Постараюсь порассуждать на эту тему... К сожалению, ошибка логопедов заключается в том, что мы недооцениваем значимость этапа подготовки органов артикуляции к постановке звука. Артикуляционная гимнастика дыхательные упражнения, отработка правильной воздушной струи имеют неоценимую значимость и значительно облегчают этап постановки.
Скорее всего, у ребёнка была замена свистящих на переднеязычные [Т], [Д] Отсюда и появление ТСС. Почему же у ребенка, получается, произнести звук изолировано? Она просто концентрирует внимание на положении органов артикуляции, старается произнести звук утрировано. При нахождении рядом других звуков, задача усложняется, и органы артикуляции возвращаются к привычному укладу. Советую продлить подготовительный этап и не торопиться вводить звук в слог, слово.
Спасибо, девочки, что откликнулись. Будем работать дальше, вернёмся на подготовку.Просто там ещё целый набор звуков, а времени у нас мало совсем, потому и торопимся. А за другие что-то пока не берусь, потому что верхнего подъёма они все (а движения языка вверх очень затруднены у нас, чашечку самостоятельно сложить не можем – язык просто лежит и всё тут). Ещё думаю может через межзубное пробывать (хотя очень бы не хотелось), тогда уж точно этого призвука Ц не должно быть, но не знаю поможет ли это. И ещё вопрос – выше уже писали, что ставили звук С получилсяСь. Так вот у меня такой же ребёночек. У него не было ни с ни сь (были замены на ф), ставила с – получился с, но всё не могли в слог ввести, а потом пошли мягкие слоги типа си, ся. Теперь сь хороший и в слогах тоже. Но твёрдый всё никак не получается. Может быть у кого-то есть какой-нибудь способ. Мы пытались по тому, что описывала ЕКАТЕPNHA,за что ей спасибо. Но я как-то не совсем понимаю как это верхнего подъёма С и может поэтому у нас этот способ не проходит. Может кто-нибудь знает ещё какой способ и может поделиться? Заранее благодарю.
Тая, нет. У этого ребёнка только смягчение сь стало. Остальные согласные не смягчает (у него замены на губно-зубные звуки в и ф (групп шипящих и свистящих, Л)). Вот получилось неожиданно для себя поставить нормированное сь, оно и в слогах хорошее идёт, а вот С никак не получается теперь.
Мы пытались потому, что описывала ЕКАТЕPNHA,за что ей спасибо. Но я как-то не совсем понимаю как это верхнего подъёма С и может поэтому у нас этот способ не проходит.
Ой, нет, я как раз писала, что не понимаю, как это [с] верхнего подъема. Просто скопировала откуда-то цитату и спросила, что это за зверь такой [с] в верхней артикуляции
Ой, нет, я как раз писала, что не понимаю, как это [с] верхнего подъема. Просто скопировала откуда-то цитату и спросила, что это за зверь такой [с] в верхней артикуляции
Вот и я не поняла как это верхнего подъёма он. Примерно по этому способу (только язык внизу) у моего ученика получается С твёрдое нижнее только в тот момент, когда губы вытягиваются вперёд трубочкой и удаётся ввести затем в слог су, а также получается слог сы. В остальных смягчает (ся, сё и в обратных слогах тоже смягчает).
у моего ученика получается С твёрдое нижнее только в тот момент, когда губы вытягиваются вперёд трубочкой и удаётся ввести затем в слог су, а также получается слог сы. В остальных смягчает (ся, сё и в обратных слогах тоже смягчает).
Тогда, думаю, дело времени - торопиться не стоит. Вводите пока в слова с этими слогами, а там и в других получится.
Вот и я столкнулась с трудностью постановки звука С, трое деток стойко заменяют его на Ш, а когда ставлю получается СЬ. С З такая же проблема, точно не дизартрики, прям кошмарики какие то)))
Nifer, напишите, пожалуйста, если получится победить эту проблему. Мой теперь опять на СЬ перешёл, хоть плачь, но сь нормированное. А твёрдое С никак не выходит у нас(( Вот я думаю то ли автоматизировать мягкое Сь нормированное (так как до этого оно было заменой на фь), то ли перейти к постановке шипящих (они у него заменой на ф идут также), а С оставить на потом (уже долго на нём сидим, ребёночек капризничает очень), я попробывала Ш ему поставить изолированно, получился. Вобщем не знаю куда нам с ним двигаться дальше теперь (к шипящим или к мягкому сь), может кто-нибудь мог бы помочь мудрым советом, я ещё только начинаю работать и боюсь хуже сделать, и может спрашиваю элементарное. Спасибо всем кто откликнулся, очень помогают Ваши советы и обсуждения на форуме в работе.
Memoria, я думаю, надо автоматизировать сь. А там дальше снова попробуете твёрдый. Может, он в словах быстрее появится, чем изолированно. Я однажды в начале своей работы нарушила последовательность свистящие-шипящие: отработала шипящие, стала работать над свистящими - шипящие исчезли... Не у каждого ребёнка такое бывает, но риск есть.
А я ставлю то, что быстрее у ребеночка получается. Получаются шипящие, значит начну с них, свистящие - значит с них. А чаще всего начинаю с [л]. Хоть это и не по правилам. Зато ребенок сразу видит результат своих трудов, мотивация возрастает.