Тая,а может быть это вам подойдет? Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития
Период Основное содержание работы
I
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
Развитие понимания речи
Учить детей находить предметы, игрушки. Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.
Учить понимать слова обобщающего значения. Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой быто¬вой или игровой ситуацией. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает
на него).
Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.
Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.
Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.
Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», « Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».
Развитие активной подражательной речевой деятельности
Учить детей называть родителей, родственников
(мама, папа, бабушка).
Учить детей называть имена друзей, кукол.
Учить подражанию:
• голосам животных;
• звукам окружающего мира;
• звукам музыкальных инструментов.
Развитие внимания, памяти, мышления Учить детей запоминать и выбирать из ряда пред¬ложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки).
Учить определять из ряда игрушек ту, которую
убрали или добавили.
Учить запоминать и раскладывать игрушки в про¬извольной последовательности (в рамках одной тематики).
Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики).
Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя). Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол.
Учить находить предмет по его контурному изо¬бражению. Учить узнавать предмет по одной его детали.
II
Январь, февраль,
март,
апрель,
май,
июнь
Развитие понимания речи
Учить понимать категории рода глаголов прошед¬шего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.
Учить детей отгадывать предметы, игрушки, живот¬ных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу). Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник). Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).
Развитие активной подражательной речевой деятельности
Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай. Учить детей указывать на определенные предме¬ты: вот, это, тут.
Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.
Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи.
Учить преобразовывать глаголы повелительного на¬клонения в глаголы настоящего времени единствен¬ного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).
Развитие внимания* памяти, мышления Учить детей запоминать игрушки (предметы, кар¬тинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последо¬вательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш..
Учить запоминать и подбирать картинки, подхо¬дящие по смыслу: дождь — зонт, снег — коньки. Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые куби¬ки и т. д.).
Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги). Учить определять лишний предмет из представ¬ленного ряда:
• 3 красных кубика и 1 синий;
• кукла, клоун, Буратино — шапка;
• шуба, пальто, плащ — шкаф;
• красная машина, красная лодка, красный паро¬ход — желтая машина.
Учить детей складывать картинки из двух, четы¬рех частей.
Учить подбирать кубики разной формы в соответ¬ствии с прорезями на крышке коробки.
Учить отгадывать загадки с ориентацией на опор¬ные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные.,, шары»)
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
• понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изучен¬ными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
• называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, гла¬за, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
• обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.)» некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные со¬
стояния (холодно, тепло, больно и т. д.);
• выражать желания с помощью простых просьб, обра¬щений;
• отвечать на простые вопросы одним словом или дву-словной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.
При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.