|
Характеристика афазии
| |
Тая |
Дата: Четверг, 28.10.2010, 05:24 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Афазия — нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» — по выражению А. Р. Лурия) левого полушария (у правшей) и представляющее собой системные расстройства различных форм речевой деятельности. [1] Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. [2] Афазия (от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и φάσις — проявление, высказывание) — это системное нарушение сформировавшейся речи (в отличие от алалии). Возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Типы афазий Эфферентная моторная афазия (efferentis — выносящий; эфференты — конечная часть рефлекторной дуги) впервые описана Полем Брока в 1861 году. Она возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (двигательный речевой центр (центр Брока)) Она вызывает распад грамматики высказывания и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. Динамическая афазия проявляется в нарушениях сукцессивной (последовательной) организации речевого высказывания. Афферентная моторная афазия (от afferentis — привносящий; афференты — нервные окончания) . Для таких больных характерно нарушение звена выбора звука. Механизмом является нарушение кинестетических ощущений. Ведущий дефект — невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова. Сенсорная афазия. В её основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностической афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи. Акустико-мнестическая афазия — это нарушение объёма удержания речевой информации, тормозимость слухо-речевой памяти. В основе оптико-мнестической афазии лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов. В основе семантической афазии лежат дефекты симультанного анализа и синтеза речи, одновременного схватывания информации. Ведущим дефектом для этой формы является нарушение понимания сложных логико-грамматических структур. Амнестическая афазия В целом речь афазиков характеризуется бедностью лексики, они редко употребляют прилагательные, наречия, описательные обороты, почти не используют и не понимают пословицы, поговорки. Материал из Википедии — свободной энциклопедии |
|
| |
Vita |
Дата: Пятница, 24.08.2012, 21:06 | Сообщение # 2 |
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 159
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline |
КЛАССИФИКАЦИЯ АФАЗИЙ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Существует множество классификаций афазий, каждая из которых отражает уровень развития неврологической, психологической, физиологической и лингвистической наук, характерный для того или иного исторического периода развития учения о речи. Некоторые из них: Классическая, неврологическая классификация Вернике – Лихтгеймана. Авторы стремились отразить в ней возможные особенности афазии, встречающиеся в случаях поражений различных зон доминантного полушария. Ими было выделено 7 форм афазии, из них 2 основные: корковые моторная и сенсорная. Остальные 5 форм афазии рассматривались как следствие нарушения связей между центрами Брока и Вернике (проводниковая афазия), между этими центрами и гипотетическим центром понятий (транскортикальные моторная и сенсорная афазии) или как следствие поражения проекционных волокон, идущих к основным речевым центрам (субкортикальные моторная и сенсорная афазии). При афазии сложная система речи подвергается дезинтеграции, при которой одни её компоненты сохранены или мало нарушены, тогда как другие резко пострадали – отсюда многообразие клинических проявлений афазии и трудности их классификации. Вместо классической классификации было предложено много других. Гед (H.Head, 1926) предложил классификацию, в основу которой были положены принципы лингвистики. Усматривая основу афазии в расстройстве акта формулировки и пользования символами, он считал, что нельзя выделять как самостоятельные формы ни моторную, ни сенсорную афазии, а также расстройства чтения и письма. По мнению Геда, имеются четыре формы афазии: вербальная, при которой страдает словообразование и имеются дефекты произношения, словарный запас ограничен, внутренняя речь расстроена; номинативная, характеризующаяся расстройствами понимания слов и пользования словами; синтаксическая, при которой речь становится бессвязной, телеграфного стиля; семантическая афазия – при понимании слов, взятых в отдельности, больной обнаруживает непонимание смысла фраз сложной грамматической конструкции, путает такие понятия, как «отец брата» и «брат отца» и т.