Педагогическая система Монтессори
О педагогической системе Монтессори слышали многие. Что это такое, и как она применяется в детском саду, мы расскажем в этой статье.
Итальянский врач и педагог Мария Монтессори ( 1870-1952 ) впервые начала применять свою систему
с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей
удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с
проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня,
что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих
беспроблемных ровесников.
Эта система
– одна из наиболее популярных во многих странах мира. По ней работают
многие детские сады, развивающие центры и даже школы, в том числе и в
России. Чем же этот метод так привлекает педагогов и родителей?
Принцип системы Монтессори
Вот самый главный принцип системы Марии Монтессори:
каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному
плану в специально подготовленной среде. Полный способ пособий,
которыми оснащаются группы, занимает не один десяток листов. Задача
воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы
творческий потенциал получил максимальное развитие.
В большинстве материалов и заданий заложен принцип самокоррекции:
ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны
взрослого. «Помоги мне сделать самому» - вот принцип занятий системы Монтессори. При этом обучающее пространство состоит из пяти основных зон, о которых мы поговорим подробнее.
Личное пространство
В подготовительной среде ребенок знакомится с такими важными
«взрослыми» понятиями, как. Например, категория пространства. И это
происходит не только за счет осознания, что у каждого материала в группе
есть свое место. Просто, когда малыш раскатывает коврик для работы, он
обретает свое личное пространство, которое не может быть нарушено без
разрешения его обладателя.
Ведь в группах Монтессори дети не сидят на партами,
взирая на гордо декламирующего воспитателя. Здесь каждый занят своей
работой, устроившись на коврике или за небольшим столиком.
Если в материале, каждый их которых в среде есть только в одном
экземпляре, нуждаются сразу два ребенка, то, естественно, возникает
необходимость договориться об очередности использования или о совместной
работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в
социуме, умения договариваться и слушать друг друга.
Целям обретения навыков социального общения служит и принцип
разновозрастного комплектования групп, где старшие помогаю младшим, что в
свою очередь воспитывает заботливое отношение к близким и приближает
климат в группе к семейному. Для малыша Монтессори-материалы – это ключ к
миру, благодаря которому он упорядочит свои хаотичные представления о
мире. В специальной подготовительной среде он упражняет все физические и
духовные функции и всесторонне развивается.
Отличия системы Монтессори
Как видите, система Монтессори
существенно отличается от традиционной педагогики. Во-первых, это
касается отношения к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, с
собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего
мира.
Второе – роль учителя. Главное место в системе Монтессори
- пространстве принадлежит ребенку, а учитель лишь помощник, в чьи
задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать
за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он
волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог
успешной и счастливой жизни.
Жизненная практика
В первую очередь это упражнения из области жизненной практики,
которые помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильно
застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи,
сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делать
дома.
А в группах Монтессори дети слышат: «Ты уже взрослый
и сможешь справиться с этой задачей сам». Учитель лишь показывает, как
правильно обращаться с материалом. Упражнения включают также материалы,
которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой
предметов – все то, что развивает движения рук и готовит к освоению
письма, чтения и математических абстракциях.
Все предметы должны быть настоящими, ведь в группах Монтессори
дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол кувшин и
вода разливается по полу, ему очевиден результат: работает еще один
принцип педагогики – автоматический контроль ошибок.
Сенсорное развитие по системе Монтессори
В области сенсорного развития ваш малыш может получить все те
ощущения, которых ему по тем или иным причинам так недостает в реальной
современной жизни: с помощью материалов, находящихся в этой зоне, он
прекрасно развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также
имеет прекрасную возможность потренироваться в различении температуры,
ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную
память.
Работа со специальными материалами в сенсорной зоне является важным
подготовительным этапом перед вступлением малыша в область
математического развития – поработав с сенсорным материалом, научившись
мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические
термины уже хорошо знакомые ему понятия.
Математическое развитие по системе Монтессори
Обучение
математике также проходит максимально естественно: малыш
просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной
математикой. Зона математического развития содержит все необходимые
материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно
научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил
порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности
ребенка к поступлению в школу.
Область языкового развития
Ребенку как носителю языка, естественно, необходима и область
языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный
рост. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас,
познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на
манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного
алфавита. Кстати, такие шершавые буквы и алфавит вы вполне сможете
сделать и в домашних условиях.
Космическое воспитание по системе Монтессори
Также очевидно, что полноценное личностное развитие не может
состояться без того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина
мира – и эту задачу решает область космического воспитания. В доступной
форме малыш знакомится с самыми сложными теориями о строении человека,
географии, истории, растениях и животных. Перед ребенком разворачивается
общая картина мира, и он учится сознавать его целостность и
воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства. Источник
|