Для развития умственной деятельности дошкольников предлагаю несколько упражнений , которые доступны в домашних условиях.
Выделение части целого
«Выбери детали»
Ребёнку предлагается два набора одинакового строительного материала, взрослый предлагает готовую постройку из 5-6 деталей. Ребёнок должен выбрать детали ,из которых состоит данная постройка.
«Предмет рассыпался»
Предлагаем рассмотреть предмет ( из каких частей он состоит )
и представляем , что он сломался. Например,сломался стул- четыре ножки, сиденье, спинка.
Анализ и синтез свойств и признаков предметов
«Из чего мы сделаны?»
Можно, путешествуя по комнате, выбирать различные предметы и выделять качественный признак – материал, из которого они изготовлены.
Например: стол- деревянный, стул- деревянный, поднос- пластмассовый…
« Узнай по признакам»
Круглое, жёлтое, сладкое, спелое…
Сравнение
"Сравни два предмета"
Можно дать две игрушки или предметные картинки ,попросите объяснить чем они похожи, а чем отличаются.
"Сравнение сюжетных картинок"
Материал для этой игры можно найти в детских изданиях , газете «Панорама» или в детских журналах,где нужно найти 10 отличий ,
а можно использовать рисунки самих взрослых, .
Ребёнок сравнивает картинки, оречевляя свои действия.
Например, на первой картинке есть солнце, а на второй –нет, на первой картинке у клоуна брюки в полоску, а на второй- в кружочек.
Развитие обобщения и классификации
«Назови одним словом»
Можно при обобщении использовать иллюстрационный материал, а можно только речевую инструкцию (более сложный уровень).
Например, (выкладываем картинки) яблоко , груша, банан - ...это фрукты.
Цыплёнок, утёнок, индюшонок, гусёнок- это птенцы домашних птиц, Обобщение можно применять по некоторым лексическим темам:
Осень- фрукты, овощи, грибы, ягоды, деревья, перелетные птицы.
Зима- одежда, обувь, головные уборы, домашние животные, дикие животные,
зимующие птицы, мебель, животные жарких стран .
Весна: растения, перелетные птицы, профессии, насекомые, электробытовые приборы, транспорт.
«Разложи на группы»
В домашних условиях подойдут любые картинки, вырезки из журналов, старых книг .Но при подборе картинок вы должны учитывать или признак, по которому ребёнок будет раскладывать или принадлежность к родовидовой группе (посуда, мебель, одежда…).
Можно использовать несколько тарелочек символами- подсказаками.
1-я тарелочка с ёлочкой (дикие животные),
2-я -с домиком (домашние животные ),
3-я с картинкой пальмы (животные жарких стран),
Ребёнок раскладывает картинки, объясняя свой выбор.
Развитие операции исключения
«Четвёртый (третий) лишний»
Более простой вариант- с иллюстрациями, более сложный- с устной (речевой инструкцией).
- коза, лошадь, медведь, кот. Лишний кот ,п.ч. он относится к домашним животным , а все остальные к диким;
- тапки, босоножки, юбка, сапоги. Лишняя юбка , п.ч. она относится к одежде, а все остальные –к обуви;
- панама, кепка, рубашка, шляпа. Лишняя рубашка ,п.ч. она относится к одежде, а все остальные к головным уборам...
Такого рода задания можно выполнять ежедневно , не только дома, но и в транспорте , в гостях, привлекая детей своих друзей и родственников.
[c]Родители , и вы были маленькими и любознательными , учитесь играть вместе с детьми!!!