Четверг, 18.04.2024, 19:54
Логопси: логопедия, дефектология, психология

 Методики коррекции заикания - Форум

Поиск
Новые сообщения
  • Ссылки на свои блоги, сайты (28)
  • Знакомимся ближе... (228)
  • Дифференциация Л-В (49)
  • Игры для обследования неговорящих детей (15)
  • Полезные ссылки по массажу (7)
  • Обучение письму. Коррекция нарушений письма (18)
  • Игры для детей от 3 лет (8)
  • Учим буквы, играя (24)
  • Популярные темы
  • В чем трудности у молодых специалистов возникают в работе? (772)
  • Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н. (558)
  • Работа над звуками Р - Рь (491)
  • Звуки раннего онтогенеза (236)
  • Знакомимся ближе... (228)
  • Работа над свистящими звуками (190)
  • ОНР 1 уровня (189)
  • Меню сайта
    Статистика
    Последние картинки
    Объявления!
    Требуется помощь!
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Logos  
    Форум » РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ » ЗАИКАНИЕ » Методики коррекции заикания (Создаём информационную базу и делимся опытом)
    Методики коррекции заикания
    Тая Дата: Воскресенье, 18.10.2009, 08:09 | Сообщение # 1
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Основные принципы методики устойчивой нормализации речи заикающихся
    Л. З. Арутюнян
    профессор кафедры логопедии МГОПУ,
    г. Москва

    Статья
    Основываясь на нашем понимании заикания, сформулируем принципиальные положения методики лечения заикания. Считаем, что следование этим принципам позволяет устойчиво нормализовать речь заикающихся, не опасаясь рецидивов.

    1. Заикание – устойчивое патологическое состояние (УПС). Всякое устойчивое состояние по определению склонно к самоподдержанию и самовосстановлению. Следовательно, определяющей целью работы становится формирование нового нормального устойчивого состояния, которое, как и прежнее патологическое, будет стремиться к самосохранению. Именно эта особенность устойчивого состояния позволяет утверждать, что, если нормальное устойчивое состояние сформировано, возникновение рецидивов невозможно.
    Нет никакого смысла «размениваться» на борьбу с отдельными проявлениями УПС, хотя это и выглядит очень заманчивым: устранить запинки в речи – разве это не замечательно?! Конечно, замечательно. Но, срубив сосульку с козырька крыши и не убрав с крыши снег, рискуем через пару дней лицезреть новую. В переводе на заикание это означает, что запинки вернутся практически неизбежно, поскольку корни заикания остались сохранны. Такого рода «лечение» даёт почву для доводов о неизлечимости заикания и его рецидивах.

    2. Высокая устойчивость патологического состояния в значительной мере обусловлена тем, что заикающиеся, каждый раз заикаясь, эту устойчивость подкрепляют и усиливают. Чтобы сформировать новое нормальное устойчивое состояние, нужно исключить все элементы, которые «подпитывают» УПС. Нужно с первого дня лечения не заикаться. Не «заикаться», по нашему мнению, значит:
    полностью исключить спазматические задержки.
    связать речь со спокойствием и чувством комфорта.
    освоить новое речевое поведение и не скрывать факта лечения.
    Нельзя лечить заикание заикаясь! – это один из постулатов успешного лечения заикания. На первый взгляд, эта мысль может показаться нелепой: если бы заикающийся мог не заикаться, он не был бы заикающимся. Тем не менее, «не заикаться» с первого дня лечения - вполне реальная задача. В первые 8-10 дней лечения речь без заикания возможна только во время речевых тренировок при полной концентрации внимания. На это время назначается режим ограничения речи, спонтанная речь полностью исключается. При этом речевые тренировки ни в коей мере не ограничиваются. Произнесение слогов и фраз, вопросы на улице, в магазине - все это дозволяется и поощряется в любом объеме. Итак, время режима молчания (отсутствие спонтанной речи) оказывается временем самых интенсивных тренировок.

    3. Заикание - это процесс, который определенным образом «запускается». По нашему мнению, существует ритуал «включения» заикания. Заикающиеся, как правило, начинают «заикаться» задолго до начала речи, например, в ожидании вопроса. Участвуя в беседе, они «заикаются», даже когда молчат. Уже в это время можно заметить заученный «взгляд заикания», напряжение мышц, особенно мышц артикуляторов и т.п. Всё это автоматически, по ассоциации включают программу заикания.
    Поэтому принципиально важной задачей становится заменить ритуал включения заикания ритуалом включения нормальной речи, т.е. сформировать психологическую и физиологическую готовность к ней. Эта работа начинается еще до речевых тренировок с коррекции невербальных компонентов речи. Так, например, новую осанку и взгляд связываем с расслаблением, что позволяет подготовить мышцы-артикуляторы к мягкой атаке звука и обеспечить возможность правильного звучания.

    4. УПС при заикании окончательно формируется, когда эмоции связываются с актом вербальной коммуникации. Именно после этого заикание становится трудно обратимым. Акт речи так значительно и постоянно связан с волнением, что в случае заикания можно говорить о рефлексе тревоги Общеизвестно, что, если заикающийся человек спокоен, его речь значительно облегчается. А во время речи с самим собой спазматические задержки могут полностью отсутствовать даже у лиц, страдающих неврозоподобным заиканием. Нет ответственности за речь, нет волнения - нет заикания. Следовательно, одной из центральных задач терапии, становится необходимость связать речь и спокойствие, сформировать такое внутреннее состояние, когда в процессе общения сам акт речи не только не волнует, но как это ни парадоксально звучит, успокаивает. Принципиально важно научить тому, чтобы спокойствие вызывалось не только между актами речи, когда есть возможность уединиться и расслабиться, позаниматься аутотренингом и т.д., но, главное, во время речи, в самых различных ситуациях общения. Эта задача была нерешенной.
    В настоящее время удалось ее решить, и стало реальным взамен рефлекса тревоги формировать в процессе речи рефлекс спокойствия.

    5. Лечение заикания должно проходить не только в логопедическом кабинете, где пациенты работают как бы на тренажере, а в живом общении, поэтому особую роль в процессе терапии мы отводим функциональным тренировкам (ФТ). По сути весь курс лечения представляет систему интенсивных ФТ с предварительной поэтапной подготовкой к ним. Во время ФТ в естественных условиях общения пациенты последовательно отрабатывают и доводят до автоматизма все элементы и приемы методики, с которыми знакомятся в логопедическом кабинете. В процессе всего курса лечения необходимо обеспечить постоянное движение вперед. Резкие взлеты и последующие падения отнимают много сил и рождают неуверенность. Пациенты должны чувствовать, что с каждым днем они пусть не быстро, но все неуклонно приближаются к цели. Чтобы обеспечить такой стабильный ход лечения необходимо, чтобы все требования, предъявляемые специалистами, были посильными, а задания так четко «разложены по полочкам», чтобы у пациентов никогда не возникала мысль: «не могу». Только в этом случае возможны плавные, безболезненные, почти незаметные переходы от этапа к этапу.

    6. Заикание неизбежно клиширует речь и личность заикающихся, диктуя свои «обряды», привычки и т.д. При лечении заикания необходимо тщательно выстроить, новое клише, которое отвечало бы новому устойчивому состоянию, свободному от заикания. Это новое клише не должно иметь «белых пятен», иначе оттиски с такого клише будут мозаикой нового и старого состояний: человек неминуемо попадет в ситуации, которые остались непроработанными, в которых старое УПС постарается взять реванш у нового. Отсюда следующий постулат: в лечении заикания не может быть мелочей! Все этапы лечения должны быть выполнены идеально: недопустимы ситуации, когда наработка требуемых навыков отложена «на потом», никаких долгов перед самим собой оставаться не должно.

    7. Лечение становится просто работой, которую необходимо добросовестно выполнить. Для того, чтобы она выполнялась правильно (заикание не прощает ошибок), необходим постоянный контроль со стороны специалиста и, конечно, самоконтроль. С помощью устройства «hand’s free» к мобильному телефону можно слышать речь пациентов практически в любой ситуации и по ходу разговора указывать на ошибки. Кроме этого, пациенты регулярно записывают свою речь на диктофон. Анализируя эти записи, они замечают неточности и стараются устранить их в дальнейшем. Отдельные записи мы прослушиваем и анализируем на занятиях группы. Такой двусторонний контроль за правильным выполнением речевой работы проводится в течение всего курса лечения, что позволяет почти незаметно приблизиться к нормальной речи. Каждодневные речевые победы поддерживают высокий уровень мотивации до полного окончания работы. Именно речевые победы, которые стороннему глазу могут быть и не видны, но, повторюсь, никак не «подвиги», после которых «и в воздух чепчики бросали».
    Стоит подчеркнуть, что для поддержания высокого уровня мотивации несравнимо более эффективны каждодневные, пусть не так заметные стороннему глазу, речевые победы.

    8 . Время, за которое заикание лечится, – это время, необходимое для формирования и закрепления нового устойчивого состояния взамен старого УПС. По нашим наблюдениям, срок формирования нормального устойчивого состояния – полтора года. Из них приблизительно шесть месяцев уходит на достижение уровня нормальной речи, т.е. речи без спазматических задержек, страхов, навязчивостей и приспособительных уловок. Причем положительный результат считается достигнутым только в том случае, если темп речи нормализован и пальцы рук во время речи уже не используются.

    ПОСЛЕ ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ РАБОТЫ НАЧИНАЕТСЯ ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ НАВЫКОВ. ПО-СУТИ ЭТО «ЭКЗАМЕНЫ», КОТОРЫЕ ПРИНИМАЕТ ЖИЗНЬ. ЛОГОПЕД ТОЛЬКО ПРОВЕРЯЕТ РЕЧЬ ВО ВРЕМЯ РЕЧЕВЫХ ЭКЗАМЕНОВ. И ЕСЛИ ТАКИЕ ЭКЗАМЕНЫ ЧЕЛОВЕК ВЫДЕРЖАЛ, МОЖНО ГОВОРИТЬ О ТОМ, ЧТО ЗАИКАНИЕ УШЛО НАВСЕГДА. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ С УВЕРЕННОСТЬЮ ЭТО ПОДТВЕРЖДАЮТ.

     
    Logos Дата: Понедельник, 19.10.2009, 10:32 | Сообщение # 2
    Логопед
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 784
    Награды: 6
    Репутация: 54 
    Статус: Offline
    СИСТЕМА Л.З. АРУТЮНЯН

    Система комплексной реабилитации заикающихся, предложенная Л.З. Арутюнян, определяется автором, как комплексная методика устойчивой нормализации речи при заикании.


    Коррекционная работа ведется по трем направлениям:

    1. логопедическая работа, направленная на устранение речевых судорог;
    2. психотерапия, направленная на редукцию чувства тревоги в связи с актом речи;
    3. психологическая работа, направленная на осознание своего состояния и уверенности в реальной возможности выздоровления.

    Особенностью данной логопедической методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы. Первоначально такая речь реализуется в замедленном темпе. Применение метода синхронизации движения пальцев руки и речи в замедленном темпе позволяет заикающимся с первых же занятий иметь речь без судорожных запинок.

    Основной курс реабилитации занимает 24 дня (2 дня - подготовительных, день дестабилизации и 21 день логопедических занятий). Затем в течение года проводится пять поддерживающих микрокурсов (каждый по пять дней), первый - через месяц, остальные с интервалом два месяца.

    В группе занимаются одновременно 6-8 человек; формируется она, в основном, по возрастному признаку.

    День дестабилизации длится примерно семь часов, остальные занятия - по три часа.
    Ориентировочно по времени занятия распределяются следующим образом:
    краткий опрос о состоянии речи (устный дневник) - 5 минут;
    планируемые беседы - 15 минут;
    аутогенная и речевая тренировки, постановка голоса - 1час 20 минут;
    анализ письменных дневников заикающихся и спонтанно возникающие беседы - 20 минут;
    домашнее задание - 10 минут.

    После каждых 45 минут занятий - перерыв 7 минут.

    ЦЕЛЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА:
    вызвать дестабилизацию УПС (устойчивого патологического состояния), мобилизировать внутренние резервов, резко изменить отношение пациента к себе и своему дефекту, перевести его из состояния пассивного страдания, в состояние человека, активно борющегося с недугом.

    ЦЕЛЬ ОСНОВНОГО ЭТАПА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ: выработать у пациентов новый речедвигательный навык посредством синхронизации речи с движениями пальцев руки; связать речь с чувством спокойствия, правильным интонированием, мимикой, жестом, уверенной осанкой и т. д. И укрепить новый речевой стереотип в функциональных тренировках различной сложности, тем самым, осуществив решающий отрыв от заикания.
    Как правило, в процессе усвоения новых навыков у пациентов происходят глубокие внутренние изменения: замедленный темп речи, одновременно с ранее незнакомым, растущим чувством спокойствия и мышечного расслабления, не воспринимается уже как чуждый и не вызывает прежней тревоги. Мир кажется менее враждебным, возникает мироощущение человека, способного преодолеть сложные ситуации, растет вера в возможность исцеления.

    МИКРОКУРСЫ
    .
    После окончания основного курса и после каждого микрокурса лечения пациенты получают развернутое задание, которое нужно обсудить и довести до понимания каждого из них, поскольку наиболее ответственная часть работы может быть выполнена только в условиях естественного общения.

    На первом микрокурсе происходит закрепление достигнутого, обсуждаются результаты адаптации нового стереотипа к условиям реальной жизни, успехи и неудачи каждого члена группы. Выясняя причины неудач, анализируя типичные ошибки, вырабатывается общая стратегия поведения группы. Значительное место отводится активизирующим беседам, созданию у группы правильной установки на дальнейшую работу.

    В последующих микрокурсах состояние пациентов еще более стабилизируется, увеличивается объем самостоятельной работы, так как каждый пациент нуждается уже в индивидуальной программе упражнений. Одни больше занимаются голосом, другие - техникой синхронизации речи с рукой, третьи - навыками расслабления, четвертым нужна консультация психолога или психотерапевта, некоторым показаны занятия в психотерапевтической группе.

    Следующие два микрокурса отводятся в основном коррекции интонационной стороны речи на уровне синтагм и текстов. Цель - добиться от пациентов естественной, интонационно окрашенной речи. Работа над интонацией предполагает одновременно и работу по коррекции общения.

    Большое внимание уделяется развитию воображения, речевого мышления, оперативной памяти, обучению навыкам композиции и импровизацию. Эта работа начинается еще во время основного курса лечения, но в полной мере развертывается на поддерживающих микрокурсах. С расширением круга задач усложняются и функциональные тренировки. Выполняя задания, пациенты воспитывают в себе уверенность во всем, что касается речевой способности. У них увеличивается интерес к работе со словом.



     
    Logos Дата: Понедельник, 19.10.2009, 10:33 | Сообщение # 3
    Логопед
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 784
    Награды: 6
    Репутация: 54 
    Статус: Offline
    Четвертый и пятый микрокурсы посвящаются закреплению интонационных и импровизационных навыков на уровне текста - как монологического, так и диалогического. Практикуется чтение и обсуждение литературы психологического содержания. Таким образом, развивается у членов группы навыки критического анализа собственных поступков, побуждений, понимание роли другого человека в коммуникации. Все это необходимо для того, чтобы в будущем пациентам самостоятельно справляться с возможными затруднениями и сохранить речевое здоровье.

    Главные задачи заключительного этапа:
    автоматизировать новый речевой навык, закрепив его в разнообразных условиях общения;
    окончательно преодолеть вторичные наслоения заикания (страх речи, навязчивые мысли, уловки);
    перейти к естественной речи без опоры на руку.

    На протяжении года, в который укладывается основной курс и поддерживающие микрокурсы реабилитации, новые навыки речи многократно проверяются в самых разнообразных ситуациях. Постепенно речь нормализуется, устанавливается естественный темп речи, правильная интонация.

    При подтверждении речевого здоровья объективными данными пациенты снимаются с диспансерного учета спустя год после начала логопедических занятий.

    ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ВЗРОСЛЫХ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПО МЕТОДИКЕ Л.З. АРУТЮНЯН.

    По мнению авторов данной методики, основу заикания образует триада: речевые судороги, постоянное состояние тревоги, связанное с акцентом речи, и желание скрыть дефект. Это обусловило идею "отрыва" от заикания по всем трем названным направлениям.

    Рассматривая заикание как одну из форм устойчивого патологического состояния (УПС), основываясь на теории Н.П. Бехтеревой, авторы данной методики приходят к выводу о необходимости его дестабилизации. Существенно, что был выбран путь дестабилизации УПС, связанный не со снижением, а с повышением уровня активности мозга, - через эмоциональное воздействие на пациентов. Это путь быстрого и неуклонного наращивания эмоционального напряжения при полном осознании и глубоком осмыслении пациентом всего происходящего.

    Таким образом, за сравнительно короткий срок достигается изменение отношения пациентов к себе, своему дефекту, готовности к речи в сложных ситуациях. Становится возможным уже с самого начала правильно распределить роли между логопедом и пациентом, перенести на пациентов весомую долю ответственности за результат занятий.
    Для методики характерен системный подход к речи, как к живому целостному организму, предполагающий одновременное воздействие на различные стороны речевой системы, такие, как темп, ритм, паузирование, мелодика и т.д.

    Основной принцип МЕТОДИКИ заключается в том, что не корригируются отдельные проявления дефекта, а ставится цель - формирование у пациентов нового речедвигательного навыка.

    Эта задача решается посредством синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, что позволяет не только устранить речевые судороги и наладить элементы просодии, но и закрепить навыки бессудорожной речи. Обученная рука становится как бы памятью о новом стереотипе, а со временем - автоматическим контролером речи и нового внутреннего состояния пациента. В дальнейшем навык свободной нормальной речи переходит на уровень подсознания, и надобность в использовании руки отпадает.

    Вырабатывается новый речедвигательный навык, уделяется повышенное внимание работе над интонацией, учитывая при этом неразрывную связь речи и соответствующих движений (мимики, жеста и пр.). Именно они обусловливают формирование интонационно окрашенного звучания, тогда как обездвиженность ведет к нарушениям и самой интонации, и коммуникативной функции речи. Вместе с тем корригируется и личность, что помогает заикающимся повысить самооценку, наладить контакт с собеседником. Как правило, вместе с речевым дефектом устраняется и его невротическая составляющая.

    После смены прежнего УПС на новое устойчивое состояние, нормальное или близкое к норме, все компенсаторные возможности организма мобилизуются на защиту уже этого состояния при любой попытке его изменить. Только при этом условии можно говорить о достижении прочного положительного результата.

    Отдельные приемы этого метода могут быть использованы и независимо, в составе других методик. Но авторы данной методики убеждены, что при использовании всего комплекса взаимосвязанных мер достигается максимальный эффект.

    Читать книгу Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова). - М.: Эребус, 1993
    http://www.pedlib.ru/Books/2/0371/2_0371-2.shtml



     
    rasta_ganja Дата: Суббота, 19.03.2011, 13:37 | Сообщение # 4
    Рядовой
    Группа: Пользователи
    Сообщений: 1
    Награды: 0
    Репутация: 0 
    Статус: Offline
    Я заикался сам и прекрасно знаю что это такое. Но и от этого можно избавиться. После активных занятий и упражнений в течении трех недель,я разговаривал без заикания.Если кто-то не верит, то я сделал группу в контакте http://vk.com/club24780343, там можно послушать аудио с моей нынешней речью.
    Могу сказать, что в этом нет чего-то особенно сложного, но и отдыхать не придется, нужно работать над этим по 3-4 часа в день. Придется выполнять все те рекомендации, которые я дам. Я расскажу только то, что помогло конкретно мне, покажу все те упражнения, которые я делал на начальной стадии, и опишу как и что делать потом, чтобы заикание не появилось снова. Вот мой email: aleksandr.dolgikh@phystech.edu , пишите, помогу, чем смогу. Зарегистрироваться на семинар можно тут http://stammering.timepad.ru/event/6280
     
    lorensita92 Дата: Четверг, 03.08.2017, 13:17 | Сообщение # 5
    Рядовой
    Группа: Пользователи
    Сообщений: 8
    Награды: 0
    Репутация: 0 
    Статус: Offline
    Добрый день. Мне 25 лет, скажите пожалуйста в таком возрасте заикание лечится или нет? Чтение книг, пение не помогают. Тяжело говорить свое имя, вообще его говорить не могу, для меня это паника сказат ькак меня зовут. Иногда говорю сокращенно - Лора (полное имя Лариса). Заикание проявляется когда я чего-то испугаюсь, а испугаться могу всего. Резкий хлопок, что-то упало резко, кто-то неожиданно подшел или из-за угла вышел, пуганная капец. Проблемы скорей всего начались ближе к подростковому возрасту. В школе как по мне стихи рассказывала нормально, а вот где-то лет 16 начались проблемы.
     
    Тая Дата: Пятница, 04.08.2017, 05:04 | Сообщение # 6
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    lorensita92, случай у Вас не из классической логопедии... Поэтому выскажу только своё мнение. Заикание у Вас проявляется как следствие испуга, следовательно, лечить его нужно, в первую очередь, у невролога или нейропсихолога. Можно попробовать гомеопатию, эссенции Баха, подобранные специалистами. Возможно, после грамотного лечения Вам и не понадобится логопедическая помощь. Я правильно поняла, что заика́ние у Вас проявляется не постоянно?
     
    Форум » РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ » ЗАИКАНИЕ » Методики коррекции заикания (Создаём информационную базу и делимся опытом)
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск: