Четверг, 28.03.2024, 14:04
Логопси: логопедия, дефектология, психология

 Теория и практика - Форум

Поиск
Новые сообщения
  • Ссылки на свои блоги, сайты (28)
  • Знакомимся ближе... (228)
  • Дифференциация Л-В (49)
  • Игры для обследования неговорящих детей (15)
  • Полезные ссылки по массажу (7)
  • Обучение письму. Коррекция нарушений письма (18)
  • Игры для детей от 3 лет (8)
  • Учим буквы, играя (24)
  • Популярные темы
  • В чем трудности у молодых специалистов возникают в работе? (772)
  • Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н. (558)
  • Работа над звуками Р - Рь (491)
  • Звуки раннего онтогенеза (236)
  • Знакомимся ближе... (228)
  • Работа над свистящими звуками (190)
  • ОНР 1 уровня (189)
  • Меню сайта
    Статистика
    Последние картинки
    Объявления!
    Требуется помощь!
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Logos, Snip-Snap  
    Форум » РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ » ДИСЛЕКСИЯ » Теория и практика
    Теория и практика
    Тая Дата: Среда, 18.11.2009, 16:46 | Сообщение # 1
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Дислексия – это неспособность к чтению знаков, которая не зависит от умственных способностей и образования. По разным оценкам, она затрагивает от 10 до 20 процентов людей. Сейчас Россия по грамотности чтения стоит на 28-м месте. Это данные последнего масштабного исследования, его проводили среди 15-летних школьников 32 стран. Оценивались три параметра: способность находить информацию в тексте, интерпретировать ее и давать оценку. В 15-летнем возрасте навык чтения должен быть полностью сформирован, так как человек выбирает профессию и вуз для поступления. Высшую оценку в 5 баллов получили лишь 3% наших старшеклассников. А вот 1 балл заработали 18%! Они способны понимать только простейший текст и не более. Но это не все. Оказалось, что у нас есть дети, которые выполнили задание ниже 1 балла! И их 9%. Значит, у нас 27% подростков, не способных как-то интерпретировать, пересказывать и анализировать прочитанное. Это функционально неграмотные люди. Они не смогут освоить профессию, понять должностную или какую-либо другую инструкцию, выполнить задание, даже самое простое. Это балласт для общества.

    В отличие от речи, которую любой нормально развитый ребенок осваивает, подражая окружающим, чтению необходимо учиться. Поскольку способность говорить развилась у человека 50–100 тысяч лет назад, а письменность была изобретена сравнительно недавно – ей около пяти тысяч лет, в мозгу еще не успели образоваться специальные центры. Нейрологи установили, что основную роль в процессе чтения играет левое полушарие, обеспечивающее последовательное, логическое и аналитическое мышление. Но без правого полушария, которое включает образное мышление, то есть понимание, чтение останется механическим.

    Прорыв в изучении взаимодействия разных отделов мозга наступил с появлением функционального магнитно-резонансного анализатора, который позволил увидеть, какие части мозга получают больший приток крови (то есть активно работают) в определенный момент во время чтения.

    С помощью МРА (магнитно-резонансного анализатора) было установлено, что основную роль в процессе чтения играют три основных зоны в левом полушарии, которые являются чем-то вроде «анализатора», «инициатора звуков», и «автоматического определителя» и действуют почти одновременно. «Анализатор» распознает определенные графемы, которые входят в состав слова, и привязывает к соответствующим фонемам. «Инициатор» объединяет их в слоги и отвечает за проговаривание звуков вслух (или про себя). «Определитель» активизирует определенную сумму навыков, которые позволяют визуально распознать знакомое слово. Для качественного усвоения навыка чтения, необходимо также учитывать состояние зрительного и двигательного центров.

    Итак, как происходит дискретное (аналитико-синтетическое чтение):

    зрительный центр воспринимает буквы;
    анализатор распознает графемы и соотносит их с фонемами;
    инициатор объединяет фонемы в слияния и слоги и инициирует их проговаривание двигательным центром;
    двигательный центр отвечает за артикулирование – происходит озвучивание слова;
    определитель распознает зрительный и звуковой образы слова, отсылает его в правое полушарие;
    происходит соотнесение слова с образом (представлением о предмете, явлении и т.д.), имеющемся в памяти.
    Теория и практика обучения детей грамоте (формирование первоначального навыка чтения) имеет довольно долгую традицию – более 300 лет.

    Аналитико-синтетическое чтение еще называется фонетическим (основоположник К.Д Ушинский) и применяется при обучении чтению в современной начальной школе. Хотя мы знаем и более ранний способ, состоящий из 7–8 этапов. (Горький М. «Детство»). Дети сначала называли буквы, затем звуки, составляли из них слоги, потом слоги складывали в слово, в конце концов, еще раз прочитывали все слово.

    Не может быть одной универсальной методики обучения чтению на любом языке. Но общим может быть подход: начинать обучение с понимания букв и звуков, с фонетики. Этот принцип действует практически в любом языке. Даже в Китае, где традиционно на письме используются иероглифы, последние 50 лет детей сначала учат читать слова с помощью латинского алфавита, а потом уже переходят к традиционному написанию. В японском языке сосуществуют друг с другом 3 алфавита: иероглифы – буквы, иероглифы – слоги, иероглифы – слова.

    В некоторых языках связь между буквами и фонемами весьма и весьма сложная. Например, в английском многие слова читаются совершенно иначе, чем пишутся. Именно поэтому в английском раньше был очень популярен алфавит для начального обучения чтению Джеймса Питмана, содержащий 44 буквы, вместо 28. Каждая буква произносилась только одним способом, чтобы все слова читались так, как они пишутся. По мере освоения чтения буквы заменялись на обычные. В настоящее время в Америке на государственном уровне рассматривается проект обязательного введения фонетики в программу обучения во всех штатах.

    Если все идет нормально, затруднений с чтением не возникает. Однако у людей, страдающих дислексией, происходит сбой нервных связей между первым и вторым центрами, возможно, из-за доминирующей роли первичного центра-анализатора. Поэтому у них возникают затруднения при переходе от звукового состава слова к его смыслу, и каждое слово они читают по слогам, словно видят его впервые. Поскольку распознавание слов осуществляется не автоматически, а механически, темп чтения крайне низкий.

    Мало-помалу позиция образования и здравоохранения по отношению к проблеме меняются под наплывом новых научных открытий. К примеру, в России и в странах СНГ, во Франции помощь детям, страдающим дислексией, оказывают логопеды, в Италии отсутствует индивидуальный подход к проблеме дислексии как таковой, однако такой ребенок может получить помощь педагога в школе. Великобритания уже выпустила ряд инструкций по обучению детей с дислексическими особенностями, однако на практике она реализуется крайне медленно.

    В Соединенных Штатах школьные преподаватели отвечают за раннее выявление детей с подобными проблемами и специальное их обучение. Несмотря на все недостатки подобного метода, американские специалисты утверждают, что он далеко опережает аналогичную систему в Европе, где отсутствует соответствующая законодательная база для ее поддержки.

    Второй способ чтения называние полуглобальным:

    зрительный центр воспринимает не отдельные буквы, а целые слоги;
    инициатор обрабатывает их и передает двигательному центру;
    двигательный центр отвечает за последовательное артикулирование – происходит озвучивание слова по слогам;
    определитель распознает звуковой образ слова, отсылает его в правое полушарие;
    происходит соотнесение слова с образом (представлением о предмете, явлении и т.д.), имеющемся в памяти.
    Николай Зайцев определил склад (слияние) как единицу строения языка. Склад – это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова.

    Методика относится к фонетическим методам, ведь склад – это или слог, или фонема. Таким образом, ребенок учится читать сразу по фонемам, но еще при этом ненавязчиво получает понятие о буквенно-звуковых соответствиях, поскольку на гранях кубиков он встречает не только склады, но буквы “поодиночке”.

    Такой же способ полуглобального чтения, который построен на принципах облегчающих усвоение слогового чтения и понимания прочитанного, предлагает А.Н. Корнев (один из корифеев отечественной логопедии). Он предлагает, как и Н. Зайцев, обучать этому способу дошкольников.
     
    Тая Дата: Среда, 18.11.2009, 16:46 | Сообщение # 2
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Следующий способ называется – глобальное чтение:

    зрительный центр воспринимает целое слово;
    происходит проговаривание слова;
    определитель распознает слово.
    в правом полушарии слово соотносится с образом (представлением), происходит понимание текста.
    Детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50–100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются.

    В России этот метод известен как метод Глена Домана. Поборники раннего развития увлекались им в 90-х годах. Был поставлен такой эксперимент. Группу детей пяти–шести лет разделили пополам, причем первую подгруппу обучали чтению по методу целых слов, вторую – с помощью фонетического метода. Когда дети начали читать, их протестировали. На первом этапе лучше читали вслух и про себя дети из первой группы. “Фонетические” же дети легче справлялись с незнакомыми словами и к концу второго класса перегнали своих одноклассников по уровню восприятия и богатству словарного запаса. По наблюдениям ученых, “целословные” дети делали типичные ошибки. Например, читая подпись под картинкой, они заменяли слова, близкие по смыслу. Вместо “тигр” могли сказать “лев”, вместо “девочка” – “дети”, вместо “машина” – “колеса”. Стремление закрепить слово за строго определенным значением приводило к тому, что за весь год обучения эти дети так и не смогли научиться читать новые слова без чьей-либо помощи. Этот метод является ведущим в сурдопедагогике.

    Чтение про себя– способ чтения с подавленной артикуляцией, поэтому здесь исключается деятельность двигательного центра:

    зрительный центр воспринимает целое слово.
    определитель распознает слово.
    в правом полушарии слово соотносится с образом (представлением), происходит понимание текста.
    Бытует мнение о том, что быстро читающие люди плохо усваивают материал. Однако еще в 1931 году Л.С.Выготский писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения». Установлено, что скорость, с которой мозг обрабатывает поступающую информацию, приблизительно в 4 раза выше нашей обычной, т. е. медленной скорости чтения. Если на чтение одной страницы мы тратим 2 минуты, то мозг “справляется” с обработкой за полминуты. Мнение Л.С.Выготского подтверждают и результаты современных исследований. В частности, данные, полученные в Московском педагогическом институте, показали, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь – среди быстро читающих студентов на «хорошо» и «отлично» учатся 53%, а среди медленно читающих – только 4%.

    Чтение без внутреннего проговаривания необходимо тренировать для того, чтобы избавиться от привычки понимать только то, что было проговорено. Эта привычка значительно ограничивает скорость чтения, поскольку читать можно в несколько раз быстрее, чем говорить. Есть несколько способов избавится от внутреннего проговаривания:

    считать слова текста;
    произносить хорошо известные стихи;
    быстро считать до 10;
    слегка прикусить язык.

    Быстрое чтение или скорочтениесостоит всего из 2 шагов:

    восприятие слова зрительным центром;
    понимание текста.
    Помимо чтения без внутреннего проговаривания для быстрого чтения необходимо:

    чтение без регрессий (под этим подразумевается отказ от ненужных возвратов к прочитанному, выработка привычки читать только вперед); средний читатель возвращается к уже прочитанному тексту порядка 10–11 раз для каждых ста слов, что значительно замедляет процесс чтения;
    расширение периферийного зрения – чем шире периферийное зрение, тем больше букв одновременно видит читающий и тем выше у него скорость чтения; идеальный вариант, когда человек видит всю строку целиком – тогда ему не приходится тратить время на возврат к началу следующей строки (это и есть так называемое чтение по вертикали).
    Скоро” действительно означает быстро, но это относится не к движению глаз, а к пониманию текста, к умению быстро выделить главные мысли и, следовательно, быстро запомнить текст, затратив на чтение как можно меньше времени. Если сказать проще, “скорочтение” – это аналитическое чтение с высоким качеством усвоения и с минимальными затратами времени и усилий.

    А само слово “скорочтение” пришло к нам из Америки и укоренилось, хотя правильнее другие названия, такие как динамическое чтение, активное чтение, рациональное чтение. Эти называния более полно отражают суть программы. Дело в том, что в процессе обучения скорочтению формируются навыки молниеносного просмотрового чтения, быстрого выборочного чтения, быстрого поискового чтения и даже медленного чтения.

    Существует целый ряд систем, позволяющих освоить принципы скорочтения: «СИРС» – Система интенсивного развития способностей (автор А.Н. Буров), программа, разработанная фирмой – «Зеленый Остров», система Сергея Михайлова, методика супругов Васильевых и др. Программы базируются на современных достижениях теории скорочтения и способствует формированию навыков быстрого чтения и развитию всех видов внимания, логического мышления, образного мышления и зрительной памяти.

    В числе входящих в программы тренингов – упражнения по развитию периферийного зрения; упражнения на фиксацию взгляда, на подавление артикуляции; на развитие внимания и др. Контролировать успехи помогает специальная система мониторинга.

    Фоточтение– это последнее достижение науки о чтении. Автор этого способа Пауль Шелл: восприятие текста, запечатление в памяти и преобразование в знания.

    С помощью Фоточтения можно мысленно фотографировать страницы с текстом. Теперь уже по всему миру люди, использующие Фоточтение, обрабатывают и запоминают информацию за несоизмеримо меньшее время, чем они это делали при обычном чтении. Для овладения этим навыком необходимо сделать два шага:

    Первый шаг – впитывание информации со скоростью быстрее, чем одна страница в секунду.

    Второй шаг – преобразование полученных знаний в новое поведение, или улучшение каких-либо навыков, в соответствии со своими жизненными целями.

     
    Тая Дата: Среда, 18.11.2009, 16:47 | Сообщение # 3
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Разберем причины дислексии и пути коррекции. Сбой может произойти на любом этапе чтения:

    На этапе восприятия – необходимо изменить условия восприятия, или сформировать необходимые пространственные представления.
    На этапе анализа букв (графем) и соотнесение их с фонемами – необходимо создать ассоциативную связь буква – знак – звук, наполнить смыслом каждую букву, научить дифференицировать парные согласные.
    На этапе соединения фонем в слияния и слоги – необходимо сформировать у ребенка ясное понимание зависимости между позицией букв в слове и соответствующим звучанием фонем.
    На этапе артикулирования – сформировать правильное звукопроизношение, контролировать прозношение недостаточно автоматизированных звуков.
    На этапе опознания знакомого слова – расширять словарный запас, запас однокоренных слов, разнообразных форм одного и того же слова.
    На этапе понимания – формировать способность выделять ключевые слова в тексте, сжимать текст до появления основной мысли.
    На всех этих этапах коррекция возможна с помощью компьютерных тренажеров. Есть несколько видов тренажеров и помощников для чтения текстов:

    Листалки (скроллинги), когда текст прокручивается перед глазами с определенной скоростью, чем шире периферийное зрение, тем быстрее можно прочитывать текст. Используется для чтения больших текстов, научной и художественной литературы.
    Читалки – перед неподвижным взглядом с определенной скоростью появляются слова текста. Для чтения больших текстов тренажер не очень пригоден, но для развития способности быстро воспринимать и понимать смысл слова, необходим. Есть возможность контролировать скорость и изменять параметры.
    Имитаторы книг – используются для полной иллюзии чтения книги.
    При подготовке лекции использованы материалы Интернет-сайтов.

     
    мамаГаля Дата: Четверг, 25.02.2010, 00:29 | Сообщение # 4
    Рядовой
    Группа: Пользователи
    Сообщений: 4
    Награды: 0
    Репутация: 0 
    Статус: Offline
    Простите, если мой вопрос покажется Вам глупым или ОЧЕНЬ глупым! Не могу найти ответ на него! Логопедическое заключение дислексия касается нарушений чтения ТОЛЬКО родного русского языка?? Возникла большая проблема при обучении в школе английскому языку девочки 10 лет, со стертой дизартрией в анамнезе. Чтение и письмо на русском языке не страдает.
     
    anfisa Дата: Пятница, 26.02.2010, 15:12 | Сообщение # 5
    Генерал-лейтенант
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 648
    Награды: 10
    Репутация: 62 
    Статус: Offline
    Считают,что дислексия — не мешает учить иностранные языки, хотя и усложняет процесс чтения и заучивания слов.
    Но,как показывает практика, препятствием для успешного изучения иностранных языков являются дисграфия, дислексия и дефекты речи.
     
    Виталий Куликов Дата: Понедельник, 12.12.2011, 19:53 | Сообщение # 6
    Группа: Гости





    Фоточтение – это способность читать и усваивать материал со скоростью 1-2 секунды на страницу. Это новый революционный метод чтения – читатель «фотографирует» взглядом страницу, заносит ее в память и обучается извлекать ее в нужный момент. Данные метод основан на безграничных возможностях подсознания. Впервые в России организованы дистанционные курсы фоточтения под руководством преподавателя.
    Фоточтение предназначено для студентов, юристов, журналистов, аналитиков, технических специалистов, преподавателей, руководителей предприятий. С помощью фоточтения можно удивить своими энциклопедическими знаниями друзей, близких и коллег.
    Вы можете быстро изучить иностранный язык, качественно подготовиться к экзаменам, написать курсовую или дипломную работу, проанализировать планы, сводки, отчеты и выдать оптимальное решение, освоить новые профессии, самостоятельно генерировать новые идеи.
    Вся «фотографируемая» информация остается в подсознательной памяти человека и выводится по Вашему запросу в виде озарений, инновационных решений и спонтанно появившихся ответов на вопросы. Успешному обучению поддается 96% людей.
    Так что добро пожаловать на первый Рунете сайт по фоточтению – http://www.photoreading.su
    С уважением,
    Куликов Виталий Викторович - руководитель проекта ( photoreader@mail.ru )
     
    Тая Дата: Суббота, 25.02.2017, 05:34 | Сообщение # 7
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    ЧтениеПредлагаемый выпуск альманаха составляют работы классиков отечественной дефектологии, посвященные проблемам обучения детей чтению, их привлечения к книге и развития как читателей. Актуальность этой темы в современных условиях подтверждена разработкой в 2006 году Проекта национальной программы поддержки и развития чтения. Это означает, что, несмотря на бурное развитие современных информационных технологий, традиционное чтение признается одним из основных путей введения ребенка в культуру, его интеллектуального и эмоционального становления, присвоения им общечеловеческого опыта. Известно, что особое, и во многих случаях уникальное значение чтение приобретает при ограничении возможностей активного общения, взаимодействия с людьми, освоения окружающего, тогда оно может стать незаменимым источником развития представлений об окружающем и главной опорой личностного развития. Изучение особенностей освоения чтения детьми с различными проблемами в развитии выявляет, с одной стороны, их специфические затруднения и ставит задачи оказания специально организованной помощи. С другой - позволяет прояснить закономерности нормального развития, неразличимые в благополучных условиях, позволяет понять пропуск каких, казалось бы, само собой разумеющихся шагов мешает и обычному ребенку стать полноценным читателем. Основную часть этого выпуска составляют фрагменты из книг А.Р. Лурии "Язык и сознание" (М.: МГУ, 1979), Р.Е. Левиной "Нарушение чтения и письма у детей" (М.: АРКТИ, 2005), а также статьи Н.Г. Морозовой "О понимании текста" (Известия Академии Педагогических Наук РСФСР, вып.7, М.-Л., 1947), В.Я. Василевской "Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми" (Известия Академии Педагогических Наук РСФСР, вып. 114, М., 1961) и Б.Д. Корсунской "Рассказывание глухим дошкольникам" (Дефектология, N5, 1977). Понятно, что работы, составляющие этот выпуск, не нуждаются в нашем представлении. Выявляя и исследуя разные аспекты овладения чтением, разные уровни и условия развития понимания и осмысления текста, их авторы снова дают столь необходимый нам урок системного подхода к проблеме.
    Понимание компонентов речевого высказыванияА.Р. Лурия / Источник: фрагмент книги "Язык и сознание", ред. Е.Д. Хомской, изд. МГУ, 1979, с. 217-226Мы рассмотрели процесс формирования развернутого речевого высказывания, иначе говоря, тот путь, который проходит высказывание, начиная от исходного замысла и кончая развернутым речевым сообщением. Этот процесс, как мы показали, можно рассматривать как процесс, идущий от внутреннего смысла будущего высказывания до системы развернутых речевых значений.Читать статью   Ключевые слова
    О понимании текстаН.Г. Морозова / Источник: Известия Академии Педагогических Наук РСФСР, вып. 7, М.-Л., 1947, с.191-239.В нашем исследовании речь выступила в двух основных планах, несводимых друг к другу, хотя и связанных между собой в живом речевом процессе. Один план - речевое сообщение о фактах или явлениях жизни; это описание, обоснованное или необоснованное, требующее или не требующее дальнейшего самостоятельного вывода, но в том и другом случае не выходящее за пределы фактического содержания устного или письменного сообщения.Читать статью   Ключевые слова
    Состояние чтения у детей с нарушениями речи и письмаР.Е. ЛевинаВ ходе предыдущего изложения неоднократно приводились материалы, свидетельствующие о тесной связи, существующей между нарушениями письма и отклонениями в развитии устной речи. В настоящем разделе рассматривается вопрос о соотношении нарушений речи и письма с чтением.Читать статью   Ключевые слова
    Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми (в помощь диагностике умственной отсталости).В.Я. ВасилевскаяПостановка диагноза олигофрении относится к компетенции врача-психоневролога, однако, диагностирование олигофрении невозможно без серьезного изучения особенностей познавательной деятельности ребенка.Читать статью   Ключевые слова
    Рассказывание глухим дошкольникамБ.Д. КорсунскаяОгромна, незаменима роль детской художественной литературы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, в развитии их речи. Чтение художественных произведений - неотъемлемое средство умственного, нравственного, эстетического воспитания.Читать статью   Ключевые слова
    Книжное приложениеКнига "Как помочь ребенку с нарушениями зрения и слуха стать читателем"В приложение
     
    Форум » РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ » ДИСЛЕКСИЯ » Теория и практика
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск: