Воскресенье, 24.09.2017, 18:56
Логопси: логопедия, дефектология, психология

 Выход из моторной алалии - Форум

Поиск
Новые сообщения
  • Работа над звуками Р - Рь (471)
  • ОНР 1 уровня (183)
  • Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н. (498)
  • Помогите творческими идеями (6)
  • Иностранный язык при дислексии и дисграфии (1)
  • Вопросы и ответы (151)
  • Общие вопросы по работе над звукопроизношением (81)
  • Речевые карты для детей 4-7 лет (22)
  • Популярные темы
  • В чем трудности у молодых специалистов возникают в работе? (728)
  • Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н. (498)
  • Работа над звуками Р - Рь (471)
  • Звуки раннего онтогенеза (233)
  • Знакомимся ближе... (204)
  • Работа над свистящими звуками (185)
  • ОНР 1 уровня (183)
  • Меню сайта
    Статистика
    Были сегодня
    Тая, EKATEPNHA, natalia2425, Dimc9486, Yolichek6559, bespamyatnova2016, kristinayakusheva1988, maria337, azor_75
    Последние картинки
    Объявления!
    Требуется помощь!
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    Страница 1 из 512345»
    Модератор форума: Logos 
    Форум » РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ » АЛАЛИЯ » Выход из моторной алалии (Работа на уровне фразы)
    Выход из моторной алалии
    Тая Дата: Вторник, 16.11.2010, 16:16 | Сообщение # 1
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4364
    Награды: 23
    Репутация: 110 
    Статус: Offline
    Сюда размещаем любые материалы по начальному этапу работы над предложением.
    smile
     
    EKATEPNHA Дата: Вторник, 16.11.2010, 16:17 | Сообщение # 2
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1975
    Награды: 29
    Репутация: 117 
    Статус: Offline
    Девочки, я опять за помощью. Адресуйте, пожалуйста, к какой-нибудь хорошей книжке или может быть из опыта кто подскажет. У меня есть девочка с выходом из моторной алалии. Уже говорит. С отдельными словами проблемы решаются довольно успешно. Даже трехсложные слова с открытыми слогами говорит без ошибок. С грамматикой более-менее уже подружились. А вот предложения ... Простое предложение из 3 слов или 4 (считая предлог) повторить и то затрудняется.
    Я: Листья на деревьях опадают.
    Реб. : листья падают.
    Я: Листья на деревьях опадают.
    Реб.: листья деревьях...
    И т.п.
    Есть ли какие-то приемы для решения этой проблемы?
    Я стараюсь подбирать предложения одинаковые по структуре. Например: подлежащее, сказуемое, дополнение, вроде: птицы улетели на юг; звери готовятся к зиме и т.д. Составляю рассказ по картине из 3-4 таких предложений. Пока рассматриваем картину и надо отвечать односложно все хорошо. Но как только прошу повторить за мной предложение - никак не получается.
     
    Тая Дата: Вторник, 16.11.2010, 16:17 | Сообщение # 3
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4364
    Награды: 23
    Репутация: 110 
    Статус: Offline
    Наверное, предложения для неё ещё сложновыты... sad Отработайте сначала предложения из 3 слов - без предлогов. Кроме того, перед включением предлогов в предложение надо отработать их в словосочетаниии...Работа с алаликами не из лёгких... sad
     
    EKATEPNHA Дата: Вторник, 16.11.2010, 16:17 | Сообщение # 4
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1975
    Награды: 29
    Репутация: 117 
    Статус: Offline
    Да с предлогами мы пока не дружим. Но и предложения без предлогов (Вроде: Котенок пьет молоко. Девочка играет куклой) тоже не повторить. Из трех слов обычно говорит два, причем в любом сочетании.

    Сообщение отредактировал EKATEPNHA - Понедельник, 15.11.2010, 20:09
     
    Тая Дата: Вторник, 16.11.2010, 16:17 | Сообщение # 5
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4364
    Награды: 23
    Репутация: 110 
    Статус: Offline
    EKATEPNHA, тогда на предложения с предложными конструкциями вообще рано переходить.
    А ряд из трёх слов девочка повторить может? Какой возраст девочки?
    А над предлогами надо начинать работать, но постепенно: Взять только один, самый для неё понятный, например, НА - и отработать его во всём множестве сочетаний. Только потом добавить другой. Сначала отрабатывать их в словосочетаниях. В предложения добавлять только после того, как отработаете трёхсловное предложение без предлога. Здесь перепрыгнуть через этап или объединить два этапа в один. видимо, не получится.
    Попробуем открыть соответствующие темы, кто-нибуь подключится. smile
     
    Тая Дата: Вторник, 16.11.2010, 19:08 | Сообщение # 6
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4364
    Награды: 23
    Репутация: 110 
    Статус: Offline
    Формирование предложений из нескольких слов
    Из книги Жуковой Мастюковой Филичевой "Преодоление ЗРР"

    Методические указания. Непременным условием при обучении детей составлению предложений из 3—5 слов является ясность и конкретность значения каждого члена предложения. Логопед корригирует вопросами (там, где это можно) порядок слов в предложении, следит за тем, чтобы ребенок при составлении предложений не опускал глагола и употреблял его в нужной форма, согласуя в числе и лице с существительным.
    Сначала лучше ставить одни и те же вопросы, чтобы однородность значения падежа облегчила ребенку его усвоение. Например, для усвоения переходности действия, выраженного винительным падежом, логопед задает ребенку однотипные вопросы, требующие ответа с употреблением существительного в винительном падеже единственного числа: «Что кушает мальчик? А что пьет девочка?»
    Аналогично ставятся вопросы к дополнению, выраженному дательным падежом, обозначающему лицо, для которого совершается действие, и творительным падежом, обозначающему орудие действия, и т. д.
    После того как ребенком усвоены предлагаемые конструкции, логопед ставит различные вопросы, например: «Кто это?» — «Мальчик». — «А что он делает?» — «Пьет». — «А что он пьет?» — «Мо¬локо», — «А из чего он пьет?» — «Из кружки». И т. д.
    Если на первых этапах выполнения заданий однословные ответы детей вполне допустимы, то в последующем от ребенка требуется обязательное проговаривание всего предложения (синтаксического стереотипа) с правильным его грамматическим оформлением, при этом надо помнить, что детям с общим недоразвитием речи труднее грамматически правильно оформить второе зависимое от глагола слово, чем первое, например: «Девочка гонит козу прут(ом)».
    Чем больше ребенок составит предложений по демонстрируемым, действиям, сюжетным картинкам, развернуто ответит на вопросы, тем быстрее он усвоит грамматическую структуру простых предложений и тем самым скорее продвинется в своем речевом развитии. А поэтому вне занятий советуем использовать любую предметную ситуацию, любой сюжет картины, о которых можно спросить: «Кто (что) это? Ч т о о н (она) делает? Ч ем? Кому? Где? К у д а» и т. д.
    Все неправильные ответы детей ненавязчиво исправляются логопедом.
    На занятия выносится только тот лексический материал, который доступен детям в слоговом и грамматическом оформлении. Для этого весь предлагаемый материал подобран таким образом, чтобы ребенок преимущественно пользовался «наиболее легкими» для него типами словоизменения и словообразования, которые доступны детям с низким уровнем развития речи.

    Задание 1. Научить детей отвечать на вопросы: «Кто это? Что он (она) делает? Что?», после чего составить предложения по моделям:
    а) «им. пад. + согласованный глагол + прямое дополнение» (форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.).
    Примерный лексический материал
    Субъект действия: пьет: чай, молоко, кофе есть (кушает): суп, мясо, хлеб,
    арбуз, яблоко лепит: шарик, гриб(ок),
    дом(ик), цветок несет: мяч, гриб, кубики,
    мешок, самолет моет: полы, окно, руки, лицо,
    уши, нос ловит: мяч читает: письмо варит: суп, компот, мясо шьет: платье, фартук, пальто вешает: белье, пальто

    Субъект действия: сажает: цветы, лук, маки убирает: книги, игрушки собирает: грибы, цветы, ягоды стирает: белье, носки, чулки,
    платок, трусы подметает: двор, пол закрывает: шкаф, дверь, окно пишет: письмо
    рисует: дом, гараж, цветок берет: мяч, кубики, самолет, шары
    чистит: зубы, пальто, ботинки, тапки
    поливает: цветы, двор
    б)«им. пад. + согласованный глагол + прямое дополнение» (форма вин. пад. не совпадает с формой им. пад.).
    Примерный лексический материал
    Субъект действия: ест: кашу, котлету, лапшу пьет: воду
    несет: лейку, банку, куклу лепит: утку, кошку, машину рисует: собаку, машину, козу ловит: бабочку варит: кашу, лапшу шьет: кофту, рубашку моет: раму подметает: комнату, улицу
    Субъект действия: чистит: шубу, шапку читает: книгу, газету вешает: рубашку, кофту стирает: рубашку, майку поливает: малину, вишню, улицу, дорожку
    сажает: вишню, капусту убирает: комнату ■ собирает: землянику закрывает: сумку

     
    EKATEPNHA Дата: Вторник, 16.11.2010, 22:46 | Сообщение # 7
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1975
    Награды: 29
    Репутация: 117 
    Статус: Offline
    Тая, спасибо, спасибо! Буду подбирать соответствующие картинки.
    Quote (Тая)
    Какой возраст девочки?

    5 лет.
    Quote (Тая)
    А ряд из трёх слов девочка повторить может?

    Она даже ряд из трех звуков (например А-И-А) повторить не может, при этом трехсложные слова вроде молоко, корова, дерево говорит правильно (не считая дефектов звукопроизношения, конечно), но слоги не упускает, не переставляет, все гласные произносит правильно. И в спонтанной речи вдруг иногда пробиваются нормальные предложения. Вот вчера вдруг выдала: "Мама платочек стирала и гладила" - вот точно так с однородными сказуемыми и союзом и, ничего не упустив.
     
    Тая Дата: Среда, 17.11.2010, 03:59 | Сообщение # 8
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4364
    Награды: 23
    Репутация: 110 
    Статус: Offline
    Тогда всё образуется! smile С моторными алаликами всё надо хорошо отрабатывать: сначала хорошо отработать саму грамматическую форму, а уж потом включать её в предложения. Ещё есть материал у Ефименковой - не могу пока найти... sad По последовательности работы над грамматикой есть книжка у Лалаевой - тоже пока не попадалась... sad Будем искать! Мне самой скоро пригодится! У меня ребёночек пока на стадии слов, но продвигается потихоньку...Так что подборкой картинок поделитесь, пожалуйста! wink
     
    EKATEPNHA Дата: Четверг, 18.11.2010, 11:36 | Сообщение # 9
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1975
    Награды: 29
    Репутация: 117 
    Статус: Offline
    вот получились картинки на предложения подл. + сказуемое + прямое дополнение (вин. падеж совпадает и им.)
    Девочка пьет сок.
    Девочка есть яблоко.
    Девочка нюхает цветок.
    Мальчик лепит кулич.
    Девочка несет мяч.
    Мальчик ест суп.
    Девочка уколола палец.
    Дети кормят птиц.
    Кот катает клубок.
    Мальчик несет шарик.


    Прикрепления: 5079127.jpg(142Kb) · 8842057.jpg(127Kb) · 3418029.jpg(157Kb) · 3991550.jpg(205Kb) · 5716133.jpg(188Kb)
     
    Тая Дата: Четверг, 18.11.2010, 14:41 | Сообщение # 10
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4364
    Награды: 23
    Репутация: 110 
    Статус: Offline
    EKATEPNHA, чудесные картинки! Спасибо! happy А то у меня столько времени уходит на поиск картинок... А результат не всегда радует. sad
    Сейчас сяду делать презентацию для своей ученицы. wink
     
    EKATEPNHA Дата: Четверг, 18.11.2010, 22:40 | Сообщение # 11
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1975
    Награды: 29
    Репутация: 117 
    Статус: Offline
    Моя ученица сегодня без проблем выдала все предложения по этим картинкам, ни разу не ошибившись. Видимо, в предложениях про осень, просто лексика для нее трудновата. Пока мы рассматриваем картину и можно отвечать одним словом, она справляется, а когда надо все эти трудные слова (типа птицы, юг, улетать) соединить в предложение, то уже никак. Другой причины я не могу найти, почему "девочка держит мяч" говорится без проблем, а "заяц меняет шубку", ну никак не повторить. Или наглядность  уж очень "наглядная"?
     
    Тая Дата: Пятница, 19.11.2010, 04:15 | Сообщение # 12
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4364
    Награды: 23
    Репутация: 110 
    Статус: Offline
    И лексика могла быть трудновата: она там более отвлечённая. А грамматика совсем трудная...
    Теперь надо попробовать следующий шажок: smile
    «им. пад. + согласованный глагол + прямое дополнение» (форма вин. пад. не совпадает с формой им. пад.).
    Примерный лексический материал
    Субъект действия: ест: кашу, котлету, лапшу пьет: воду
    несет: лейку, банку, куклу лепит: утку, кошку, машину рисует: собаку, машину, козу ловит: бабочку варит: кашу, лапшу шьет: кофту, рубашку моет: раму подметает: комнату, улицу
    Субъект действия: чистит: шубу, шапку читает: книгу, газету вешает: рубашку, кофту стирает: рубашку, майку поливает: малину, вишню, улицу, дорожку
    сажает: вишню, капусту убирает: комнату ■ собирает: землянику закрывает: сумку

    Презентацию загрузила. Ссылка в сообщении выше... smile
    Будем работать дальше?

     
    EKATEPNHA Дата: Пятница, 19.11.2010, 20:07 | Сообщение # 13
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1975
    Награды: 29
    Репутация: 117 
    Статус: Offline
    Quote (Тая)
    Будем работать дальше?

    Будем.

    Попробовала в рамках грамматического задания чуть разнообразить лексику.
    Корова жует траву.
    Белка грызет шишку.
    Заяц держит морковку.
    Мышка нашла колосок. (но это подходит под прошлую подборку: винительный падеж совпадает с именительным)
    Девочка качает мишку.
    Прикрепления: 7982097.jpg(172Kb) · 6028930.jpg(96Kb) · 6264559.jpg(133Kb) · 6668804.jpg(136Kb) · 2353072.jpg(153Kb)


    Сообщение отредактировал EKATEPNHA - Пятница, 19.11.2010, 20:13
     
    EKATEPNHA Дата: Пятница, 19.11.2010, 20:16 | Сообщение # 14
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1975
    Награды: 29
    Репутация: 117 
    Статус: Offline
    Продолжаю выкладывать картинки на грамматическую конструкцию подл. + ск. + прямое дополнение. К сожалению разнообразие подлежащих закончилось, дальше опять мальчики-девочки с небольшим вкраплением мишек.

    Девочка надела юбку.
    Мальчик кормит щенка.
    Мальчик читает книгу.
    Мальчик наряжает ёлку.
    Мишка разбил чашку.
    Прикрепления: 7975444.jpg(157Kb) · 3020195.jpg(175Kb) · 6916195.jpg(249Kb) · 6511550.jpg(161Kb) · 3848204.jpg(172Kb)
     
    EKATEPNHA Дата: Пятница, 19.11.2010, 20:23 | Сообщение # 15
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1975
    Награды: 29
    Репутация: 117 
    Статус: Offline
    окончание

    Девочка строит башню.
    Мишка ест кашу.
    Прикрепления: 2600616.jpg(125Kb) · 8845468.jpg(187Kb)
     
    Форум » РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ » АЛАЛИЯ » Выход из моторной алалии (Работа на уровне фразы)
    Страница 1 из 512345»
    Поиск: