|
Работа над звуками Р - Рь
| |
Тая |
Дата: Суббота, 23.01.2016, 07:34 | Сообщение # 361 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
mlepa, иногда очень трудно ребёнок переходит на другие сочетания... Тогда я продолжаю автоматизировать в этих звукосочетаниях, но постоянно пытаюсь пробовать сочетание БР - оно чаще получается после ДР. Иногда быстрее получается обратный слог - АР... Тогда автоматизирую Р в обратных слогах. Так что всё время ориентируюсь на возможности ребёнка. |
|
| |
mlepa |
Дата: Суббота, 23.01.2016, 09:47 | Сообщение # 362 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline |
Спасибо большое, Тая. Я все время пробую в процессе подловить девочку на других звукосочетаниях. И она всегда на чеку. Как только другое сочетание, сразу стопор. Будем работать. Придет и наше время. Скажите еще стоит ли продолжать заводить ей мотор? Было такое предложение мне от коллеги, продолжать заводить мотор. Или все-таки не стоит? |
|
| |
Тая |
Дата: Суббота, 23.01.2016, 10:37 | Сообщение # 363 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Цитата mlepa ( ) Скажите еще стоит ли продолжать заводить ей мотор? То есть произносить звук изолированно? Стоит, и по-разному: высоким и низким голосом, громко и тихо, продолжительно и отрывисто и т.п. |
|
| |
mlepa |
Дата: Воскресенье, 24.01.2016, 19:40 | Сообщение # 364 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline |
Спасибо. |
|
| |
EKATEPNHA |
Дата: Понедельник, 25.01.2016, 19:42 | Сообщение # 365 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2064
Награды: 32
Репутация: 118
Статус: Offline |
Цитата uzkaz ( ) спасибо Вам. Ваши слова и меня приободрили. Как избавиться от чрезмерного чувства ответственности за быстрый результат, когда занятия платные и недешевые? Как вы убеждаете родителей, что это работа и нужно время, а не на раз два и все - готов ребенок с чистой речью. Некоторые родители говорят - а вот мы уже целый месяц ходим (2 раза в неделю, иногда с пропусками), сколько нам еще осталось ходить? что вы отвечаете в таких случаях? заранее спасибо Я сразу же после диагностики говорю, что заниматься будем скорее всего год (ну или два, три если вижу что что совсем все плохо). Что точнее я смогу сказать занятий через 8, когда будет хоть как-то видна динамика. Что речевые проблемы, они не в языке, а в голове. И я стараюсь с периферии, т.е. со стороны языка, исправить "неисправности" в голове. А это не быстро. Еще когда звук вызван, а в речи его все нет, обязательно говорю родителям, что новый динамический стереотип (а новое, непривычное произношение им и является) формируется в течении 90 дней. И они могут мне помогать, заниматься с ребенком дома, и тогда через три месяца звук автоматизируется. А могут не помогать и тогда автоматизацию стоит ждать через 90 занятий. )Обычно звук автоматизируется быстрее, но эта число - 90, нам озвучивали в институте, так что я ничего своего не придумала, а родители впечатляются). В общем никто из родителей меня не торопит (т-т-т) |
|
| |
EKATEPNHA |
Дата: Понедельник, 25.01.2016, 19:49 | Сообщение # 366 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2064
Награды: 32
Репутация: 118
Статус: Offline |
mlepa, я автоматизирую в этих сочетаниях и в слогах, и в словах, и во фразе, если ребенку не сказать пока [р] без т\д. Вот сейчас у меня товарищ, которому 16 декабря (уточнила по своим записям) удалось сказать [р] в этих сочетаниях, и только сегодня наконец дошли до слогов ра, ро ... без отталкивания от других звуков. Ну тонус у детюшки низкий, язык изо рта вываливается. Не может он быстрее. Я уже стала забывать, как это бывает, когда приходит к тебе ребеночек с одним-двумя нарушенными звуками и через месяц уходит с чистой речью. К сожалению таких в последнее время нет |
|
| |
natashasles |
Дата: Вторник, 02.02.2016, 23:10 | Сообщение # 367 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline |
Уважаемые коллеги, подскажите! Ставлю звук [р] девочке, 5 лет. В собственной речи звук отсутствовал, если специально не просили его произносить. Если пыталась произносить именно звук [р], то получался горловой. Долго заводили "моторчик", наконец, завели. Девочка научилась сама помогать себе ватной палочкой, но без колебательных движений, а как бы легонько прижимая язык снизу. Так вот, собственно, мои вопросы. Тррр, дррр звучит, вроде, без смягчения, обратные слоги атр, адр и тп. тоже. В прямых слогах тра, дра, тры, дры и т.п. смягчает [р], т.е. звучит больше как тря, дря. Что с этим делать? Автоматизировать мягкий р' в сочетаниях тря, три, трю ,дря и т.п.? Ну и, как я понимаю, пытаться оторвать р от т и д нам ещё очень рано (только пару занятий, как автоматизируем в слогах)? Кроме того, меня смущает тот факт, что она произносит слоги, как бы с "придыханием". Не знаю, как объяснить, но как-будто не хватает силы голоса, хотя в обычной речи с этим все нормально. Может, она боится использовать голосовые связки, чтобы не получать горловое звучание? (девочка уже поняла, что должно вибрировать, а что нет). Но меня ещё очень озадачивает, что в конце занятия (занимаемся на дому, по времени не ограничены) иногда жалуется, что начало болеть горлышко. Что это может быть? Неужели двойная вибрация? Вибрация языка заметна отчетливо, на слух, по-моему, тоже нормально. Может, я просто не слышу? Если это так, то что в этой ситуации можно предпринять? |
|
| |
Тая |
Дата: Среда, 03.02.2016, 05:53 | Сообщение # 368 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Цитата natashasles ( ) меня смущает тот факт, что она произносит слоги, как бы с "придыханием" natashasles, опишите, как Вы ставили звук Р, какую установку давали девочке.
Цитата natashasles ( ) как я понимаю, пытаться оторвать р от т и д нам ещё очень рано Вот это всегда надо смотреть по ребёнку: если получится оторвать сразу, то отрывайте.
Цитата natashasles ( ) Автоматизировать мягкий р' в сочетаниях тря, три, трю ,дря и т.п.? В моей практике такого не наблюдалось, но я бы начала автоматизировать, что получается.
Цитата natashasles ( ) Неужели двойная вибрация? Вот это надо выяснить. Попробуйте сравнить произношение шёпотом и с голосом. |
|
| |
natashasles |
Дата: Среда, 03.02.2016, 09:25 | Сообщение # 369 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline |
Мы заводили "моторчик" от ддд, тддд. Очень долго удавалось только с моей помощью и кратко. Пару занятий назад стало получаться, когда палочка не движется горизонтально, а слегка прижимает язык снизу. После того, как я ей показала, девочка попробовала сама палочкой чуть прижимать язык снизу, у нее получилось. В процессе постоянно напоминаю, что надо улыбаться, язычок за верхними "бугорочками", сильно в них стучит. Язычок д.б. твердый, сильно выдыхаем на язычок. Да, вчера она попробовала помочь себе пальцем, стало немного получаться и пальцем. Раньше её пальцем самостоятельно не получалось вообще. Но палец при этом тоже не движется, а нажимает на язычок снизу. А чтобы оторвать, нужно пробовать прерывисто произносить тр-р-р, др-р-р, пока ребенок не поймет, что от него хотят? Просто, на прошлом занятии попробовала слога типа ра, сразу вылезло горловое звучание.
Цитата Тая ( ) Цитата natashasles ()Неужели двойная вибрация?
Вот это надо выяснить. Попробуйте сравнить произношение шёпотом и с голосом. У нее в слогах произношение чаще всего и так больше похоже на шепотное.Цитата nЦитата natashasles ( ) Кроме того, меня смущает тот факт, что она произносит слоги, как бы с "придыханием". Не знаю, как объяснить, но как-будто не хватает силы голоса, хотя в обычной речи с этим все нормально. Может, она боится использовать голосовые связки, чтобы не получать горловое звучание? (девочка уже поняла, что должно вибрировать, а что нет). |
|
| |
EKATEPNHA |
Дата: Среда, 03.02.2016, 11:03 | Сообщение # 370 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2064
Награды: 32
Репутация: 118
Статус: Offline |
Цитата natashasles ( ) иногда жалуется, что начало болеть горлышко. У меня когда подряд несколько учеников с началом автоматизации звука [p]тоже к концу рабочего дня начинает "болеть голос". Правильней сказать не горло болит, а голосовые связки устают, все таки [p]очень звонкий звук и когда его произносишь утрированно, связки очень напряжены. Так что может дело не в двойной вибрации, а просто в большом напряжении, с которым пока ребенок произносит этот звук. |
|
| |
Тая |
Дата: Среда, 03.02.2016, 13:02 | Сообщение # 371 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Цитата natashasles ( ) палец при этом тоже не движется, а нажимает на язычок снизу. Наверное, таким образом достигается плотное прилегание языка к нёбу, как при Грибочке.)))
Цитата natashasles ( ) А чтобы оторвать, нужно пробовать прерывисто произносить тр-р-р, др-р-р, пока ребенок не поймет, что от него хотят? Да, но только тогда, когда девочка будет произносить звук без пальчика: палец в вашем случае всё равно будет давать смычку.
Цитата natashasles ( ) сильно выдыхаем на язычок Вот вам и придыхание на сильном выдохе. Оно должно уйти в процессе автоматизации.
Цитата natashasles ( ) У нее в слогах произношение чаще всего и так больше похоже на шепотное А вот этот момент я не люблю.... и стараюсь, чтобы звук Р был сразу достаточно звонким. Оглушённый Р - это всё-таки не норма, да и задерживаться в речи он любит... А нам это зачем надо - потом ещё над озвончением дополнительно работать? |
|
| |
natashasles |
Дата: Среда, 03.02.2016, 15:40 | Сообщение # 372 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline |
Тая, EKATERINHA, спасибо большое за ответ. Вы меня немного успокоили по поводу возможной усталости голосовых связок, а не горла, но буду продолжать держать ухо востро.
Цитата Тая ( ) А вот этот момент я не люблю.... и стараюсь, чтобы звук Р был сразу достаточно звонким. Оглушённый Р - это всё-таки не норма, да и задерживаться в речи он любит... А нам это зачем надо - потом ещё над озвончением дополнительно работать? А что лучше делать, чтобы "озвончить" звук р? И можно ли продолжать автоматизацию твердого звука в сочетаниях атр, ытр и т.п. и в этих сочетаниях в конце слова одновременно с автоматизацией мягкого [р'] в прямых слогах: тря, дря, три, дри....?
Цитата Тая ( ) Наверное, таким образом достигается плотное прилегание языка к нёбу, как при Грибочке.))) Да, кстати, от грибочка постановка вообще не пошла. Не хватало силы выдоха + сразу подключалось горло. Подскажите ещё пожалуйста, как долго можно "сидеть" на моторчике с мех. помощью. Я имею ввиду, как долго в среднем тянется этот этап. Просто мама девочки думала, что все будет гораздо быстрее, хотя я объясняла, что все индивидуально. А мы уже занимаемся месяца два, и вот только что-то начало двигаться с мертвой точки.
Сообщение отредактировал natashasles - Среда, 03.02.2016, 15:43 |
|
| |
Тая |
Дата: Среда, 03.02.2016, 18:19 | Сообщение # 373 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Цитата natashasles ( ) Подскажите ещё пожалуйста, как долго можно "сидеть" на моторчике с мех. помощью. natashasles, а мех. помощь нужна девочке на протяжении всего времени произнесения звука или только в начале?
Цитата natashasles ( ) А что лучше делать, чтобы "озвончить" звук р? Он же у неё не совсем глухой? Я деткам сразу говорю, что звук у них получается очень хороший, только нужно его произносить чуть громче, а не шёпотом. Обычно помогает. Если нет, то тренируемся произносить звук разной высоты (например, по сказке "3 медведя" - медведи рычат разным голосом...) В общем, специальных приёмов нет, обычная тренировка. А вот как долго? Это всё индивидуально. Где-то там Екатерина говорила про 90 занятий...))) Она точнее подскажет. |
|
| |
EKATEPNHA |
Дата: Среда, 03.02.2016, 21:00 | Сообщение # 374 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2064
Награды: 32
Репутация: 118
Статус: Offline |
Цитата Тая ( ) Где-то там Екатерина говорила про 90 занятий...))) Она точнее подскажет. это нам в институте давали такую цифру. На смену динамического стереотипа (а автоматизация звука как раз и является такой сменой) нужно 90 дней. Я очень люблю родителям озвучивать это число и говорю, что либо вы занимаетесь с ребенком дома и тогда на автоматизацию у нас уходит 3 месяца, либо ничего дома не делаете и я автоматизирую звук на 90 занятиях. На самом деле обычно все бывает быстрее, но родители впечатляются. |
|
| |
natashasles |
Дата: Четверг, 04.02.2016, 11:24 | Сообщение # 375 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline |
Цитата ;13323 natashasles, а мех. помощь нужна девочке на протяжении всего времени произнесения звука или только в начале? Когда еще пытались вызвать вибрацию с помощью горизонтальных движений палочкой, иногда, правда, очень редко, проскакивали моменты, когда она вообще рычала как-бы сама, т.к. я успевала слегка только дотронуться. Но было это раза 3 за занятие. Когда стали палочкой слегка прижимать язык, завелся хороший моторчик с мех. помощью, но теперь, как только палочку убираю вибрация исчезает. Пока держим палочку, может порычать немного, т.е. не совсем коротенько, как раньше, трр, а примерно уже тррррр (ну это так, для наглядности написала).Цитата Тая ( ) тренируемся произносить звук разной высоты (например, по сказке "3 медведя" - медведи рычат разным голосом...) В общем, специальных приёмов нет, обычная тренировка. Спасибо, будем пробовать Цитата EKATEPNHA ( ) На самом деле обычно все бывает быстрее, но родители впечатляются. В нашем случае мама привыкла к тому, что ребенок быстро все схватывает, поэтому ждала очень быстрого результата. А получается как-то долго, поэтому у нее уже возникают сомнения, созрела ли её девочка до этих занятий и надо ли было их начинать. Хотя сомнения она мне высказывала ещё в первый мой приезд к ним на диагностику Цитата natashasles ( ) можно ли продолжать автоматизацию твердого звука в сочетаниях атр, ытр и т.п. и в этих сочетаниях в конце слова одновременно с автоматизацией мягкого [р'] в прямых слогах: тря, дря, три, дри....? Т.е. это можно делать одновременно? |
|
| |
| |