д.; повторение слов не нарушено, в спонтанной речи имеются не резко выраженные грамматические и синтаксические дефекты. Клинические формы афазии, выделенные Гедом, весьма близки по своей симптоматике к классическим формам афазии. Вербальная афазия соответствует корковой моторной, синтаксическая – проводниковой, остальные представляют собой разные варианты сенсорной афазии. Клейст (К.Kleist, 1962) считал, что и сенсорная, и моторная афазии имеют по четыре самостоятельных варианта. При сенсорной афазии это: глухота на звуки речи; глухота на слова; глухота на имена; глухота на предложения. При моторной афазии имеются соответственно те же виды расстройств, касающиеся экспрессивных функций речи: невозможность воспроизведения (немота) звуков речи; невозможность воспроизведения слов; невозможность воспроизведения имен; невозможность воспроизведения предложений. В классификации Клейста представлены, в сущности, только две основные группы афатических расстройств - моторная и сенсорная. В его подразделении на отдельные формы афазии учитывались не качественные, а количественные различия между ними, интенсивность речевых расстройств, которая в разные периоды болезни у одного и того же больного может быть различной. Гольдштейн (K.Goldstein,1948) выдвинул следующее положение: при всех формах афазии страдает целостная структура мозга, вся деятельность полушарий в целом. По его мнению, существует четыре афатических синдрома: словесная глухота и словесная немота; сенсорная и моторная афазии с преимущественным нарушением экспрессивной или импрессивной речи; транскортикальная моторная и сенсорная афазии; центральная афазия. Афатические синдромы в классификации Гольдштейна соответствуют классическим, при это термин «проводниковая афазия» заменён термином «центральная афазия», в которую были включены и случаи сенсорной афазии. Его первая группа – тотальная афазия. Вейзенбург и Брайд (T.H.Weisenburg, M.Braid, 1935), Крейндлер и Фрадис (A.Kreindler, A.Fradis,1968) считают, что ввиду исключительного многообразия афатических расстройств классификация может быть чисто эмпирической и должна быть возможно более простой. По мнению этих авторов, следует ограничиться делением афатических расстройств на четыре группы: афазии преимущественно экспрессивные; афазии преимущественно рецептивные; афазии экспрессивно-рецептивные; афазии амнестические. В этой классификации подчёркивается смешанный характер основных групп моторной и сенсорной афазии, что правильно, главным образом, в отношении корковых вариантов. Кроме того, в ней отсутствует подразделение основных групп афазии на отдельные формы.
Нейропсихологической классификации афазий А. Р. Лурии, которая является общепринятой в настоящее время. Ученый длительное время изучал нарушение речи при травматическом поражении головного мозга. Основные исследования проводились во время Великой Отечественной войны, во время работы в госпитале с ранеными военными. В основу выделения разных форм афазий А.Р. Лурией был положен принцип анализа локальных поражений мозга и выделения тех факторов, которые лежат в основе всего комплекса нарушений, возникающих при топических ограниченных поражениях мозга. Поскольку психофизиологической основой речи является совместная деятельность различных анализаторов и взаимодействие различных уровней нервной системы, то естественно, что выпадение разных звеньев (или факторов) из строения речи будет сопровождаться и различными формами её нарушений, т.е. разными формами афазии. В зависимости от дефекта будут страдать разные уровни структуры речи, однако всякий раз будет системно нарушаться речевая деятельность, а не изолированное выпадение какой-либо ее стороны. Классификация афазий, созданная А.Р. Лурией: эфферентная моторная; динамическая; акустико-гностическая; акустико-мнестическая; семантическая; афферентная моторная; |
|
| |
Vita |
Дата: Пятница, 24.08.2012, 21:08 | Сообщение # 3 |
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 159
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline |
Эфферентная моторная афазия При поражении заднелобных отделов коры головного мозга, (44 поле (по Бродману) или зона Брока) возникает эфферентная моторная афазия. Причинами возникновения являются нарушения кровообращения (травмы, опухоли, ишемии) передних ветвей левой средней мозговой артерии. При эфферентной моторной афазии поражается вся система речи, но в основе лежит нарушение экспрессивной речи. Экспрессивная речь предполагает нахождение нужных артикуляторных движений и их дифференцированной иннервации. Внешняя речь состоит из плавно протекающей цепи артикуляторных движений. Плавность речи осуществляется: -постоянным торможением предыдущих движений и переключением на последующие; -серийной организацией фонетической структуры слова (определенной серией звуков и их определенной последовательностью, которая несет значение), например: кот – ток, срок – кросс, Монголия - магнолия; - кинетика речи может выполнять коммуникативную функцию только при правильном ударении серий звуков, например: мука́ - му́ка, за́мок – замо́к; Нарушение кинетической стороны речи и своевременной денервации предыдущего и иннервации последующего речевого акта (при произнесении звука, слова, предложения) и является центральным механизмом нарушения речи при эфферентной моторной афазии. Проявляется дефект в персеверациях. Произнесение отдельных звуков сохранно, устная речь нарушается лишь при переходе к серийному произнесению звуков, слов, предложений (в зависимости от тяжести дефекта). Нарушения переключения речи идут на фоне нарушения просодики речи, т. е. нарушения ударения, ритмико-мелодической структуры, интонации. Больше нарушается осознанная речь, меньше – автоматизированная. Недоступен счет в обратном порядке. Для эфферентной моторной афазии характерно нарушение грамматического оформления речи в виде «телеграфного стиля». Алексия и аграфия также будут проявляться при поражении премоторной области коры головного мозга. Апраксия будет проявляться при действиях, которые требуют кинетической организации движений, т. е. нарушен динамический праксис. Преодоление инертности стереотипов в речевой деятельности является основной задачей восстановительного обучения при эфферентной моторной афазии. При тяжелых формах эфферентной моторной афазии больные не могут произнести ни одного звука, но понимают обращенную к ним речь и работа начинается с постановки каждого звука. Это одна из самых трудных задач восстановительного обучения. |
|
| |
Vita |
Дата: Пятница, 24.08.2012, 21:09 | Сообщение # 4 |
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 159
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline |
Акустико-гностическая (сенсорная) афазия Она проявляется при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария (22 поле, зона Вернике) и сопровождается нарушением фонематического слуха, который приводит к дефекту восприятия звукового состава слова, т.е. к нарушению первого звена в структуре понимания – звукоразличения. Нарушается анализ и синтез обращенной речи, а также слуховой контроль собственной речи. Клинически это проявляется в непонимании обращенной речи (часто путают звуки «рот – кот, дочка – точка»). Значение слова заменяют смыслом, но не всегда точно. Отсутствие слухового контроля собственной речи проявляется в наличии литеральных парафазий (огурец – окулет, голова - болота), а также в наборе несвязанных элементов. Речь бессвязна, грамматическое оформление грубо нарушено. Для больных характерна логоррея (многословие). Такие же нарушения будут проявляться и при чтении. Нарушается письмо под диктовку, устный счет со слуха. Нарушается также оценка и воспроизведение ритма. Эмоциональная реакция у больных неустойчива, часто больные тревожны. Все психические процессы, не связанные с акустическим гнозисом, остаются сохранными – все виды праксиса, зрительное восприятие и пространственная ориентировка, письменный счет и счетные операции. Восстановление фонематического слуха и вторично нарушенных экспрессивной речи, чтения, письма является основной задачей при восстановительном обучении больных с акустико-гностической сенсорной афазией.
Сообщение отредактировал Vita - Пятница, 24.08.2012, 21:40 |
|
| |
Vita |
Дата: Пятница, 24.08.2012, 21:10 | Сообщение # 5 |
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 159
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline |
Акустико-мнестическая афазия Она возникает при поражении средней височной извилины левого полушария (21 и 37 поле). Средняя височная извилина тесно связана с древними формациями (лимбической областью и медиально-базальным отделом), слуховым анализатором, всю информацию получает от зрительного бугра, связь с периферией отсутствует. При этой форме афазии отсутствует нарушение процесса звукоразличения при малом объеме материала, т. е. наблюдается сужение объема акустического восприятия. Из-за нарушения слухоречевой памяти на её нейронном, корковом уровне возникают расстройства понимания серийно-организованного высказывания. Больной не может удержать в памяти все элементы предложения, теряется во время беседы. В устной речи наблюдается мнестическое западение на слова. Больному необыкновенно трудно вспомнить названия предметов, действий, дат, он нередко заменяет их другими словами, относящимися прямо или косвенно к искомым словам. Так, вместо "мальчик читает" больной может сказать: "маленький такой... умница... ну это...". В речи присутствуют вербальные парафазии (замена нужного слова другим «губнушка», вместо «подушка»), т.е. нарушается связь слова с предметным образом. В письменной речи частотно проявление аграмматизма в виде смешения предлогов, флексий глаголов, существительных и местоимений в роде и числе. При записи под диктовку затрудняются удержать в памяти фразы, состоящие из более двух слов. Больные с акустико-мнестической афазией крайне тяжело переживают свой речевой дефект. Они бывают депрессивны, трудны в общении, но отличаются очень высокой трудоспособностью, стремлением преодолеть болезнь и в большинстве случаев успешно справляются с этой задачей. |
|
| |
Vita |
Дата: Пятница, 24.08.2012, 21:11 | Сообщение # 6 |
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 159
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline |
Акустико-гностическая (сенсорная) афазия Она проявляется при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария (22 поле, зона Вернике) и сопровождается нарушением фонематического слуха, который приводит к дефекту восприятия звукового состава слова, т.е. к нарушению первого звена в структуре понимания – звукоразличения. Нарушается анализ и синтез обращенной речи, а также слуховой контроль собственной речи. Клинически это проявляется в непонимании обращенной речи (часто путают звуки «рот – кот, дочка – точка»). Значение слова заменяют смыслом, но не всегда точно. Отсутствие слухового контроля собственной речи проявляется в наличии литеральных парафазий (огурец – окулет, голова - болота). Речь бессвязна, грамматическое оформление грубо нарушено. Для больных характерна логоррея (многословие). Такие же нарушения будут проявляться и при чтении. Нарушается письмо под диктовку, устный счет со слуха. Нарушается также оценка и воспроизведение ритма. Эмоциональная реакция у больных не устойчива, часто больные тревожны. Все психические процессы, не связанные с акустическим гнозисом, остаются сохранными – все виды праксиса, зрительное восприятие и пространственная ориентировка, письменный счет и счетные операции. Восстановление фонематического слуха и вторично нарушенных экспрессивной речи, чтения, письма является основной задачей при восстановительном обучении больных с акустико-гностической сенсорной афазией.
Сообщение отредактировал Vita - Пятница, 24.08.2012, 22:21 |
|
| |
Vita |
Дата: Пятница, 24.08.2012, 21:11 | Сообщение # 7 |
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 159
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline |
Акустико-мнестическая афазия Она возникает при поражении средней височной извилины левого полушария (21 и 37 поле). Средняя височная извилина тесно связана с древними формациями (лимбической областью и медиально-базальным отделом), слуховым анализатором, всю информацию получает от зрительного бугра, связь с периферией отсутствует. При этой форме афазии отсутствует нарушение процесса звукоразличения при малом объеме материала, т. е. наблюдается сужение объема акустического восприятия. Из-за нарушения слухоречевой памяти на её нейронном, корковом уровне возникают расстройства понимания серийно-организованного высказывания. Больной не может удержать в памяти все элементы предложения, теряется во время беседы. В устной речи наблюдается мнестическое западение на слова. Больному необыкновенно трудно вспомнить названия предметов, действий, дат, он нередко заменяет их другими словами, относящимися прямо или косвенно к искомым словам. Так, вместо "мальчик читает" больной может сказать: "маленький такой... умница... ну это...". В речи присутствуют вербальные парафазии (замена нужного слова другим «губнушка», вместо «подушка»), т.е. нарушается связь слова с предметным образом. В письменной речи частотно проявление аграмматизма в виде смешения предлогов, флексий глаголов, существительных и местоимений в роде и числе. При записи под диктовку затрудняются удержать в памяти фразы, состоящие из более двух слов. Больные с акустико-мнестической афазией крайне тяжело переживают свой речевой дефект. Они бывают депрессивны, трудны в общении, но отличаются очень высокой трудоспособностью, стремлением преодолеть болезнь и в большинстве случаев успешно справляются с этой задачей. |
|
| |
Vita |
Дата: Пятница, 24.08.2012, 21:11 | Сообщение # 8 |
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 159
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline |
Семантическая афазия Семантическая афазия возникает при поражении теменно-затылочной области левого полушария. Причиной речевого дефекта при поражении теменно-затылочной области является нарушение симультанного пространственного восприятия. Клинически речевое расстройство проявляется в нарушении распознавания значений грамматических конструкций, а, следовательно, и непосредственного узнавания значения слова. Семантическая афазия протекает в синдроме симультанной агнозии, астереогноза, нарушении схемы тела, пространственной и конструктивной апраксии и первичной акалькулии (нарушении счета). Восприятие географической карты, узнавание времени по часам, понимание разрядности числа (1, 021, 2101) - все это характерно для данного вида афазии. В чтении нарушается понимание сложно построенных текстов. Понимание отдельных слов и простых предложений остается сохранным. Из-за нарушения пространственного фактора пострадавшие не понимают конструкций – под, над, от, к, за и т. д. Недоступно понимание сравнения (комар меньше слона), конструкций атрибутивного родительного падежа (шапка отца, дом хозяина). Таким образом, нарушение понимания речи при семантической афазии интимно связано с дефектами пространственного гнозиса. Нарушается осознанный грамматический анализ слов и предложений. |
|
| |
Vita |
Дата: Пятница, 24.08.2012, 21:12 | Сообщение # 9 |
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 159
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline |
Динамическая афазия Динамическая афазия возникает при поражении заднелобных отделов левого, доминантного по речи, полушария, т. е. отделов третьего функционального блока – блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности. Основным речевым дефектом при этой форме афазии является трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания, что свидетельствует о нарушении в области внутренней речи. Это проявляется в примитивности синтаксической конструкции, наличии речевых шаблонов, клише. При составлении рассказов по картинке, при пересказе текста произносятся отдельные, не связанные между собой фрагменты. При динамической афазии страдает не только механизм развертывания, но и механизм свертывания, т.е. выделение ядерного смысла при смысловом восприятии текста. Понимание элементарной ситуативной речи при легких формах этого речевого расстройства остается сохранным. Однако при этом нарушается «чувство языка», возникают затруднения в понимании сложных фраз, страдательных конструкций и т. д. Чтение и письмо остаются сохранными и обычно служат задачам речевой реабилитации. |
|
| |
Vita |
Дата: Пятница, 24.08.2012, 21:15 | Сообщение # 10 |
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 159
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline |
Афферентная моторная афазия Вторая форма моторной афазии – афферентная (кинестетическая) наступает при поражении нижнетеменных отделов коры мозга. В основе системного поражения при данном виде афазии лежит нарушение кинестетических ощущений. Поскольку дипломное исследование посвящено нарушениям речи у пациентов с афферентной моторной афазией, более подробное описание этой формы приводится в следующей главе. Итак, в зависимости от этиологии, локализации поражения, обширности нарушения головного мозга возникают системные нарушения речевой деятельности различной степени тяжести, т. е возникают разные формы афазий. В клинике мозговых поражений нарушается тот или другой уровень и то или другое звено процесса понимания или воспроизведения речи. При афазии всякий раз возникает системное нарушение речи, но различают основной синдром, который «красной ниткой» проходит через весь дефект, подчиняя себе всю систему организации речи (Цветкова Л.С.). |
|
| |
Vita |
Дата: Пятница, 24.08.2012, 21:50 | Сообщение # 11 |
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 159
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline |
МЕТОДИКА КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АФАЗИИ А.Р. ЛУРИИ I. Исследования гнозиса 1. Исследование элементарных оптических восприятий: а) Восприятие элементарных геометрических фигур путем их называния, рисования или подбора (учитывается точность восприятия, быстрота его и стойкость воспринятых образов при копировании фигур по памяти). б) Объем восприятия элементарных геометрических фигур. Исследование количества доступных восприятию геометрических фигур при быстром предъявлении группы из четырех-шести фигур. 2. Исследование предметного гнозиса а) Восприятие реалистических, контурных и силуэтных изображений предметов. б) Восприятие перечеркнутых изображений. в) Восприятие контурных изображений в фигуре Поппельрейтера. 3. Исследование симультанного гнозиса Восприятие и понимание сюжетных рисунков 4. Исследование пространственного гнозиса а) Исследование ориентации геометрических фигур в пространстве путем рисования, выкладывания или подбора соответствующих пространственно-ориентированных фигур. б) Мысленное перемещение данной геометрической фигуры в пространстве. в) Изображение схемы стран света, плана палаты, плана простейшего пути. г) Нахождение правой или левой стороны тела, предмета; различение симметрично расположенных чисел (римские числа). 5. Исследование сукцессивных синтезов. Восприятие и выполнение простых и сложных ритмов II. исследование праксиса 1. Исследование пространственного праксиса Воспроизведение пространственных позиций рук. 2. Исследование праксиса позы а) Воспроизведение поз руки, б) Выполнение заданий на оральный праксис (по образцу и по словесной инструкции). 3. Исследование предметно-символического праксиса а) Выполнение предметных действий в реальной ситуации. б) Выполнение предметных действий в мнимой ситуации. в) Выполнение символических жестов (жестов отношения). г) Выполнение символических оральных актов (акт плевка, причмокивания, поцелуя и т. д.). 4. Исследование динамического праксиса а) Выполнение проб на переключение движений (пробы «кулак - кольцо», графические пробы на переключение и др.). б) Выполнение проб на реципрокную координацию. III. Исследование экспрессивной речи 1. Клиническое наблюдение над спонтанной речью больного (описание того, в какой мере больной спонтанно пользуется речью и как она построе¬на, насколько она грамматична, преобладают ли в ней вещественные обозначения предметов или предикативные и замещающие слова и т. д.) 2. Исследование автоматизированной речи а) Перечисление привычных рядов (чисел, дней недели, месяцев). б) Перечисление тех же рядов в обратном порядке. 3. Исследование отраженной (повторной) речи а) Повторение изолированных звуков и слогов ([а], [о], [у], [и]; [б], [к], [с], [д], [р]; [па], [ра], [са]). б) Повторение пар близких («оппозиционных») фонем (ба-па, па-ба, да-та, та-да). в) Повторение серии слогов (би-ба-бо, бо-ба-би). г) Повторение простых и сложных слов. д) Повторение кратких серий слов (дом—лес; дом—лес—кот) в различной последовательности. е) Повторение развернутой фразы. 4. Исследование номинативной функции речи а) Называние предъявленных предметов (или изображений). б) Нахождение категориальных названий. 5. Исследование предикативной (повествовательной) речи а) Исследование диалогической речи б) Исследование репродуктивной повествовательной речи: составление повествований по картинкам, сериям картин или по прочитанному рассказу в) Исследование продуктивной повествовательной речи: составление свободного сочинения на заданную тему. IV. Исследование импрессивной речи (см. приложение 3) 1. Исследование восприятия и различения звуков речи а) Повторение и различение оппозиционных фонем б) Различение слов, произнесенных с фонетическими неправильностями. Подбор слов на заданную букву. 2. Исследование понимания слов а) Исследование сохранности номинативной функции слова (узнавание значения слов с наглядным и отвлеченным значением). б) Исследование стойкости номинативной функции слова (узнавание значения слов при многократном предъявлении). в) Исследование структуры значения слов (понимание прямых, расширенных и переносных значений; подбор предметов, соответствующих значению слова). 3. Исследование понимания грамматических структур а) Понимание простых флективных отношений («Покажи гребешок, карандаш», «Покажи гребешком карандаш», «Покажи гребешок карандашом»). б) Понимание атрибутивных конструкций («мамина дочка», «дочкина мама», «брат отца», «начальник брата», «брат начальника» и т. п.). в) Понимание предложных отношений («круг под квадратом», «ручка справа от карандаша» и т. п.). г) Понимание сравнительных конструкций («слон больше мухи» и «муха больше слона» или «которая бумажка более светлая? менее светлая?» и т. п.). д) Понимание инвертированных конструкций («солнце освещается землей» и «земля освещается солнцем»). е) Понимание развернутых фраз, простых по своему строению и построенных по типу сложноподчиненных и дистантных грамматических конструкций: Тип а: «отец и мать ушли в театр, а дома остались старая няня и дети», тип б: «в школу, где училась Дуня, с фабрики пришла работница, чтобы сде¬лать доклад». V.Исследование письма и чтения (см. приложение 3) 1. Исследование звукового анализа и синтеза а) Анализ количества звуков в предъявленном слове (сколько звуков в слове «кот»? «мост»? и т. п.) б) Анализ качества звуков в предъявленном слове (какой третий звук в слове «мост»? второй звук в слове «кот»? и т. п.). в) Синтез слога, слова из изолированно произнесенных звуков. 2. Исследование процесса письма а) Списывание букв и слов. б) Запись автоматизированных энграмм (имени, фамилии больного). в) Письмо букв под диктовку (с исключением внешней речи, включением ее и включением орального образа). г) Письмо простых и сложных слогов под диктовку (с теми же условиями). д) Письмо слов под диктовку (с теми же условиями). е) Письменное обозначение предметов и изложение мыслей. 3. Исследование процесса чтения а) Узнавание изолированных букв и отождествление одинаковых букв, написанных разным шрифтом. б) Чтение простых и сложных слогов. в) Чтение простых и сложных слов с (раздельным анализом узнавания привычных графических идеограмм и аналитико-синтетическим чтением слов. г) Чтение фраз (создающих общую смысловую установку для прочтения отдельных слов или не создающих таковой). VI. Исследование процессов счета а) Запись или прочтение простых однозначных чисел. б) (в частности, имеющих нулевое значение некоторых разрядов, например, 601, 1020 и т.п.). в) Оценка различий в значении симметрично написанных чисел (типа 69 и 96). Оценка соответствующих римских чисел (например, IV и VI, IX и XI). г) Исследование автоматизированных счетных операций (таблицы умножения, сложения и вычитания однозначных чисел). д) Исследование сложных счетных операций (типа вычитания в сумме 31—7, 41—17 и т. п.). е) Исследование серийных счетных операций (отсчитывание от 100 по 7, операция типа 12 + 6 - 1 = ? и т. п.). ж) Исследование осознанного отношения к арифметическому знаку: нахождение нужного знака в примерах: 8 (?) 2 =10 8 (?) 2 = 16 8 (?) 2 = 6 8 (?) 2 = 16 |
|
| |
Тая |
Дата: Суббота, 25.02.2017, 04:59 | Сообщение # 12 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Особенности афатических расстройств у детей и подростков с черепно-мозговой травмойН.В. Борисова Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии (НИИ НДХиТ), МоскваА.И. Тютюкина Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии (НИИ НДХиТ), МоскваТ.Г. ВизельАлтайский государственный педагогический университет, Кафедра специальной педагогики и психологии (СПиП АлтГПУ), Барнаул
http://alldef.ru/ru....travmoj |
|
| |
| |