моему так читать еще труднее. У кого-нибудь есть дислексик, чтобы проверить?
     
    Тая Дата: Пятница, 21.09.2012, 05:43 | Сообщение # 8
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Поищем... Я в запарке, чтение в этом году не проверяла. Алексия есть, но с ней чтения не проверишь... surprised
     
    Тая Дата: Воскресенье, 17.08.2014, 10:10 | Сообщение # 9
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Программа SST QuickRead – читалка для развития скорости чтения и концентрации вниманияBy Сергей Швец | 27.03.20140 КомментариевЗамечаете за собой, что при чтении текстов вы быстро теряете концентрацию внимания, проваливаясь в размышления о наболевшем? Вас раздражает, что собственный ум вас не слушается? Давно мечтали научиться быстрому чтению и концентрированному поглощению информации?Программа-читалка SST QuickRead предназначена для быстрого чтения текстовых материалов на экране монитора. Ее разработчики предлагают не столько оригинальный способ, сколько технически продуманный и слаженный, с помощью которого ваше внимание просто обязано будет последовать за скоростью текста. Программа не только позволяет быстро читать тексты с помощью своего непосредственного участия, но и формирует на уровне подсознания в целом привычку читать быстро, не отвлекаясь, с максимальной концентрацией. В дальнейшем уже по привычке вы сможете быстро прочитать документы, книги, журналы и прочие текстовые материалы как в электронном формате, так и на бумажном носителе.Верхнее окно программы SST QuickRead – это и есть, собственно, область чтения, где читаемый текст последовательно показывается крупным шрифтом, а слова меняют друг друга с заранее заданной скоростью. Нижнее окно – это область текста, здесь воспроизводимые в верхнем окне слова синхронно отслеживаются на общем плане, в который попадает определенная часть всего текста. При желании нижнее окно с областью текста можно скрыть, чтобы полностью сконцентрироваться только на мерцающей словами области чтения.И это будет похоже на то, как будто вы читаете быстро пробегающие титры к видео.И для области чтения, и для области текста можно настраивать фон, шрифт, его размер и цвет. SST QuickRead устанавливается с предустановленными настройками черного фона и белого шрифта 42-го размера.Любители классической организации читабельности текста сразу же могут поменять предустановленный расклад местами – фон сделать белым, а цвет шрифта – черным.Скорость мерцания слов в области чтения можно изменять, настраивая под свои возможности сейчас и плавно ее увеличивая в дальнейшем.Предусмотрен диапазон от 1 до 50 скорости воспроизведения текста программой.SST QuickRead с помощью кнопки «Открыть» воспроизводит текстовые файлы в форматах TXT, RTF, HTM, PHP, а также с помощью рядом расположенной кнопки вставки заполняет поле программы текстом из буфера обмена.Любой открытый в программе текстовый файл можно «положить на полку» — эта кнопка добавляет файл в свою базу избранного и запоминает место, на котором чтение остановилось, чтобы с него начать в следующий раз.Чтобы продолжить чтение в этот самый следующий раз, необходимо нажать кнопку «Показать полку» и выбрать имеющиеся там избранные файлы.
     
    Тая Дата: Воскресенье, 17.08.2014, 10:14 | Сообщение # 10
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Помимо реализованных виртуальных книжных полок, в программе имеется функционал обычных закладок. Закладка добавляется соответствующей кнопкой на тот фрагмент текста, где стоит курсор в области текста программы.Кнопка «Показать закладки» открывает все имеющиеся закладки, и, выбрав одну из них, вы тотчас же окажетесь на нужном месте. Закладок можно добавлять неограниченное количество.Преимущество программы SST QuickRead по достоинству оценят владельцы маломощных ПК и ноутбуков – она легковесна, маневренна, не требует установки и запускается с EXE-файла, не вносит изменений ни в системный реестр, ни в воспроизводимый файл. В Интернете SST QuickRead можно скачать бесплатно.
    Кто-нибудь пробовал использовать?
     
    Тая Дата: Понедельник, 09.03.2015, 16:52 | Сообщение # 11
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    О дочери Леонида Парфенова:
    http://www.goodhouse.ru/stars/zvezdnye-semyi/vneklassnoe-chtenie/
     
    Тая Дата: Понедельник, 09.03.2015, 17:01 | Сообщение # 12
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    «О дислексии в нашей стране знают немногие»

    Интервью с Александром Николаевичем Корневым. Александр Николаевич - кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии СПбГПМА, вице-президент Ассоциации логопатологов СПБ, автор книг «Дислексия и дисграфия у детей», «Нарушения чтения и письма у детей», «Основы логопатологии детского возраста», автор методик диагностики и коррекции дислексии «Стандартизованная методика исследования чтения» (СМИНЧ), «Методика раннего выявления дислексии» (МРВД)
    http://www.psy.su/feed/2281/
     
    Тая Дата: Понедельник, 09.03.2015, 17:06 | Сообщение # 13
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Фильм о ребенке-дислексике
    http://www.youtube.com/watch?v=8TCShTnKI00
     
    Тая Дата: Среда, 15.04.2015, 05:27 | Сообщение # 14
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Понятие дислексии (Терминология)
    http://davis-method.ucoz.com/forum/4-33-1#737
     
    Форум » РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ » ДИСЛЕКСИЯ » Полезная информация
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск: