|
Речевое развитие ребенка раннего возраста
| |
Upiter |
Дата: Вторник, 23.06.2009, 17:47 | Сообщение # 1 |
Логопед
Группа: Проверенные
Сообщений: 107
Награды: 1
Репутация: 3
Статус: Offline |
На первом году жизни у ребенка идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи. Головной мозг является основным регулятором деятельности организма. У новорожденного он еще недоразвит, имеет меньшую массу, менее сложную структуру. Начиная с первого года жизни мозг ребенка развивается очень быстро, изменяется его внутренняя структура. Слух и формирование речи ребенкаОдновременно с развитием мозга у малыша развивается физический и фонематический слух. Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью, так как возможность ее возникновения и дальнейшее развитие зависят прежде всего от состояния слуха. Если ребенок плохо слышит или не слышит вовсе, то речь без специального обучения развиваться не может. Малыш начинает сначала прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник звучания, а затем и поворачивать голову к говорящему, слыша речь окружающих, сосредотачивая свое внимание на его лице, губах, таким образом пытаясь контактировать со взрослым. Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные звуки, слоги, различные звукосочетания. В 2 — 3 мес. появляется гуление, а в 3 — 4 мес— лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произноснести некоторые звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу года — слова. Первые взаимоотношения ребенка и взрослого строятся на основе эмоционального общения, когда на улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого — произнесением звуков, слогов, звукосочетаний. Предпосылки для начала активизации речи детей раннего возраста Активному произношению слов предшествует развитие понимания речи: младенец поворачивает голову, когда ему называют хорошо знакомые предметы, игрушки, выполняет несложные движения (дает руку, делает «ладушки»), хотя еще и не может обозначить словом совершаемые им действия. В процессе раннего речевого развития ребенок осознает слово не как средство, служащее для обозначения предмета, качества, свойства, т. е. несущую смысловую нагрузку; в слове он улавливает лишь его ритмическую структуру и реагирует, как правило, адекватно на разные слова, если они близки по звуковому оформлению. В большинстве случаев девочки начинают разговаривать раньше чем мальчики. Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно: одни начинают говбрить в 8 — 9 мес, другие — в 1 г. 2 мес, а некоторые еще позднее. Запас слов у годовалых детей различен и варьируется от 2 — 3 слов до 15 — 20. Чаще дети пользуются упрощенными словами: ам-ам — или словами с открытыми слогами: мама, папа, Ляля. Развитие речи детей по периодам В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, неразборчивы, чаще всего они даже отсутствуют в его родном языке, а некоторые из них невозможно воспроизвести. Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить только те звуки языка, на котором говорят окружающие его люди. Начиная со второго полугодия в лепете ребенка появляются четкие звуки. Среди них чаще всего встречаются гласный звук а, из согласных в основном звуки п, б, м, к, г и некоторые другие. Однако эти звуки еще не устойчивы. И произносятся лишь в небольших звукосочетаниях. На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их таким образом к правильному усвоению звуков в дальнейшем. Ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого. Малыш улыбается, произносит звуки, если взрослый говорит доброжелательным тоном, и кричит, если взрослый сердится. К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, как правило одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие — меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет огромное значение для его последующего развития. Итак, первый год жизни ребенка Является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислуши¬вается к звукам речи, отыскивает и сосредоточивает свое внимание на источнике, издающем звук, на лице с ним говорящего); развивается понимание речи; в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов — и с помощью речи.
Сообщение отредактировал Upiter - Вторник, 23.06.2009, 18:04 |
|
| |
Olga |
Дата: Среда, 12.01.2011, 17:13 | Сообщение # 2 |
Подполковник
Группа: Друзья
Сообщений: 114
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline |
Развитие активной речи до 3 лет Произносит гласные звуки близкие к "а", "ы", "у", возможно в сочетании с согласным "г" (гулит). - 3 месяца Произносит серии одинаковых слогов: "дядядя…", "бабаба…", "мамама…" (лепечет). - 6 месяцев Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: "ба!" (бах!), "дя" (да) и т.п. - 1 год 2 месяца "Говорит на своем языке"–произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со слогами напоминает речь взрослых по ритму, интонации. - 1год 6 месяцев Повторяет за взрослым одно- или двухсложные слова, которые уже умеет произносить: "мама", "дядя"… - 1 год 6 месяцев Произносит ударный слог из слова, слова из двух одинаковых слогов. Среди произносимых звуков, как правило, встречаются следующие: "а", "о", "у", "и", "м", "п", "б", "к", "г", "дь", "ть", "нь", "ль", "сь". Например: "мама", "ляля", "дя" (дай), "ня" (на) и т.д. - 1 год 6 месяцев Повторяет за взрослым двухсложные слова, состоящие из разных слогов, которые уже умеет произносить: "тетя", "кися" (киса)… - 1 год 8 месяцев Произносит двухсложные слова или два слога из трехсложных слов: "тетя", "катя", "синя" (машина). Часто опускает первый звук в слове или конечный согласный. - 1 год 10 месяцев Повторяет за взрослым сочетания из двух слов: "мама Лена". - 2 года Строит предложения из 2-х слов: "мама дай", "баба ди" (баба иди). - 2 года Пытается произносить трех- четырехсложные слова. Например: "алясе" (хорошо), "павозик" (паровозик)…Среди произносимых звуков появляются "н", "т", "д". - 2 года Повторяет за взрослым простые предложения из 3-4 слов. - 2 года 6 месяцев Строит предложения из 3-4-х слов, простые и сложносочиненные, часто неграмотно: "Это моя миська больсей" (Это мой большой мишка). - 2 года 6 месяцев Повторяет за взрослым двустишие. - 3 года Строит многословные, в том числе сложноподчиненные, предложения. "Кода папа мой придет с работы, мы подем гулять"". В знакомых словах произносит все слоги. Произносит звуки: "с", "л", "ы", "в", "р", "з". - 3 года |
|
| |
EKATEPNHA |
Дата: Среда, 12.01.2011, 17:39 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2064
Награды: 32
Репутация: 118
Статус: Offline |
Quote (Olga) Произносит звуки: "с", "л", "ы", "в", "р", "з". - 3 года ????????? |
|
| |
Olga |
Дата: Четверг, 13.01.2011, 17:34 | Сообщение # 4 |
Подполковник
Группа: Друзья
Сообщений: 114
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline |
EKATEPNHA, к трем годам в норме дети произносят большинство звуков родного языка, кроме [р] и шипящих или ВСЕ звуки!!! |
|
| |
anfisa |
Дата: Четверг, 13.01.2011, 17:43 | Сообщение # 5 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 648
Награды: 10
Репутация: 62
Статус: Offline |
Olga,шипящие и свистящие звуки дети должны правильно произносить к 5 годам,а сонорные,особенно зв Р,может формироваться до 6 лет.В моей практике никогда не встречались дети ,которые в 3 года чисто разговаривали. К 4 годам- да. По поводу звуков в вашем сообщении опечатка. |
|
| |
Olga |
Дата: Четверг, 13.01.2011, 19:08 | Сообщение # 6 |
Подполковник
Группа: Друзья
Сообщений: 114
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline |
Ребенок младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста − смягчение речи. Многие (но не все) трехлетние дети не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими. Трехлетние часто не произносят (но не всегда) звуки Р и Л, заменяя их. Отмечается замена заднеязычных звуков переднеязычными: К - Т, Г - Д, а также оглушение звонких звуков и пр...... НО ЭТО НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ДЕТИ В 3 ГОДА НЕ МОГУТ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ ВСЕ ЗВУКИ. ПРОСТО НОРМЫ СЕЙЧАС ВСЕ МЕНЬШЕ И МЕНЬШЕ, А Я ТАКИХ ДЕТОК ВСТРЕЧАЛА! http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/43253.php |
|
| |
Тая |
Дата: Четверг, 13.01.2011, 19:54 | Сообщение # 7 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
У меня тоже были такие детки. Из собственных трёх дочерей только одна овладела нормальным звукопроизношением на четвёртом году. Причём, сначала появился звук Р, а уж потом шипящие. Правда происходило это всё не без стимуляции с моей стороны... Но тем не менее без специальных занятий. Ещё был опыт первого набора группы четырёхлеток: тогда я из всей средней группы сумела отобрать только 5 детей с дефектами речи! У остальных было нормальное звукопроизношение! То, что сейчас такие дети не очень часто встречаются - это не норма. по-моему... |
|
| |
Тая |
Дата: Четверг, 13.01.2011, 19:57 | Сообщение # 8 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Olga, может быть, в этом разделе привести варианты трактовки нормы с указанием источников и даты высказываний. Сколько специалистов - столько мнений! |
|
| |
Olga |
Дата: Четверг, 13.01.2011, 20:17 | Сообщение # 9 |
Подполковник
Группа: Друзья
Сообщений: 114
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline |
Я тоже об этом подумала. В выходные займусь. |
|
| |
| |