Почему заикание закрепляется? Следует остановиться и на вопросе о влиянии самого заикания, его силы и интенсивности, на переживания ребенка. Часто приходится наблюдать факты, когда заикание не совпадает со степенью переживания ребенка. Речь при заикании из средства общения с окружающими зачастую служит поводом изоляции, малыша от сверстников. Ведь каждая попытка вступить в разговор напоминает ребенку о его недуге, и он болезненно начинает осознавать все больше и больше степень своего речевого несовершенства. Это, неоднократно повторяясь из ситуации в ситуацию, рождает в заикающемся неуверенность в себе и своей речи, держит его во время разговора всегда настороже. Постоянное опасение за свою речь превращается к подростковому возрасту в логофобию, которую уже труднее устранить как логопедическими, так и медикаментозными и психологическими средствами. Рекомендовать родителям можно следующее: прежде всего не фиксировать внимание ребенка на его "неправильной речи". Это не означает, что на заикание вообще не следует обращать внимания, но надо делать это очень тактично и осторожно, не травмируя психику чувствительного к замечаниям ребенка. Для этого желательно сохранять во время разговора с малышом спокойствие, никак не показывая ему, что его речь волнует родителей, но необходимо помогать ребенку в трудных случаях для чего проговаривать вместе с ним те слова, которые вызывают трудность , при этом настраивая его на неторопливый темп речи. Вредно при таком разговоре часто останавливать ребенка и заставлять его повторять те слова, на которых он запнулся, особенно тогда, когда он увлечен рассказом. Говоря об осознании ребенком своего дефекта, необходимо особо осветить вопрос о чувстве самолюбия у детей. Как показывают психологические исследования, чувство самолюбия (чести, гордости, стыда) и проявляется у ребенка после двух лет. Возникает оно в результате оценки личности со стороны окружающих людей и их самооценки. Можно на многочисленных примерах из жизни заикающихся детей показать, как чувство самолюбия (особенно стыд) приводят к формированию и закреплению заикания. Такие дети переживают свой "речевой позор". Ведь если взрослый ругает ребенка за его неправильную речь, он начинает стыдиться ее. Не нужно забывать, что чувство стыда, испытываемое малышом, а результате замечаний взрослых или сверстников, порождает в дальнейшем потребность избежать речевых ситуаций, связанных с неприятным чувством. Если близкие, например, хвалят умение ребенка говорить четко и неторопливо, то у него появляется желание закрепить эти достоинства, Взрослому, по отношению к заикающемуся ребенку, никогда не надо скупиться на похвалу по поводу удачной речи, ибо похвала фиксирует внимание ребенка на себе самом и на своих положительных качествах. Благодаря такому подходу к воспитанию у ребенка будет формироваться устойчивое положительное отношение к себе и к своей речи. Что же касается детей 4-5 лет, то для воздействия на эмоциональную сферу и поведение нередко бывает достаточно одного словесного напоминания о необходимости говорить определенным образом. Уже в самом начале развития заикания родители замечают, что оно усиливается при посторонних. Ребенку трудно отвечать на вопросы взрослых: "Как тебя зовут?", "Как твоя фамилия?", "Где ты живешь?" И т.д. в худшем случае, малыш вообще отмалчивается. Ребенок остро переживает эти ситуации, и в другой раз, когда подобная ситуация повторяется, напрягается еще сильнее, т.к. в нем долго живет аффективная (переживательная) память своего предыдущего речевого поражения. Заикание после таких попыток проэкзаменовать малыша, кончается плачевно для неокрепшей психики. Об этом должны помнить родители! Если родители заставляют малышей в присутствии других людей говорить громко, многие стеснительные дети, и не обязательно предрасположенные к заиканию, говорят тихо, то это может вызвать дополнительное напряжение в мышцах речевого аппарата и привести к усилению заикания. Довольно ■ часто приходится наблюдать, как ребенок, стараясь преодолеть запинку, форсирует голос, переходит на резкий фальцет. Почти всегда заикание усиливается в условиях общения со сверстниками. Общаясь и разговаривая с ровесниками, ребенок попадает в более неблагоприятную для него речевую обстановку. Во-первых, окружающие дети, как правило, говорят в быстром темпе, тем самым провоцируя и заикающегося торопиться, чтобы не показаться белой вороной среди сверстников. Малыш, зная свой речевой недостаток, ведь взрослые дома часто указывали ему на него, старается с детьми говорить так, чтобы сверстники не заметили его дефекта. Но заикание обнаруживается, возникает отрицательная реакция на речь заикающегося ребенка. Дети его дразнят. Такая жестокость детей по отношению к заикающемуся зачастую идет не от осознанной намеренности такого поступка. Дети не хотят оскорбить, они просто еще не понимают, что таким замечанием глубоко ранят и без того чувствительную душу. Но и путь изоляции такого ребенка от сверстников тоже ни к чему хорошему не приведет. Нельзя изолировать заикающегося ребенка от окружающей среды.