Воскресенье, 22.12.2024, 07:55
Логопси: логопедия, дефектология, психология

 Обследование лексики и грамматического строя речи - Форум

Поиск
Новые сообщения
  • Не в тему... (61)
  • Ссылки на свои блоги, сайты (28)
  • Знакомимся ближе... (228)
  • Дифференциация Л-В (49)
  • Игры для обследования неговорящих детей (15)
  • Полезные ссылки по массажу (7)
  • Обучение письму. Коррекция нарушений письма (18)
  • Игры для детей от 3 лет (8)
  • Популярные темы
  • В чем трудности у молодых специалистов возникают в работе? (772)
  • Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н. (558)
  • Работа над звуками Р - Рь (491)
  • Звуки раннего онтогенеза (236)
  • Знакомимся ближе... (228)
  • Работа над свистящими звуками (190)
  • ОНР 1 уровня (189)
  • Меню сайта
    Статистика
    Последние картинки
    Объявления!
    Требуется помощь!
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Logos  
    Обследование лексики и грамматического строя речи
    Тая Дата: Понедельник, 24.08.2009, 09:00 | Сообщение # 1
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Исследование лексических операций (по методике Н.В.Серебряковой)а)

    Исследование объема пассивного и активного словаря

    Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, а также слова.

    Существительные

    Семья: бабушка, дедушка, мама, папа, сын, дочь, брат, сестра.

    Домашние животные: лошадь собака, корова, коза, кошка, овца, свинья.

    Дикие животные: лев, тигр, волк, слон, рысь, лось, зебра, олень, жираф, кабан, медведь, кенгуру, бегемот, носорог, крокодил, леопард, еж, лиса, белка, заяц, черепаха, обезьяна.

    Домашние птицы: петух, курица, индюк, гусь, утка.

    Дикие птицы: грач, голубь, сорока, филин, ласточка, ворона, синица, лебедь, сова, цапля, дятел, попугай, скворец, аист.

    Рыбы: щука, сом, ерш, карась, лещ.

    Насекомые: паук, оса, пчела, муха, жук, бабочка, кузнечик, стрекоза, гусеница, муравей.

    Фрукты: яблоко, груша, лимон, слива, виноград, абрикос, арбуз, дыня.

    Ягоды: клубника, малина, земляника, ежевика, брусника, клюква, черника, смородина.

    Овощи: картофель, морковь, капуста, помидор, огурец, тыква, свекла, лук, перец, редиска, репа.

    Цветы: колокольчик, незабудка, ландыш, ромашка, роза, мак, фиалка, тюльпан, астра, василек.

    Деревья: сосна, ель, береза, осина, дуб, клен.

    Игрушки: лошадка, машинка, кораблик, коляска, зайчик, мяч, буратино, кукла, мишка.

    Одежда: майка, трусы, рубашка, брюки, пальто, шарф, варежки, комбинезон, плащ, халат, юбка, платье, кофта, носки.

    Обувь: ботинки, сапоги, туфли, сандали, тапочки, валенки.

    Головные уборы: платок, кепка, шляпа, шапка, панама.

    Мебель: диван, шкаф, стол, стул, кровать, кресло, торшер, книжная полка.

    Посуда: ложка, вилка, нож, тарелка, стакан, чашка, блюдце, чайник, сахарница, ведро, сковорода, кастрюля.

    Учебные вещи: портфель, книга, тетрадь, ручка, карандаш.

    Средства транспорта: автобус, трамвай, троллейбус, автомобиль, грузовик, поезд, самолет, корабль, вертолет.

    Времена года: лето, осень, зима, весна.

    Время суток: утро, день, вечер, ночь.

    Жилище: дупло, нора, гнездо, будка, скворечник, берлога, дом.

    Профессия: врач, продавец, ткачиха, швея, сварщик, маляр, электрик, каменщик, рабочий, тракторист, повар, парикмахер, водопроводчик, учитель.

    Инструменты: топор, пила, рубанок, молоток, клещи, ножницы.

    Явления природы: солнце, луна, облако, туча, гроза, молния, дождь, снег.

    Части тела: голова, ноги, туловище, шея.

    Части головы: волосы, лицо, лоб, брови, веки, глаза, ресницы, щеки, рот, губы, зубы, подбородок, уши.

    Части руки: плечо, локоть, кисть, ладонь, пальцы, ногти.

    Части ноги: бедро, колено, стопа.

    Части туловища: грудь, живот, спина.

    Части предметов: дерево – ствол, ветви, листья, плоды, корни;

    Платье – воротник, манжета, петля, пуговица, карман, рукав, пояс;

    Грузовик – кузов, кабина, фары, колесо;

    Окно – рама, подоконник.

    Прилагательные

    Обозначения цветов: красный, синий, зеленый, желтый, голубой, белый, черный, коричневый, сиреневый, оранжевый.

    Вкусовые ощущения: вкусный, кислый, сладкий, горький.

    Температура: горячий, холодный.

    Вес: тяжелый, легкий.

    Сила: сильный, слабый.

    Величина: большой, средний, маленький.

    Высота: высокий, низкий.

    Толщина: толстый, тонкий.

    Длина: длинный, короткий.

    Ширина: широкий, узкий.

    Форма: круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный.

    Тактильные ощущения: гладкий, колючий, пушистый.

    Глаголы

    Кто как передвигается: скачет, прыгает, ползает, бегает, стоит, летает, плавает, сидит, идет, лежит, едет, играет, пьет, рубит, стирает, причесывается, слушает, варит, кормит, моется, ест, подметает, гладит, вяжет, шьет, чистит зубы, катается, обувается, одевается, моет, рисует, копает, пилит, режет, застегивает, покупает, продает, жарит, стреляет, ловит рыбу.

    Кто как кричит: голубь воркует, воробей чирикает, петух кукарекает, курица кудахчет, гусь гогочет, утка крякает, ворона каркает, мишка рычит, мышка пищит, волк воет, кошка мяукает, лягушка квакает, корова мычит, собака лает.

    Кто что делает: повар варит, почтальон разносит почту, учитель учит, рабочий работает, тракторист пашет, летчик летает, врач лечит, продавец продает, швея шьет.

    Что чем делают: пилой пилят, иглой шьют, ручкой пишут, утюгом гладят, ножницами режут, топором рубят, ножом режут, карандашом рисуют, молотком забивают гвозди.

    Наречия

    Холодно, жарко, высоко, далеко, хорошо, плохо.

    Добавлено (24.08.2009, 07:54)
    ---------------------------------------------
    Исследование пассивного словаря

    Процедура и инструкция: Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку». Далее предлагается показать среди других групп картинок, где, например, семья или дикие животные и т.д.

    Исследование активного словаря

    Процедура и инструкция: Перед началом исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду тебе показывать картинки, а ты постарайся их правильно назвать». При исследовании словаря прилагательных задается вопрос: «Это какой …(цвет и т.д.)?» При исследовании словаря глаголов экспериментатор задает вопрос: «Что делает …?» или «Как кричит…?» и т.д. Далее предлагается назвать одним словом группу картинок: «Как назвать одним словом эти картинки?»

    Уровни оценки активного словаря

    4 балла (высокий уровень) – правильное называние от 380 до 390 слов.

    3 балла (уровень выше среднего) – правильное называние от 370 до 379 слов.

    2 балла (средний уровень) – правильное называние от 340 до 369 слов.

    1 балл (уровень ниже среднего) - правильное называние от 300 до 339 слов.

    0 баллов (низкий уровень) - правильное называние менее 300 слов.
    б) Исследование лексической системности и структуры значения слова

    Исследование вербальных ассоциацийй.

    Материал исследования:

    Свободный ассоциативный эксперимент на слова: стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет, стоит, говорят, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезть, желтый, большой, высокий, узкий, хороший, громко, два, летящий.

    Инструкция: «Я буду называть тебе слово, а ты в ответ как можно быстрее назови любое слово, которое вспомнишь».

    Классификация предметов (по картинкам).

    Материалом исследования служат предметные картинки.

    а) Классификация далеких предметов.

    Мебель – насекомые: стол, диван, шкаф; паук, бабочка, жук.

    Дикие животные – посуда: тигр, волк, заяц; чашка, тарелка, кастрюля.

    б) Классификация близких по значению предметов.

    Дикие и домашние животные: лиса, заяц, медведь; кошка, собака, корова.

    Птицы – насекомые: синица, снегирь, воробей; стрекоза, бабочка, пчела.

    Процедура и инструкция. Детям дается набор из 6 картинок (вперемешку) и предлагается разложить картинки на 2 группы. Критерий классификации не называется.

    Группировка слов.

    Материал исследования – семантически далекие и семантически близкие слова.

    Существительные:

    а) семантически далекие (стол, бабочка, диван; тигр, тарелка, кошка; ворона, шкаф, соловей; береза, облако, дерево);

    б)семантически близкие (волк, собака, лиса; лимон, свекла, яблоко; сорока, бабочка, скворец; тарелка, стол, стакан).

    Прилагательные:

    а) семантически далекие (большой, желтый, маленький; хороший, деревянный, плохой; высокий, красный, низкий);

    б) семантически близкие (высокий, большой, низкий; длинный, большой, короткий; высокий, маленький, низкий; большой, низкий, маленький; желтый, длинный, зеленый; тяжелый, длинный, легкий; круглый, большой, овальный).Обращается внимание на то, что преобладает: аналогия или противопоставление.

    Глаголы:

    а) семантически далекие (стоит, растет, сидит; идет, цветет, бежит);

    б) семантически близкие (выбежал, вышел, вылетел; налил, насорил, вылил; подбежал, вошел, подошел).

    Процедура и инструкция. Детям предлагается назвать лишнее слово в серии из 3 слов. Дается следующая инструкция: «Я буду называть тебе 3 слова, а ты скажи, какое слово из них лишнее».Далее экспериментатор дает следующую инструкцию: «Объясни, почему это слово лишнее».

    Подбор синонимов к словам.

    Материалом исследования служат следующие слова:

    Боец, здание, доктор, глядеть, шагать, торопиться, огромный, верный, радостный.

    В случае затруднений предлагаются словосочетания глаголов и прилагательных с существительными.

    Процедура и инструкция. Экспериментатор называет слово и задает вопрос: «Как это можно назвать другим словом?»

    В случае затруднений предлагаются глаголы и прилагательные в сочетании с существительными: глядеть в окно, шагать по улице, торопиться домой, огромный дом, праздничное платье, радостное настроение, верный ответ.

    Уровни выполнения заданий на подбор синонимов

    4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий.

    3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-11 заданий.

    2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.

    1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.

    0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1-2 заданий.

    Добавлено (24.08.2009, 07:55)
    ---------------------------------------------
    Подбор антонимов к словам.

    Материалом исследования служат следующие слова:

    Друг, печаль, день, поднимать, брать, говорить, смелый, холодный, легкий, медленно, высоко, близко.

    Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Я буду называть слова, а ты постарайся подобрать к каждому слово – слово «наоборот», т.е. слово-«неприятель».

    Подбор антонимов к слову в контексте.

    Материалом исследования служат следующие словосочетания: холодный зимний день; холодный день; холодная вода в реке; холодная вода в кастрюле; холодная вода.

    Инструкция: Ребенку дается следующая инструкция: «Замени в словосочетаниях слово «холодный» словом «наоборот».

    Уровни выполнения заданий на подбор антонимов

    4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий.

    3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-11 заданий.

    2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.

    1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.

    0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1-2 заданий.

    Объяснение значения слова

    Материал исследования: 10 существительных, являющихся обобщаюшими понятиями (овощи, фрукты, цветы, насекомые, дерево, посуда, мебель, одежда, обувь, животные); 10 существительных конкретного значения (свекла, яблоко, астра, паук, береза, тарелка, стол, шуба, туфли, кошка); 10 прилагательных (высокий, маленький, желтый, короткий, длинный, тяжелый, круглый, легкий, низкий, большой); 10 глаголов (идти, ползти, ехать, нести, вести, лезть, летать, тащить, торопиться, светить).

    Процедура и инструкция. Перед началом эксперимента экспериментатор говорит ребенку: «Незнайка не знает много слов. Объясни Незнайке, что значат слова, которые я тебе назову». Далее экспериментатор называет слова и задает вопросы: «Что это?» (о существительных), «Какой это?» (о прилагательных), «Что значит?»( о глаголах).

    Добавление одного общего слова к двум словам.

    Материалом исследования служат пары слов и вопросы: фрукты – овощи (какие?), снег и простыня (какие?), дерево – цветы (что делают?), кошка – собака (что делают?), тарелка – кружка (что делают?), дождь – снег (что делают?), сидит – стоит (кто?), льется – журчит (что?), шумит – дует (что?), светит – греет (что?), одевается – обувается (кто?), растет – зеленеет (что?).

    Процедура и инструкция. Ребенку дается инструкция: «Я назову тебе два слова и задам вопрос. А ты назови одно слово, которое подходит к этим двум словам».

    Уровни выполнения заданий

    4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий.

    3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-10 заданий.

    2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.

    1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.

    0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1-2 заданий.

    Дополнение к глаголу (исследование валентности глагола).

    Материалом исследования служат глаголы: сидит, растет, светит, кладет, умывается.

    Инструкция: «Назови как можно больше слов к слову «сидит» и т.д.

    Задача Л.С. Выготского на переименование предметов.

    Процедура и инструкция. Ребенку задаются следующие вопросы:

    а) Почему собаку назвали собакой?

    б) Можно ли корову назвать собакой?

    в) Назовем корову собакой, а собаку коровой?

    § Есть ли у собаки рога?

    § Дает ли корова молоко?

    § Кто больше: корова или собака?

    § Что делает корова, когда голодна?

    Дополнение предложения словом.

    Материалом исследования служат следующие фрагменты предложений:

    Дверь открывают … . Из чайника идет … . Солнце светит … . У мальчика воздушный … . Лимон желтый, а помидор … . Фрукты моют, а белье … . Пилой пилят, а топором … . Яйцо овальное, а шар … . Кофта шелковая, а шуба … . Лимон кислый, а мед … . Горчица горькая, а соль … . Молоко жидкое, а сметана … .

    Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку закончить предложение одним словом.

    Уровни выполнения заданий

    4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий.

    3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-10 заданий.

    2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.

    1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.

    0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1-2 заданий.

    Добавлено (24.08.2009, 08:24)
    ---------------------------------------------
    Исследование словообразования

    а) Исследование словообразования имен существительных

    Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных существительных

    Материалом исследования служат предметные картинки и слова: стул-стульчик, стакан-стаканчик, кувшин-кувшинчик, дом-домик, стол-столик, мячмячик, платок-платочек, звонок-звоночек, веник-веничек, замок-замочек, машина-машинка, миска-мисочка, пуговица-пуговичка, синица-синичка, ресница-ресничка, береза-березонька, книга-книжечка, дочь-доченька, тетя-тетенька, подушка-подушечка, кукла-куколка, роща-рощица, кольцо-колечко, ведро-ведерко, одеяло-одеяльце, дерево-деревце, зеркало-зеркальце, платье-платьице, кресло-креслице, масло-маслице, письмо-письмецо, крыло-крылышко, бревно-бревнышко, пальто-пальтишко.

    Процедура и инструкция.

    Исследование дифференциации в импрессивной речи.

    Ребенку предлагаются парные предметные картинки с изображением большого и маленького предмета, например, «машина» и «машинка». Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Покажи, где машина. А где машинка?»

    Исследование дифференциации в экспрессивной речи.

    Ребенку предлагаются парные предметные картинки с изображением большого и маленького предмета. Экспериментатор показывает картинку и задает вопрос: «Это что?» При затруднениях при выполнении заданий оказывает помощь следующим образом: «Машина – это большая, а как назвать ласково одним словам маленькую машину?».

    Исследование словообразования названий животных

    Материалом исследования служат картинки: лиса-лисенок-лисята, коза-козленок-козлята, кот-котенок-котята, еж-ежонок-ежата, утка-утенок-утята, волк-волчонок-волчата, медведь-медвежонок-медвежата, белка-бельчонок-бельчата, свинья-поросенок-поросята, курица-цыпленок-цыплята, лошадь-жеребенок-жеребята, корова-теленок-телята.

    Исследование дифференциации в импрессивной речи.

    Процедура и инструкция. Перед ребенком раскладываются три картинки на слова одной семантической группы, например, утка, утенок, утята. Дается следующая инструкция: «Покажи, где гусенок. А где гусь? Где гусята?».

    Исследование дифференциации в экспрессивной речи.

    Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем вспоминать названия детенышей животных». Затем задаются вопросы: «Как называется детеныш у гуся? А если их несколько, то как правильно сказать?» И т.д.

    Исследование словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь

    Материалом исследования служат предметные картинки и слова: чай-чайница, сахар-сахарница, суп-супница, пепел-пепельница, салат-салатница, соус-соусница, мыло-мыльница, селедка-селедочница, соль-солонка, масло-масленка.

    Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Сахар хранится в сахарнице. А как назвать посуду, в которой хранится чай?». В дальнейшем экспериментатор показывает картинку (или называет слово) и задает аналогичный вопрос.

    Исследование словообразования существительных со значением единичности.

    Материалом исследования служат предметные картинки и слова: пыль-пылинка, бусы-бусинка, крупа-крупинка, виноград-виноградинка, ворс-ворсинка, горох-горошинка, жемчуг-жемчужинка, песок-песчинка, дождь-дождинка, снег-снежинка.

    Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Представь себе, что на улице идет снег, и маленькая частичка снега упала тебе на лицо. Эта частичка снега называется «снежинка». Итак, снег – снежинка». Далее детям предлагается образовать по аналогии другие производные слова.

    Добавлено (24.08.2009, 08:47)
    ---------------------------------------------
    Образование имен существительных со значением женскости.

    Материалом исследования служат предметные картинки и слова: медведица, волчица, тигрица, львица, слониха, ежиха, лосиха, зайчиха, крольчиха, воробьиха.

    Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Вспомним сказку про трех медведей. Папа медвежонка – медведь. А как назвать его маму? (Медведица). А теперь я буду называть папу, а ты называй маму детенышей животных. Волк - …». И т.д.

    Исследование словообразования названий профессий мужского рода

    Материалом исследования служат картинки (велосипедист едет на велосипеде, мотоциклист едет на мотоцикле, хоккеист играет в хоккей, футболист играет в футбол, гитарист играет на гитаре, баянист играет на баяне, пианист играет на пианино, тракторист работает на тракторе, часовщик чинит часы, стекольщик вставляет стекло, экскаваторщик работает на экскаваторе, барабанщик барабанит по барабану, обходчик обходит участок дороги, летчик летает на самолете, писатель пишет книги, читатель читает книги, фокусник показывает фокус, печник кладет печь, лесник заботится о лесе, скрипач играет на скрипке ) или вопросы типа: «Как назвать того, кто едет на велосипеде?» и т.д.

    Исследование дифференциации в импрессивной речи

    Процедура и инструкция. Ребенку предлагается картинка, например, велосипедист едет на велосипеде. Дается следующая инструкция: «Покажи, где велосипед? А где велосипедист?» и т.д.

    Исследование дифференциации в экспрессивной речи

    Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем вспоминать название профессий». Затем задаются вопросы: «Как называется человек, который

    § едет на велосипеде?

    § едет на мотоцикле?

    § играет в хоккей?

    § играет в футбол?

    § играет на гитаре?

    § играет на пианино?

    § играет на баяне?

    § играет на скрипке?

    § чинит часы?

    § точит ножи?

    § барабанит по барабану?

    § продает продукты, вещи? И т.д.

    Затем задаются следующие вопросы (по методике Г.А.Черемухиной, А.М.Шахнарович):

    § Как назвать того, кто на паровозе ездит?

    § …кто зарядку утром делает?

    § …кто песни сочиняет?

    § …кто играет на рояле?

    § …кто ломает все?

    § …кто точит ножи?

    § …кто водит вертолет?

    § Кто такой полководец?

    § Кто главнее: маршал или полководец?

    Добавлено (24.08.2009, 08:50)
    ---------------------------------------------
    Исследование словообразования названий профессий женского рода

    Материал исследования: картинки и слова: учитель-учительница, писатель-писательница, воспитатель-воспитательница, продавец-продавщица, танцовщик-танцовщица, портной-портниха, пловец-пловчиха, повар-повариха, летчик-летчица, певец-певица, скрипач-скрипачка, пианист-пианистка, фигурист-фигуристка, тракторист-трактористка, спортсмен-спортсменка.

    Исследование дифференциации в импрессивной речи

    Процедура и инструкция. Ребенку предлагаются две картинки, например, продавец и продавщица. Дается следующая инструкция: «Покажи, где продавец. А где продавщица?». И т.д.

    Исследование дифференциации в экспрессивной речи

    Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Сейчас мы будем вспоминать названия профессий женщин. Учитель – это мужчина, а женщину называют учительница. Продавец – это мужчина. А если это женщина, то как ее называют?». И т.д.

    Задаются также вопросы:

    § Как назвать женщину, которая кормит птиц?

    § …которая кормит телят?

    § …которая доит коров?

    § …которая убирает мусор?

    В случае затруднений повторяется пример словообразования или называется 1-2 слога слова.

    Исследование словообразования существительных от глаголов

    Материалом исследования служат слова: прополоть-прополка, переезжать-переезд, посадить-посадка, пересказать-пересказ, вылетать-вылет, переходить-переход, засолить-засолка, слушать-слушание.

    Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Весной мы решили посадить кусты. Мы занимались чем? (Посадкой). Посадить – посадка».

    § Надо побелить стены. Родители заняты чем?

    § Соседи переезжают на новую квартиру. Соседи заняты чем?

    § Как называется место, где люди переходят дорогу?

    § Учительница задала детям пересказать сказку. Дети будут готовить что?

    § Самолет будет вылетать утром. На утро назначен что?

    § Надо засолить огурцы. Мы будем заниматься чем?

    В случае затруднений повторяется пример словообразования, называется 1-2 слога слова.

    Объяснение значения производных слов-существительных.

    Материалом исследования служат слова: пуговичка, одеяльце, пальтишко, цыпленок, медвежонок, бельчонок, салатница, мыльница, солонка, дождинка, песчинка, бусинка, медведица, лосиха, львица, печник, стекольщик, писатель, портниха, певица, пианистка.

    Процедура и инструкция. Детям предлагается объяснить Незнайке значение слова. Слова предлагаются последовательно, с небольшой паузой после выполнения предыдущего задания.

    Верификация производных слов-существительных.

    Материалом исследования служат правильные и неправильные производные слова: стулик-стульчик, шкафик-шкафчик, одеяличко-одеяльце, свиненок-поросенок, собачонок-щенок, медведята-медвежата, сольница-солонка, стекольщик-стекольник, велосипедист-велосипедчик, писатель-писательник, певица-певчиха, пловчиха-пловчица, повариха-поварница. Процедура и инструкция. Экспериментатор дает ребенку следующую инструкцию: «Сейчас я буду называть тебе правильные и неправильные слова, а ты слушай и поправляй меня, если я скажу неправильно». После воспроизведения каждого слова задаются вопросы: «Правильно я сказала?», «А как сказать правильно?».

    Добавлено (24.08.2009, 08:52)
    ---------------------------------------------
    Исследование словообразования имен прилагательных

    Образование качественных прилагательных

    Исследование дифференциации в экспрессивной речи

    Речевой материал, процедура и инструкция. Ребенку задаются следующие вопросы: «Как называют волка за жадность? Какой он? Лису за хитрость? Зайца за трусость? Тигра за силу?

    § Если днем мороз, то как называется такой день? Какой это день?

    § Если на улице холодно, то как можно назвать такой день? Какой он?

    § Если на улице дождь, то как можно назвать такой день?

    § А если ветер, то какой это день?

    § Если на улице солнце, то как называется такой день?».

    В случае затруднений повторяется пример словообразования, называется 1-2 слога слова.

    Образование качественных прилагательных со значением незначительной степени качества

    Материалом исследования служат слова и словосочетания: кислый – кисловатый, сладкий – сладковатый, длинный – длинноватый, хитрый – хитроватый, зеленый – зеленоватый.

    Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: « Если сметана очень кислая, то ее так и называют кисла, а если сметана чуть кислая, то говорят кисловатая». Далее детям предлагается образовать слова по данному образцу.

    Образование отглагольных качественных прилагательных

    Материалом исследования служат слова: молчит – молчаливый, говорит – разговорчивый, боится – боязливый, смешит – смешливый, обижается – обидчивый.

    Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Если человек всегда придирается, его называют придирчивый». А как назвать того, кто часто молчит?» И т.д.

    Образование относительных прилагательных

    Задание 1. Материалом исследования служат картинки и словосочетания, называющие из чего сделан предмет: стол из дерева, шляпа из соломы, шапка из меха, шарф из шерсти, ножницы из металла, мяч из резины, салфетка из бумаги, чайник из фарфора, ком из снега, ключ из железа, сумка из кожи, коробка из картона, труба из кирпича, подушка из пуха, платок из шелка, платье из ситца.

    Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Банка сделана из стекла, поэтому мы говорим: «Банка стеклянная». Затем дается следующая инструкция: «Если стол сделан из дерева, то какой он?».

    В случае затруднений повторяется пример словообразования, называется 1-2 слога слова (де-, дере-)

    Задание 2. Материалом исследования служат следующие словосочетания: лист березы, лист осины, лист клена, лист дуба, шишка сосны, шишка ольхи, варенье из вишни, варенье из малины, варенье из груш, морс из клюквы, варенье из яблок, варенье из черники, варенье из брусники, суп из грибов, хлеб из ржи.

    Процедура и инструкция. Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Варенье из абрикосов, это абрикосовое варенье. А варенье из вишни, какое это варенье?».

    В случае затруднений повторяется пример словообразования, называется 1-2 слога слова (бе-, бере-).

    Образование притяжательных прилагательных

    Материалом исследования служат следующие словосочетания: сумка мамы, сумка бабушки, шарф дедушки, портфель папы, кукла Маши, мяч Сережи, хвост лошади, хвост петуха, нора мыши, нора лисы, молоко козы, хвост собаки, хвост кошки, хвост волка, берлога медведя, дупло белки.

    Процедура и инструкция. В начале исследования ребенку дается следующая инструкция: «Хвост коровы – это коровий хвост. Скажи, а как называется хвост собаки. Чей это хвост?». И т.д.

    В случае затруднений используются картинки, повторяется пример словообразования, называется 1-2 слога слова.

    Добавлено (24.08.2009, 08:53)
    ---------------------------------------------
    Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением

    Материалом исследования являются следующие словосочетания: белый заяц, серый козел, тонкая рябина, низкий куст, сладкий пирог, рыжая лиса, пушистый цыпленок, зеленый платок, красное яблоко, теплый халат, вкусная булка.

    Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Трава зеленая. А про маленькую травку мы скажем: «Зелененькая травка». Далее предлагаются следующие вопросы: «Большой козел серый, а как можно назвать по цвету маленького козлика? Какой он?».

    В случае затруднений повторяется пример словообразования, называется 1-2 слога слова (се-, сере-).

    Образование простой сравнительной степени прилагательного

    Материал исследования, процедура и инструкция. Вначале формируется ориентировка в задании: «Эта лента длинная, а другая лента еще длиннее». Затем ребенку предлагается закончить следующие предложения:

    § Мальчик сильный, а папа еще …

    § Это темная юбка, а другая еще …

    § Это красное платье, а другое еще …

    § Это удобное кресло, а другое еще …

    § Ромашка красивая, а роза еще …

    § У сестры толстая книга, а у брата еще …

    § Это высокий дом, а другой еще …

    § Это узкий коридор, а другой еще …

    § У Маши громкий голос, а у Пети еще …

    § Мама молодая, а дочка еще …

    § Сахар сладкий, а мед еще …

    § Диван мягкий, а подушка еще …

    В случае затруднений повторяется пример словообразования, называется 1-2 слога слова (силь-).

    Объяснение значения производных слов-прилагательных.

    Материалом исследования служат слова: кисловатый, сладковатый, красноватый, молчаливый, смешливый, обидчивый, тоненький, низенький, тепленький, клюквенный, стеклянный, черничный.

    Процедура и инструкция. Детям предлагается объяснить Незнайке значение слова. Слова предлагаются последовательно, с небольшой паузой после выполнения предыдущего задания. В случае затруднений предлагаются словосочетания прилагательного с существительным (кисловатая сметана и др.

    Верификация производных слов-прилагательных.

    Материалом исследования служат правильные и неправильные производные слова и словосочетания: сок из абрикосов – абрикосный, абрикосовый; хвост рыбы – рыбий, рыбный; хвост петуха – петуховый, петушиный; берлога медведя – медвежья, медвединая; варенье из черники – черничное, черниковое; морс из клюквы – клюковый, клюквенный.

    Процедура и инструкция. Экспериментатор дает ребенку следующую инструцию: «Сейчас я буду называть тебе правильные и неправильные слова, а ты внимательно слушай и поправляй меня, если я скажу неправильно». После воспроизведения каждого слова задаются вопросы: «Правильно я сказала?», «А как сказать правильно?».

    Добавлено (24.08.2009, 08:55)
    ---------------------------------------------
    Исследование словообразования глаголов

    Образование приставочных глаголов противоположного значения

    Материалом исследования служат картинки, действия с предметами и слова - глаголы с приставками противоположного значения: приклеить – отклеить, привязать – отвязать, пригнуть – отогнуть, сгибать – разгибать, собирать – разбирать, наливать – выливать, входить – выходить, закрывать – открывать, привязать – отвязать, привинтить-отвинтить, приколоть-отколоть, присоединить-отсоединить, привезти-отвезти, придвинуть-отодвинуть

    Исследование дифференциации в импрессивной речи

    Процедура и инструкция. Ребенку предъявляются 2 картинка (или действия с предметом) и предлагается показать соответствующую картинку. Дается, например, такая инструкция: «Покажи, где мальчик наливает воду. А где мальчик выливает воду?».

    Исследование дифференциации в экспрессивной речи

    Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: « Сегодня мы будем вспоминать слова противоположного значения. Пристегнуть, а наоборот, (что сделать?) отстегнуть. Привязать, а сделать наоборот - значит, что сделать? …

    В случае затруднений повторяется пример словообразования.

    Образование глаголов со значением приближения к чему-либо, удаления от чего-либо

    Материалом исследования служат глаголы с приставками противоположного значения, обозначающие приближение или удаление: подбежать-отбежать, подплыть-отплыть, подлететь-отлететь, подскочить-отскочить, подъехать-отъехать, подползти-отползти, подойти-отойти.

    Исследование дифференциации в импрессивной речи

    Ребенку предлагается пара картинок, например: «Птичка подлетает к клетке» и «Птичка отлетает от клетки». Экспериментатор просит ребенка показать соответствующую картинку: «Где птичка отлетает от клетки?», «Где птичка подлетает к клетке?»

    Исследование дифференциации в экспрессивной речи

    Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании. Ребенку предлагаются картинки, например, «Птичка подлетает к клетке» и «Птичка отлетает от клетки». Экспериментатор показывает первую картинку и называет предложение «Птичка подлетает (приближается) к клетке». Затем показывает вторую картинку. «А на этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки». А теперь ты сам попробуй придумать слова, которые обозначают приближение к чему-либо и удаление от чего-либо».Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка просят дополнить предложения по содержанию картинок:

    § Самолет к башне … от башни…

    § Змея к ущелью … от ущелья …

    § Мальчик к реке … от реки …

    § Лодка к берегу … от берега …

    § Машина к дому … от дома…

    § Мальчик к дереву … от дерева …

    В случае затруднений повторяется первый пример словообразования.

    Исследование образования глаголов со значением пересечения пространства или предмета

    Материал исследования: картинки и слова (лететь-перелететь, ехать – переехать, идти-перейти, прыгнуть-перепрыгнуть, плыть-переплыть, бежать-перебежать).

    Исследование дифференциации в импрессивной речи

    Процедура и инструкция. Ребенку предлагается пара картинок, например, «Мальчик идет к мостику», «Мальчик переходит мостик». Экспериментатор задает вопросы: «Где мальчик переходит мостик?», «Где мальчик идет к мостику?». Далее предлагаются следующие пары картинок и задаются аналогичные вопросы.

    Исследование дифференциации в экспрессивной речи

    Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании. Ребенку предлагается пара картинок, например, «Мальчик идет к мостику», «Мальчик переходит мостик». Экспериментатор предлагает посмотреть на первую картинку. «На этой картинке мальчик идет к мостику. А на этой картинке мальчик переходит через мост. А теперь ты сам попробуй сам подобрать слова, которые обозначают: кто-то движется через что-то, пересекает что-то». Ребенку предлагается дополнить следующие предложения:

    § Белка прыгает. Белка с дерева на дерево (что делает?) …

    § Ласточка летит. Ласточка с дерева на дерево (что делает?) …

    § Девочка бежала. Девочка через улицу (что сделала?)…

    § Саша плыл по реке. Саша через реку (что сделал?) …

    Добавлено (24.08.2009, 08:57)
    ---------------------------------------------
    Исследование образования глаголов со значением начала действия.

    Материалом исследования служат слова: свистеть – засвистеть, кричать – закричать, бежать – побежать, плыть – поплыть, лететь – полететь.

    Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Если мальчик начал плакать, то говорят заплакал.А как сказать, если он начал свистеть?» И т.д.

    Исследование образования глаголов со значением конца действия.

    Материалом исследования служат слова: ехал – доехал, бежал – добежал,, плыл – доплыл, летел – долетел, горела – догорела.

    Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Если мальчик кончил печатать, то говорят допечатал.». Далее детям предлагается закончить предложение. «Велосипедист ехал к дому и, наконец, … Мальчик бежал к школе и, наконец, … Девочка плыла к берегу и, наконец, … Грач летел к гнезду и, наконец, … Свеча горела и, наконец, …».

    Исследование дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида.

    Материал исследования: картинки и предложения с глаголами совершенного и несовершенного вида (Девочка пьет чай – Девочка выпила чай. Маша моет руки – Маша вымыла руки. Девочка одевается – Девочка оделась. Мальчик рисует дом – Мальчик нарисовал дом. Мальчик лезет на дерево – Мальчик залез на дерево. Девочка сажает рассаду – Девочка посадила рассаду.).

    Исследование дифференциации в импрессивной речи

    Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть парные картинки, например, « Девочка моет руки» и «Девочка вымыла руки». Затем дается инструкция: «Покажи, где девочка моет руки. Где девочка вымыла руки?». И т.д.

    Исследование дифференциации в экспрессивной речи

    Процедура и инструкция. Перед ребенком раскладываются две парные картинки, например, «Девочка одевается» и «Девочка оделась» Экспериментатор показывает картинку и задает вопрос: «Что делает девочка?» или «Что сделала девочка?»

    Исследование понимания и употребления возвратных глаголов

    Материалом исследования яв<

     
    EKATEPNHA Дата: Четверг, 08.05.2014, 10:45 | Сообщение # 2
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 2064
    Награды: 32
    Репутация: 118 
    Статус: Offline
    Смирнова. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи 
    Доступно только для пользователей
     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск: