Пятница, 15.11.2024, 15:14
Логопси: логопедия, дефектология, психология

 Теоретический аспект - Форум

Поиск
Новые сообщения
  • Не в тему... (61)
  • Ссылки на свои блоги, сайты (28)
  • Знакомимся ближе... (228)
  • Дифференциация Л-В (49)
  • Игры для обследования неговорящих детей (15)
  • Полезные ссылки по массажу (7)
  • Обучение письму. Коррекция нарушений письма (18)
  • Игры для детей от 3 лет (8)
  • Популярные темы
  • В чем трудности у молодых специалистов возникают в работе? (772)
  • Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н. (558)
  • Работа над звуками Р - Рь (491)
  • Звуки раннего онтогенеза (236)
  • Знакомимся ближе... (228)
  • Работа над свистящими звуками (190)
  • ОНР 1 уровня (189)
  • Меню сайта
    Статистика
    Последние картинки
    Объявления!
    Требуется помощь!
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Logos, ЛОЖ  
    Теоретический аспект
    ЛОЖ Дата: Воскресенье, 09.01.2011, 12:47 | Сообщение # 1
    Генерал-майор
    Группа: Друзья
    Сообщений: 304
    Награды: 3
    Репутация: 18 
    Статус: Offline
    Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Наиболее распространенное нарушение среди расстройств произносительной речи, которое проявляется в избирательном нарушении в ее звуковом оформлении (искаженное произнесение звуков,замена одних звуков другими, смешение звуков, реже - пропуски) присохранных остальных операций высказывания.

    Формы дислалии (выделяются в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих ее возникновение):

    Функциональная дислалия.

    О ней мы можемговорить в тех случаях, когда не наблюдается нарушений строения периферического речевого аппарата (челюстей, языка, неба, зубов). Эта форма дислалии возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения. При этом нарушается воспроизведение одного или несколькихзвуков.

    Среди причин возникновения функциональной дислалии выделяют биологические и социальные:
    - общая физическая ослабленность ребенка вследствие различных соматических заболеваний (особенно в периодактивного формирования речи), - - задержка психического развития(минимальные мозговые дисфункции),
    - запоздалое развитие речи,
    - избирательное нарушение фонематического восприятия,
    - неблагополучное социальное окружение (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, недостатки воспитания).

    При функциональной дислалии несформированными оказываютсяспецифические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звука, что может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляторные образцы отдельных звуков (в этих случаях оказывается неусвоенным какой-то один из признаков данного звука). Фонемы неразличаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. В зависимости от того, какие признаки (акустические или артикуляторные)оказались несформированными, замены будут различные. В других случаях уребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, новозникают трудности с различением позиций, выбором звуков. Вследствиеэтого, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явлениеносит название смешения (или взаимозамены) звуков.

    В силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций, часто можно наблюдать ненормированное воспроизведение звуков.Звук произносится как несвойственный системе языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

    Перечисленные виды нарушений (замены, смешения, искажения звуков) в современных логопедических исследованиях подразделяются на дверазноуровневые категории.
    Замены и смешения звуков квалифицируются как:
    фонематические (фонологические) дефекты,
    искажения - как фонетические (антропофонические).

    На современном этапе развития логопедии квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин, изучающих речь,вместе с тем существенным является выделение таких признаков нарушения,которые важны для самого логопедического воздействия (т. е. учет того,каким является нарушение, фонетическим или фонематическим).

    В соответствии с предложенными критериями принято выделять 3 основные формы дислалии:

    Акустико-фонематическая дислалия. К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем (звуков) по их акустическим параметрам. К таким операциям относятся опознание, узнавание, сличение акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха. В этом случае ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука,по которому одна фонема противопоставлена другой (твердые - мягкие,глухие - звонкие и т. д.). Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонеме другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием признака звук узнается неправильно, что приводит к неправильному восприятию слов. В тех случаях, когда тот или иной акустический признак является дифференциальным для группы звуков (глухость - звонкость), дефектным оказывается восприятие всей группы. При такой дислалии у ребенка нетнарушений слуха. Все сводится к тому, что избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

    Артикуляторно-фонематическая дислалия.
    К этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Выделяют два основных варианта нарушений. В первом случае артикуляторная база оказывается не полностью сформированной. При выборе фонемы вместо нужного отсутствующего звука отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляторных признаков(замена одного звука другим). В роли заменителя выступают более простые по артикуляции звуки. При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова остается неустойчивым (может произноситься правильно и неправильно). Это приводит к смешениям звуков, неоправданному их употреблению. Замены исмешения при этой форме дислалии осуществляются на основеа ртикуляционной близости звуков, но как и в предыдущей группе этиявления наблюдаются преимущественно между звуками и классами звуков,различающимися по одному из признаков (шипящие - свистящие,переднеязычными и заднеязычными (т-к) и т. д.). При этой форме дислалии фонематическое восприятие у ребенка чаще всего сформировано полностью(различает все фонемы, узнает все слова, в том числе паронимы), ребенок осознает свой дефект и пытается преодолеть его и часто такая самокоррекция проходит успешно. Дефектное произношение при такой дислалии обусловлено не моторными нарушениями, а нарушениями операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Ребенок может справляться с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, нередко заменяет отсутствующие, простые по артикуляции звуки более сложными.

    Артикуляторно-фонетическая дислалия. К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. При этом звукипроизносятся ненормированно, искаженно. Чаще всего неправильный звук по акустическому эффекту близок к правильному. При другом типе искажения звук не опознается. В таких случаях принято говорить о пропуске звука(случай пропуска при этой форме - редкое явление). Аналог звука сугубоиндивидуальный по акустическому эффекту и выполняет в речевой системе ребенка ту же фонематическую функцию, что и нормированный звук.Нарушаются не все звуки: при различных индивидуальных особенностяхпроизнесения аккустический эффект при произнесении губных (взрывных исонорных) и переднеязычных взрывных и сонорных согласных оказывается впределах нормы. Практически не встречается искажений губно-зубных (ф -ф', в - в').

    Основную группу звуков, в которой наблюдается искаженное произношение составляют переднеязычные не взрывные согласные. Реже наблюдается дефектное произнесение заднеязычных взрывных согласных и среднеязычного. Переднеязычные невзрывные согласные представляют собойсложные по артикуляции звуки, овладение их правильным укладом требуетточных дифференцированных движений. Эти звуки появляются позже других,так как ребенок должен овладеть новыми комплексами движений,предназначенных для их произнесения. В ряде случаев промежуточный звук- заменитель закрепляется. В дальнейшем такой звук плохо поддаетсясамокоррекции, дефект имеет тенденцию к закреплению.Для обозначения искаженного произношения звуков используются следующие термины:
    ротацизм - дефект произношения р и р'
    ламбдацизм - л и л'
    сигматизм - свистящих и шипящих звуков
    йотацизм - йот (j)
    каппацизм - к и к'
    гаммацизм - г и г'
    хитизм - х и х'

    В тех случаях, когда отмечается замена звуков, то к названию дефекта прибавляется приставка пара- (параротацизм,парасигматизм и т. д.).Для характеристики ряда согласных эта система недостаточна: нет названия для дефектов фрикативных шипящих Ж и Ш, для дефектов аффрикат,в связи с этим, такие дефекты были также объединены в группусигматизмов. Для искаженного нарушения произношения характерно то, что в большинствесвоем однородный дефект наблюдается в группах звуков, близких поартикуляционным признакам (пара глухих - звонких или твердых - мягкихискажение оказывается одинаковым). Исключение составляют звуки Р - Р' ,Л - Л' - твердые и мягкие нарушаются по-разному.В зависимости от того, какое количество звуков произносится дефектно,дислалии подразделяют на простые и сложные. К простым (мономорфным)относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук илигруппа однородных по артикуляции звуков, к сложным (полиморфным)относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разныхгрупп. Наряду с так называемыми "чистыми" формами встречаютсякомбинированные формы дислалий. Такие комбинации нарушений представляютсобой особую группу, не сводимую к дислалиям как избирательномурасстройству звукового оформления речи; они сочетаются с недоразвитиемдругих сторон речи и наблюдаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и психического развития.

     
    ЛОЖ Дата: Воскресенье, 09.01.2011, 12:48 | Сообщение # 2
    Генерал-майор
    Группа: Друзья
    Сообщений: 304
    Награды: 3
    Репутация: 18 
    Статус: Offline

    Механическая (органическая) дислалия:
    нарушение звукопроизношения,обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи(органов артикуляции).
    Наиболее часто встречаются дефекты произношения,обусловленные:
    - аномалиями зубо-челюстной системы: диастемы между передними зубами
    - отсутствием резцов или их аномалиями
    - непоправимым положением верхних или нижних резцов или соотношения между верхней и нижней челюстью (дефекты прикуса).

    Такие аномалии могут возникать из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого неба (высокий свод).Среди нарушений произношения в таких случаях наиболее часто встречаютсядефекты свистящих и шипящих звуков (избыточный шум), губно-зубных,переднеязычных, взрывных, реже Р и Р'. Довольно часто нарушается произношение гласных звуков, которые становятся малоразборчивыми из-за избыточной зашумленности согласных и недостаточной акустической противопоставленности гласных. Следует отметить, что зубные аномалии невсегда приводят к дефектам произношения. Вторую значительную по распространенности группу составляют звукопроизносительные нарушения,обусловленные патологическими изменениями языка: слишком большой язык(макроглоссия), слишком маленький (микроглоссия), укороченнаяподъязычная связка. В таких случаях страдает произношение шипящих ивибрантов, наблюдается боковой сигматизм. В ряде случаев страдаетвнятность произношения в целом. Произношение страдает так же не во всехслучаях язычных аномалий.Значительно реже встречаются нарушения звукопроизношения, обусловленные губными аномалиями, так как врожденные дефекты (деформации)преодолеваются хирургическим путем в раннем возрасте. Таким образом, восновном можно встретить последствия деформаций травматического происхождения, при которых нарушается произношение губных звуков вследствие неполного смыкания губ, а также губно-зубных звуков. Иногда наблюдаются дефекты произношения лабиализованных гласных (О, У).Механическая дислалия может комбинироваться с функциональнойфонематической. Во всех случаях механических дислалий необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.[/size]
    Использован материал сайта Детская патопсихология

     
    ЛОЖ Дата: Воскресенье, 09.01.2011, 13:23 | Сообщение # 3
    Генерал-майор
    Группа: Друзья
    Сообщений: 304
    Награды: 3
    Репутация: 18 
    Статус: Offline
    Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

    Чтобы правильно воспроизводить звуки речи ребенок должен сначала научиться:
    Узнавать звук на слух (по акустическим признакам);
    Отличать нормированное произношение от ненормированного;
    Осуществлять контроль за собственным произношением и оценивать качество воспроизводимых им звуков;
    Выбирать подходящую артикуляционную позицию;
    Безошибочно использовать звук во всех видах речи.

    Логопедическая работа осуществляется поэтапно, этом на каждом из этапов решается определенная задача, подчиненная общей цели.

    1. подготовительный этап включает в себя систему упражнений, направленных на формирование умения узнавать и различать звуки речи, а так же на развитие артикуляционного аппарата.

    2. этап постановки звуков;

    3. этап автоматизации поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь;
    Предусматривает систему речевых упражнений, направленных на выработку умения употреблять в самостоятельных высказываниях поставленные звуки.

    4. этап дифференциации звуков (наступает после того, когда хорошо отработано произношение всех звуков, сходных по звукопроизношению или артикуляции).

    Известно, что до 4-5 лет недостатки звукопроизношения могут носить физиологический характер, поэтому логопедические занятия по преодолению дислалии рекомендуется начинать с 5 лет.

    Логопедические занятия должны проводиться регулярно, не менее 2 раз в неделю. Пропуск даже одного занятия в неделю снижает эффективность работы на 40%, а следовательно увеличивает сроки коррекционного процесса.

    Домашние задания – необходимое условие для достижения 100% результата в короткие сроки. Их следует проводить ежедневно в виде кратковременных упражнений (от 5 до 15 мин.) 2-3 раза в течение дня.

    Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов:
    1) Степени сложности дефекта;
    2) Индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
    3) Регулярности занятий;
    4) Помощи со стороны родителей (выполнение домашнего задания);

    В случае простой дислалии (нарушен 1 звук или несколько звуков, однородных по артикуляции) занятия продолжаются от 1 до 3 месяцев, при сложной – от 3 до 9 месяцев.

    Интересно: В ряде исследований показано, что от момента появления того или иного звука, т.е. его первого правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный период времени. Он длится 30-45 и более дней (по А.Н. Гвоздеву) и имеет свои особенности. Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, который был его заменителем, при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый. В дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще своего «заменителя», а через некоторое время он вытесняет его вовсе по всем позициям и употребляется даже в тех случаях, когда последний выступает в собственной функции, т.е. он его полностью вытесняет из речи, и только после этого начинается процесс разграничения (дифференциации) нового звука и того, который выступает в качестве его «заменителя».

    Использован материал LOGOPED-CENTER.COM

     
    ЛОЖ Дата: Воскресенье, 09.01.2011, 13:33 | Сообщение # 4
    Генерал-майор
    Группа: Друзья
    Сообщений: 304
    Награды: 3
    Репутация: 18 
    Статус: Offline
    Структура занятия

    1.Оргмомент. Релаксационные упражнения. Пластические этюды. Формирование пространственных представлений. Развитие слухового восприятия.

    2.Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.

    3.Массаж или самомассаж.

    4.Мимические упражнения.

    5.Артикуляционная гимнастика.

    Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.

    6.Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Координация речи с движением. Преодоление нарушений слоговой структуры.

    7.Постановка звука.

    Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти.

    8.Автоматизация звука в слогах.

    9.Автоматизация звука в словах.

    10.Автоматизация звука в словосочетаниях.

    11.Автоматизация звука в предложениях.

    12.Автоматизация звука в чистоговорках

    13.Автоматизация звука в загадках и стихах.

    14.Автоматизация звука в самостоятельной речи.

    15.Обучение рассказыванию. Развитие воображения.

    16.Развитие познавательных процессов (мышления и воображения).

    17.Подготовка к обучению грамоте. Работа с буквой.

    Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов. – Санкт-Петербург: Каро, 2006

     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск: