|
консультации для родителей
| |
Logos |
Дата: Вторник, 23.06.2009, 17:46 | Сообщение # 1 |
Логопед
Группа: Модераторы
Сообщений: 784
Награды: 6
Репутация: 54
Статус: Offline |
Организация родительских собраний
Доступно только для пользователей
|
|
| |
Ирина |
Дата: Вторник, 23.06.2009, 20:03 | Сообщение # 2 |
Логопед
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline |
я скачала себе, мерси! |
|
| |
Upiter |
Дата: Вторник, 23.06.2009, 20:28 | Сообщение # 3 |
Логопед
Группа: Проверенные
Сообщений: 107
Награды: 1
Репутация: 3
Статус: Offline |
И я скачала. Спасибо! |
|
| |
Logos |
Дата: Среда, 24.06.2009, 11:02 | Сообщение # 4 |
Логопед
Группа: Модераторы
Сообщений: 784
Награды: 6
Репутация: 54
Статус: Offline |
Советы родителям неговорящих детей 1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно. 2. Развивайте понимание речи, используя простые конструкции типа: Дай ручку. Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное. 3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах. 4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар. 5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку. Паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные : а, о, у. 6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. 7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудио- информацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз. 8. Не говорите при ребенке о его отставании. 9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы. 10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один – много). 11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».
|
|
| |
ЛОЖ |
Дата: Четверг, 30.07.2009, 11:11 | Сообщение # 5 |
Генерал-майор
Группа: Друзья
Сообщений: 304
Награды: 3
Репутация: 18
Статус: Offline |
Родителям будущих первоклассников. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Они стесняются говорить, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно, становятся мнительными, неохотно идут в детский сад, а затем и в школу. У них возникает чувство неполноценности. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи. В дальнейшем дело осложняется тем, что к плохим оценкам добавляются отклонения в поведении ребенка, его повышенная утомляемость и нервозность, поскольку приготовления уроков в большинстве случаев затягивается до поздней ночи. В итоге всего этого – негативное отношение к школе, конфликтная обстановка в семье. Неточное произношение у детей в возрасте до 3-4 лет естественно – это так называемое возрастное косноязычие (при нормальном развитии и наличии полноценного слуха). Не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Всякие нарушения в произношении звуков после этого возраста рассматриваются как дефекты произношения, которые необходимо корригировать. Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – «сюсюкать» с ним. Тем самым вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляет искаженно произношение. С детьми нужно говорить всегда правильно, и таким образом, давать ребенку речевой образец для подражания. К сожалению, не все родители понимают важность этого. Они «сюсюкают» и считают, что со временем ребенок сам все начнет говорить правильно, без чьей-либо помощи. Однако, часто без помощи специалиста этого невозможно добиться. Так как не все дефекты речи явные, фонематические и лексико-грамматические нарушения не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако, именно они влияют на усвоение программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребенком проводить коррекционные занятия. К сожалению, родители не всегда относятся к этому серьёзно, ссылаясь на свою занятость и нехватку времени. И как следствие, непосещение, либо нерегулярное посещение занятий детьми, что не дает тех результатов, которых можно было ожидать. Иногда когда ребенок поступает в школу, очень часто благоприятное время для исправления недостатков речи уже бывает упущено, приходится затрачивать гораздо больше времени и сил. Исправлять дефекты намного труднее и с каждым годом шансы уменьшаются. Так как исправление дефектов во 2 классе идет лучше и быстрее, чем в 4-ом, а в 1-м классе лучше и быстрее, чем во 2-м. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успеха, сделал блестящую карьеру, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. Говорить он должен правильно, ведь от этого зависит его будущее. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной различных дефектов речи. Дорогие родители! Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребенка занятостью и недостатком времени. У вас есть в запасе еще есть время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой. Добавлено (30.07.2009, 11:11) --------------------------------------------- Речь детей седьмого года жизни. Ребенок шести лет свободно общается с взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту. 1. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. 2. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (не просто машина, а легковая, грузовая; не просто обувь, а зимняя и летняя). 3. Ребенок всё шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, качество их работы, использует эти слова в своей игре. 4. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова(длинноногий жираф), пользоваться эпитетами (золотая осень), понимать метафоры (море смеялось). 5. У ребенка складываются представление о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). 6. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением (золотые руки); умеет подбирать синонимы (работа, труд, дело, занятие, бизнес, служба). Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая их сходство и различие (белый, как снег); все чаще пользуется сложными предложениями. 7. Плавность и точность речи при свободном высказывании является одним из показателей достаточности словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им. Большое влияние на формирование грамматически правильной речи оказывает уровень речевой культуры взрослых, окружающих ребенка, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки. 8. На седьмом году жизни речь детей становиться все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях отмечается четкость и завершенность изложения. 9. Ребенок способен самостоятельно дать описание картинки, предмета, пересказать содержание небольшого литературного произведения, придумать сказку, рассказ, передать свои чувства и впечатления. Совместные игры нуждаются в объяснении правил – ребенок начинает пользоваться объяснительной речью. 10. Произносительная сторона речи достигается довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; говорят в зависимости от ситуации громко, тихо и даже шепотом; могут изменять темп речи с учетом содержания высказывания; пользоваться интонационными средствами выразительности; следовать нормам литературного произношения. 11. Многие дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие (умеют различать звуки, например: с-ш, л-р); владеют началами звукового анализа (умеют выделять звуки из начала слова, подбирать слова на заданные звуки); делят слова на слоги, что имеет исключительное значение для усвоения грамоты. Однако и в этом возрасте некоторые дети имеют проблемы речевого плана. Вот лишь некоторые из них: - вместо точного названия предмета – описание его, использование родовых понятий вместо видовых («дерево; вместо «дуб», «ель»); - нечеткое или неверное проговаривание окончаний слов; - неправильное произношение звуков (горловое «р», межзубные свистящие). Пока ребенок не овладеет правильным произношением на родном языке, нельзя учить его языку иностранному; - недостаточная дифференциация таких звуков, как « ч» и « ть», « с» и «ц», «ц» и «ть», «ч» и « ц», «ч» и «щ», «сь» и «щ», «р» и «л» и др.; - трудности воспроизведения слов сложной слоговой структуры (балерина, милиционер, регулировщик, велосипедист, сковорода, экскурсовод и др.) В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование связной речи – все эти процессы будут продолжать развиваться и в школе. И здесь главными помощниками для своих детей можете и должны стать Вы, дорогие родители. Читайте детям книги, рассказывайте сказки, учите стихи, беседуйте и занимайтесь с ними. |
|
| |
Logos |
Дата: Среда, 05.08.2009, 10:30 | Сообщение # 6 |
Логопед
Группа: Модераторы
Сообщений: 784
Награды: 6
Репутация: 54
Статус: Offline |
Доступно только для пользователей
|
|
| |
Logos |
Дата: Среда, 05.08.2009, 10:33 | Сообщение # 7 |
Логопед
Группа: Модераторы
Сообщений: 784
Награды: 6
Репутация: 54
Статус: Offline |
Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2008.
Хорсанд Д.В. Если ребенок левша... маленькие подсказки для родителей М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.с: ил.
Если ваш ребенок родился левшой, считайте, что вам повезло! Скорее всего, он обладает феноменальными способностями. Но этот мир предназначен в основном для "правшей", и поэтому проблем маленькому гению не избежать. Только родительская любовь, терпение, понимание помогут ребенку перестать чувствовать себя "белой вороной" и реализовать таланты, заложенные от природы.
Доступно только для пользователей
|
|
| |
Тая |
Дата: Воскресенье, 23.08.2009, 21:43 | Сообщение # 8 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Спасибо! У нас в семье растёт маленький левша!... Добавлено (23.08.2009, 21:41) --------------------------------------------- Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?Выдержки из книги "Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с не говорящими детьми". В свободном изложении... 1.Занимаясь с ребенком, старайтесь, чтобы занятия были ему интересны, чтобы он проявлял инициативу, учитывайте его предпочтения в выборе игр и книг. 2.Проверяйте насколько хорошо понимает вас ребенок: - Покажи зайку, машинку, куклу - Дай зайку, машину... - Обними маму - Закрой глаза - Помаши ручкой - Возьми маму за руку и иди домой - Возьми у меня карандаши и положи их на стол и др. 3.Обратите внимание на развитие слухового внимания ребенка Покажите муз. инструменты, дайте послушать как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадать, что звучало Обращайте внимание на домашние звуки (Спрашивайте: Что там шумит? Это пылесос, это миксер...) Привлекайте внимание к различным шумам и звукам: это капает дождь, вот гудит машина… Сделайте вид, что говорите по телефону, малышу наверняка захочется повторить вас... Почаще пойте короткие песенки, декламируйте стихи, приучайте слушать кассеты с детскими песенками, сказками... Расширяйте кругозор: прогулки, экскурсии, поездки и обязательно комментируйте все, что видите, что делаете! Детально проговаривайте что происходит и должно произойти! Вызывайте у ребенка инициативу к общению! Для этого попытайтесь наладить процесс общения с ним и сделайте его интересным, вызывайте потребность в нем. Для стимулирования собственно речи можно попробовать применить следующие приемы: ДИАЛОГ Взрослый и ребенок - партнеры в диалоге, постарайтесь, чтобы стечение жизненных обстоятельств "спровоцировало" ребенка на ответ, на высказывание!!!!, поощряйте любую речевую и неречевую реакцию ребенка (даже жесты, даже отдельные звуки!!!) Добавлено (23.08.2009, 21:42) --------------------------------------------- 1. Инсценировки: Подойдут любые стихи и песенки в виде диалога: -Был сапожник? -Был! -Шил сапожки? -Шил! -Для кого сапожки? -Для пушистой кошки или, например: -Кто живет под потолком? -Гном -У него есть борода? -Да! -И манишка и жилет? -Нет -Как встает он по утрам? -Сам -Кто с ним бегает вдоль крыш? -Мышь -Кто с ним утром кофе пьет? -Кот -И давно он там живет? -Год -Ну,а как его зовут? -Скрут -Он капризничает, да? -Ни-ког-да! Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов. Можно сделать простейшие иллюстрации (в этом случае ребенок при затруднении с выбором слова может указать на картинку, а вы уже произнесете четко и с выражением то, что он не смог сказать) Хороши для инсценировок сказки Носова, Сутеева, Житкова, Бианки ... Добавлено (23.08.2009, 21:43) --------------------------------------------- 2. Вопросы: Для этого ребенка ставят в ситуацию, в которой ему необходимо отвечать, хотя бы односложно: да или нет: а) Хочешь есть? Ты не замерз? Видишь машину? б) Предложения, предполагающие отрицательный ответ на вопрос, как бы провокация: Ты не играешь? (когда ребенок играет) Ты сидишь? (когда он идет) и т.д. в) Ответы на вопросы: Кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? (нужно на первых порах подбирать простые одно-двухсложные слова мяч, дом, суп, кот, ваза, бусы, муха, сумка, вилка, елка и затем трехсложные: собака, машина и т.д. Взрослый принимает любой вариант ответа, при этом сам обязательно ненавязчиво дает правильный образец, утрированно подчеркивая ритмический рисунок слова и логическое ударение. г) Вопросы Что делает? (ставит перед необходимостью употреблять глаголы :идет, стоит, бежит, дает, играет, несет, ест, пьет, плачет, говорит, моет, строит Игры: "Куклы разговаривают" (две пальчиковые куклы говорят между собой) "Праздничное чаепитие" (за столом спрашивайте ребенка: Ты какой хочешь чай - теплый или холодный? Что тебе дать - печенье или конфету? "Кормление зверей" (объясните ребенку, что кошка любит молоко, собака - косточки, мишка - мед. Предложите накормить игрушечных зверей) д) Вопросы на появление в речи указательных местоимений: там, тут, здесь, вон Где мама? Где мишка? 3. Команды (то есть использование глаголов в повелительном наклонении) Наиболее значимы команды, которые происходят в естественных условиях в реальной жизни и играх: иди, сядь, помоги, ешь, пей, смотри, стой, лови, пусти и т.д. Постарайтесь, чтобы в течение дня такие команды повторялись как можно чаще!!! Отказ выполнить просьбу ребенка, выраженную жестом может спровоцировать негативную реакцию. вплоть до прекращения игры и общения, поэтому поощряйте любой доступный вариант звукового оформления ответа малыша: иди - ди, дай-дяй-дя, читай-титяй-тяй-тя 4. Домашний театр Ребенок является активным наблюдателем и вначале будет просто слушать взрослого, повторять за ним, затем копировать интонацию, отдельные звуки и слова. Сюжеты для инсценировок могут быть любыми доступными ребенку и интересными ему. Имитация и звукоподражание - в присутствии малыша говорите за разных зверей, имитируя звуки, издаваемые ими: гав-гав, мяу, ква-ква - произносите междометия, отражающие эмоциональные состояния: ах, ох, ой-йой-йой (ребенок, заражаясь вашей реакцией будет повторять) Лучше при этом создавать реальные ситуации: Маме холодно- Бррр! Укладываем игрушки спать - Баю-бай! Кормим - Ням-ням Играем в прятки - Ку-ку! Смотрим как капает вода - Кап-кап Едем на лошадке - Но-но - договаривание потешек,сказок Гуси-гуси! Га-га-га Есть хотите? Да-да-да! или "Сказка Курочка Ряба",где ребенок добавляет за курочку - ко-ко, за мышку - пи-пи, бабушку - ай-яй-яй! Речевой материал должен быть интересен ребенку, учитывайте это при его отборе. Жил на свете старичок Маленького роста, И смеялся старичок Чрезвычайно просто: "Ха-ха-ха Да хе-хе-хе, Хи-хи-хи Да бyх-бyх! Бy-бy-бy Да бе-бе-бе, Динь-динь-динь Да трюх-трюх!" Раз, yвидя паyка, Страшно испyгался. Но, схватившись за бока, Громко рассмеялся: "Хи-хи-хи Да ха-ха-ха, Хо-хо-хо Да гyль-гyль! Ги-ги-ги Да га-га-га, Го-го-го Да бyль-бyль!" А yвидя стрекозy, Страшно рассердился, Но от смеха на травy Так и повалился: "Гы-гы-гы Да гy-гy-гy, Го-го-го Да бах-бах! Ой, ребята не могy! Ой, ребята, Ах-ах!" Или отрывок из сказки "Трое из Простоквашино", когда почтальон Печкин стучится в дверь, а ему отвечает галчонок. Стихи Конечно сразу не получится заучивать стихи, но важно, чтобы ребенок на первых порах просто слушал стихи и отхлопывал ритм или же проговаривал отдельные слоги и слова. Подарил мне папа Льва! Ох, и струсил я сперва! Я два дня Его боялся, А на третий — Он сломался! вот еще: Под крыльцом построен дом – Лубяная крыша. Кто живёт в домишке том? Ну конечно мыши! Из зерна они пекут Вкусные лепёшки И мышонка берегут От соседки-кошки и еще: Купите лук, зеленый лук, Петрушку и морковку, Купите нашу девочку, Шалунью и плутовку! Не нужен нам зеленый лук, Петрушка и морковка. Нужна нам только девочка, Шалунья и плутовка! |
|
| |
Logos |
Дата: Воскресенье, 11.10.2009, 17:13 | Сообщение # 9 |
Логопед
Группа: Модераторы
Сообщений: 784
Награды: 6
Репутация: 54
Статус: Offline |
Как готовить с детьми домашние задания 1. Расписание для домашней работы. Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда выполнять домашнюю работу. Для некоторых из них слишком велико бремя ответственности, если им приходится самим решать, когда приниматься за домашнюю работу. Однако, после того, как время определено, нужно придерживаться расписания настолько близко, насколько возможно. 2. Распределите задания по важности. Для некоторых детей проблема, с какого задания начинать выполнение домашней работы, превращается в трудный выбор, и они могут очень долго мучаться этой проблемой. Если вы предпочитаете распределять задания по важности, предложите ребенку, какое задание выполнять самым первым, какое – вторым, и так далее. 3. Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки. Часть детей перестает работать, когда родитель решает отойти от ребенка, и не посвящает ему полностью все свое внимание. Это – очень нездоровая «зависимость», потому что ничего подобного ребенок не может воспроизвести в классе. Если вы уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно разрушать установившийся порядок вещей. Двигайтесь маленькими шажками. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока, наконец, ваш ребенок не будет работать полностью самостоятельно. 4.Сначала проверьте то, что выполнено правильно. Родители часто имеют привычку обращать внимание в первую очередь на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова и т.п. Относительно тех заданий, где допущена ошибка, скажите: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться несколько другой ответ». Теперь ребенок может вернуться к этим примерам без отвращения и без чувства «несоответствия». 5.Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет. Для такого поведения ребенка может быть несколько причин. Во-первых, он мог просто не понять новый материал в классе, и поэтому не быть в состоянии выполнить домашнее задание. Во-вторых, возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В таком случае, если он будет долго сидеть над заданием, то велика вероятность, что задание будет выполнено родителями. В-третьих, у ребенка могут быть серьёзные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, и, возможно, он не в состоянии справиться с таким объемом заданий. 6.Стратегии успеха для заданий, выполняемых по учебнику. В большинстве учебников в конце каждой главы есть вопросы. Часто дети не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения параграфов. Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как он начнет читать главу учебника. Используя эту стратегию, они будут знать, на какую важную информацию надо обращать внимание. 7. Обращайте внимание на невербальные сигналы. Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» - все это является невербальными ответами. Если дети достаточно чутки, то они примут эти сигналы, что только добавит напряженности в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой. Такое состояние только добавит стресс и ухудшит их возможность работать продуктивно. 8.Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка. Дети чувствуют себя «неадекватными», когда родители доделывают за них их работу. Во-первых, они это воспринимают как свой провал. Во-вторых, они чувствуют, что никогда не смогут выполнить задание так хорошо, как это сделали мама или папа.
|
|
| |
Snip-Snap |
Дата: Четверг, 31.12.2009, 01:11 | Сообщение # 10 |
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 70
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline |
Помогите, пожалуйста, очень нужны конспекты занятий с родителями для младшей и средней группы (3-4,4-5 лет) Добавлено (31.12.2009, 01:11) --------------------------------------------- Logos, как скачать Взаимосвязь учителя-дефектолога, воспитателя и родителей в работе над развитием речи у детей дошкольного возраста.? |
|
| |
Logos |
Дата: Четверг, 31.12.2009, 10:29 | Сообщение # 11 |
Логопед
Группа: Модераторы
Сообщений: 784
Награды: 6
Репутация: 54
Статус: Offline |
Поищу ссылку и снова залью, если найду
|
|
| |
Logos |
Дата: Среда, 05.05.2010, 10:23 | Сообщение # 12 |
Логопед
Группа: Модераторы
Сообщений: 784
Награды: 6
Репутация: 54
Статус: Offline |
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика"
Доступно только для пользователей
|
|
| |
Logos |
Дата: Четверг, 06.05.2010, 09:47 | Сообщение # 13 |
Логопед
Группа: Модераторы
Сообщений: 784
Награды: 6
Репутация: 54
Статус: Offline |
Консультация для родителей на тему "Причины нарушений речи"
Причины нарушений речи.
Как показывает практика, с каждым годом число практически не говорящих малышей не сокращается, а возрастает. Сравним показатели ребёнка с нормой и показатели ребёнка с нарушением в речевом развитии. Словарный запас ребёнка в норме до 250 слов и выше, общается предложениями из трёх и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет своё имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, сложноподчиненных предложений, значение предлогов. Слушает длинные рассказы. Тонкая моторика в 4-5 лет: рисует карандашами, складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина, шнурует ботинки. Зрительно- моторная координация в 5-6 лет: аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа, дорисовывает недостающие детали к картинке. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Развитие в норме по (А.Н.Гвоздеву) практически усваиваются все грамматические формы, владеет всеми типами склонения, использует в речи прилагательные и местоимения, наречия, предлоги употребляются в самых разнообразных значениях. Звуковая сторона речи усвоена полностью дифференцирует на слух и в произношении. Время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. Полное отсутствие фразовой речи может иметь место и в возрасте 2-3 лет, и в 4-6 лет. Интересно отметить , что современных родителей задержка речевого развития начинает беспокоить по достижении ребёнком 2,5 – 3 лет, а не 4-5, как это было совсем недавно. Уже первые слова детей могут сигнализировать о неблагополучном начале развития речи; «ма» вместо мама, «па» вместо папа, «ба» (баба) или слово «мама» относят к отцу и другим лицам ( из практики 25-летних наблюдений автора). В тех случаях , когда у ребёнка возникают трудности с одним или более звуками, необходимо обратится за помощью к логопеду. Таким образом в три года возможны значительные отклонения звуков от нормы, допустимы подмены «бевы» вместо белый, «туп» вместо суп, «тот» вместо кот. Помимо указанных подмен, возможны потери согласного звука на конце слова, например: «пи» вместо пить, «ко» вместо кот. В четыре года, когда в словах звуки б,п,д,т,с,г,м,н,с,з, желательно ,чтобы они произносились правильно , но часто мы слышим у детей «сапка» вместо шапка, «лелка» вместо ёлка,»фубка» вместо шубка, «вука» вместо рука. Рассмотрим причины нарушений речи. Ребенок ещё не родился и даже не запрограммирован, а разного рода неблагоприятные факторы уже могут полным ходом « работать на его речевую и иную патологию. Это объясняется тем, что на состояние здоровья и речи будущего ребёнка большое внимание могут оказывать неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей. Нормальное формирование центрального и периферического отделов речевого аппарата, может нарушаться вследствие воздействия следующих неблагоприятных факторов: -токсикоз во время беременности; -острые и хронические заболевания во время беременности: грипп, почечная и сердечная недостаточность, эндокринные расстройства; -резус-конфликт; -падения, ушиб особенно в области живота; -профессиональная вредность, курение, употребления алкогольных напитков; -стрессовые ситуации, связанные, например с распадом семьи, смертью близких родственников и т.п.; - не доведенные до конца попытки прерывания данной беременности, неизбежно нарушающие весь дальнейший ход нормального внутриутробного развития плода. Несколько подробнее хотелось бы остановиться на вреде курения матери во время беременности, доказанном специальными научными исследованиями. Согласно данным эхографии, сердечный ритм ребёнка непосредственно во время курения матери значительно ускоряется, тогда как спонтанные движения плода постепенно прекращаются – ребёнок задыхается. Дети , рождённые от курящей матерей, в первые три месяца жизни особенно подвержены заболевания органов дыхания. Объём лёгких у них уменьшен примерно на 5%, а вес на 70-140 граммов. Если мать курила до 10 сигарет в день, то коэффициент интеллекта у ребёнка на 9 пунктов ниже, поскольку табак уменьшает поступление кислорода и питательных веществ и тем самым отрицательно влияет на развитие мозга. Содержащееся в табачном дыме множество химических элементов может нарушить развитие нервной системы ребёнка уже во внутриутробном периоде. Естественно, что действие двух или даже нескольких перечисленных вредных факторов может наблюдаться одновременно и это значительно утяжеляет общую картину. В период раннего развития ребенка на формировании его речи неблагоприятно могут сказываться следующие обстоятельства: - травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга; -воспалительные заболевания головного мозга (менингит, менингоэнцефалит и пр.); Недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха; -приобретенные до сформирования речи повреждения периферического отдела речевого аппарата ( в частности, приобретённые аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм, постоянного сосания ребёнком пальца и т.п.); Все причины речевых нарушений принято делить на две большие группы- органические и функциональные. К органическим относятся :различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, асфиксия (обвитие плода пуповиной), кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды. Все эти причины могут приводить к нарушению анатомического строения речевого аппарата в его периферическом или центральном отделах. К функциональным причинам принято относить такие, действие которых не приводит к изменению самого строения речевого аппарата, а лишь нарушает его нормальную работу. В роли таких причин могут выступать разного рода стрессовые ситуации, частые и длительные заболевания ребёнка в раннем возрасте. В последнее время так много говорится о «минимальной мозговой дисфункции» с характерными для неё микроорганическими поражениями мозгового вещества. По И.П. Павлову, о функциональных нарушениях мозговой клетки речь может идти лишь тогда, когда она повреждена неглубоко и ещё способна выйти из тормозного состояния, то есть когда её изменение носит обратимый характер. В случае обеспечения благоприятных условий эта клетка ещё может вернуться к нормальному функционированию. При органических же поражениях повреждёние клетки является необратимым. И особенно важно понимать следующее: длительно существующие функциональные нарушения могут принимать необратимый характер и тем самым как бы переходить в органические. Вот почему при любых нарушениях речи так важна возможность более ранняя коррекционная помощь ребёнку! И ещё одно обстоятельство заставляет ни в коем случае не медлить с оказанием ребёнку своевременной коррекционной помощи. Дело в том, что наличие органических нарушений в одном отделе речевого аппарата с неизбежностью влечёт за собой возникновение вторичных функциональных нарушений в других его отделах. Например, органические нарушения в строении артикуляторного аппарата непосредственно обусловливают лишь появление у ребёнка дефектов звукопроизношения. Однако постоянное восприятие им на слух неправильно им же самим произносимых звуков приводит к вторичному функциональному нарушению в работе речеслухового анализатора – ребёнок начинает воспринимать дефектное звучание звуков как норма (как бы «прислушивается к этому звучанию). А если при этом полностью заменяет один звук речи на другой (говорит, например, САРФ вместо ШАРФ), то с началом обучения его грамоте неизбежно появится ещё и «третичное» нарушение – однотипные буквенные замены на письме. В результате этого вместо одного речевого расстройства придётся преодолевать уже целых три. Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Запаздывает у них, по сравнению с девочками, и формирование межполушарного взаимодействия, способствующего лучшей компенсации разного рода нарушений. Дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания. Таким образом , вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учёта многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии. Однако в практике логопедической работы ответ на него искать необходимо, поскольку от правильности этого ответа во многом зависит эффективность преодоления речевых расстройств.
Использованная литература 1.Л.Парамонова Логопедия для всех. 2- е издание ПИТЕР 2004 г. 2.Хватцев М.Е. Логопедия. М.:Учпедгиз,1959. 3.О проблеме причинности в медицине. М.:Медицина,1965. 4.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи М: Просвещение,1969 5.Жукова Н.С,, Мастюкова Е.М., Филичевап Т.Б. Приодоление задержки речевого развития у дошкольников М 1973 6.Шашкина Т.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками М: Издательство центр «Академия» 2003.
|
|
| |
Logos |
Дата: Четверг, 06.05.2010, 14:24 | Сообщение # 14 |
Логопед
Группа: Модераторы
Сообщений: 784
Награды: 6
Репутация: 54
Статус: Offline |
Консультация на тему "Развитие интонационной выразительности у дошкольников" http://dump.ru/file/4568068
|
|
| |
Logos |
Дата: Пятница, 14.05.2010, 09:36 | Сообщение # 15 |
Логопед
Группа: Модераторы
Сообщений: 784
Награды: 6
Репутация: 54
Статус: Offline |
консультация КАК РАЗВИВАТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ РЕБЕНКА http://dump.ru/file/4583245
|
|
| |
| |