(источник не знаю)
Работа с предложно-падежными конструкциями пространственного значения на логопедических занятиях. Дети, имеющие речевую патологию часто испытывают трудности при использовании предложно-падежных конструкций. Работа с предложениями, в состав которых входят предлоги с пространственным значением, начинается задолго до логопедических занятий, посвященных именно данным темам длительное, последовательное обучение умению понимать значение предлогов и употреблять их в речи. Дети усваивают, с каким падежом существительных или прилагательных употребляются эти предлоги на занятиях по теме «Слова, обозначающие предмет», «Слова, обозначающие признак предмета».
Предлоги с пространственным значением расположения (места) используются в упражнениях на любых занятиях (за, на, перед, над, под и т.п.). При этом сначала отрабатывается умение понимать их значение на реальных объектах, в том числе и на схеме собственного тела. Затем логопед закрепляет умение понимать значение данных предлогов и употреблять словосочетания с ними при анализе расположения конкретных предметов и их макетов, И лишь после этого используются схематическое изображение объектов и смысловые основы для употребления того или иного предлога.
Аналогичная последовательность сохраняется и при работе с предлогами, обозначающими направление движения в пространстве (к, от, по, в, из и т.д.).
Необходимо отметить, что в изучении конструкций с данными предлогами важным является четкая дифференциация их значений. Это достигается следующим образом. Сначала логопед использует в речи один из дифференцируемых предлогов, тем самым вырабатывая опорное положение или направление пространства. Затем в работу включается предлог с противоположным значением. Помимо прочего, на данных занятиях используются упражнения по дифференциации предлогов и приставок (от и от-; за и за-; и т.д.).
Последовательность включения в работу предлогов такова: от, от- к, из, из- в, за, за- в, на, под, под- над, около, вокруг, из-за, из-под, через, между.
Упражнения, направленные на развитие умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции.
Упражнение 1
Цель: закрепление значения предлога от.
Содержание. Логопед совершает действия, сопровождая их пояснением. Затем просит ответить на вопрос: «Что я сделала?».
Например, встает у окна и говорит: «Я стою около окна». Затем отходит от окна и спрашивает: «Что я сделала?» Учащиеся отвечают на вопросы и т.п.
Затем логопед совершает какое-либо действие, а учащиеся комментируют его самостоятельно.
Возможен вариант, когда логопед просит учащихся встать около определенного предмета и ответить на вопрос: «Что ты сделал?» Затем просит отойти от данного предмета и пояснить действие.
Упражнение 2
Цель: закрепление значения предлога от.
Содержание. Логопед раздает детям описания предметов, находящихся в кабинете (окно, стол, шкаф, доска и т.п.). Учащиеся должны определить, о каком предмете идет речь в описании и встать около него. Затем логопед дает инструкции:
— Отойди от шкафа.
— Отойди от окна.
Тот, кто стоит около названного предмета, должен выполнить действие и прокомментировать его.
Упражнение 3
Цель: закрепление значения предлога за.
Содержание. Логопед загадывает загадки о предметах, находящихся в классе. Ученик, отгадавший загадку, берет в руки большого плюшевого мишку и прячет его за этот предмет. Затем поясняет свои действия: «Я спрятал мишку за шкаф».
Возможен вариант, когда логопед просит ученика: «Спрячь мишку за стол». Ученик выполняет действие, затем подходит к товарищу и сам дает ему подобную инструкцию и т.д.
Упражнение 4
Цель: уточнение значения предлога на.
Содержание. Логопед начинает цепочку действий с подносом, кладет на поднос лист бумаги и говорит: «Я положила лист на поднос». Затем подходит к первому ученику, который должен любой предмет положить на лист и пояснить действия: «Я положил тетрадь на лист». И т.д.
После этого логопед задает вопросы:
— Что лежит под книгой?
- Что лежит под линейкой?
— Что лежит на листе?
Упражнение 5
Цель: уточнение значения предлога на.
Содержание. Логопед на доске пишет слова: стол, дождь, небо, трава и т.д. Затем учащимся дают предметные картинки — кружку, вазу и т.п. Необходимо выбрать на доске названия предметов, на которых может стоять изображенный на картинке предмет. Составленные предложения записать в тетрадь.
Упражнение 6
Цель: уточнение значения предлогов в, из.
Содержание. Логопед ставит на стол коробку (мешок, сумку), берет любой из разложенных на столе мелких предметов и кладет его туда, поясняя действие: «Я кладу в коробку ластик». Учащиеся делают аналогичные действия с другими предметами. Затем записывают в тетрадь описание действия, после чего коробка закрывается крышкой.
Учащимся предлагается приоткрыть ее, взять любой предмет, опознать его и вынуть, после чего пояснить свои действия: «Я достал из коробки мяч».
Упражнение 7
Цель: уточнение значения предлогов в, около.
Содержание. Логопед вывешивает на доске пару картинок. На одной изображен дом, на другой около дома стоит мальчик. Логопед просит показать рисунок, прокомментировать так: «Саша вошел в дом». Затем учащийся должен выбрать из схем предлогов правильную. После этого логопед читает предложения, а учащиеся поднимают соответствующую карточку со схемой предлога:
— Лена гуляет в саду.
— Саша ждет маму около магазина.
Упражнение 8
Цель: уточнение значения предлога к.
Содержание. Логопед размещает на доске лист с изображениями зданий (дом, сарай, шалаш, гараж, замок, башня). В центре изображен мальчик. Логопед говорит, что мальчик может подойти к тому зданию, в названии которого два слога. Учащиеся должны найти эти изображения и составить предложения. Например: «Павел может подойти к сараю». Затем логопед просит ответить на вопрос: «Какой сарай?» и вставить соответствующее определение в составленное предложение: «Павел может подойти к деревянному сараю».
Упражнение 9
Цель: закрепление значения предлога под.
Содержание. Логопед размещает на доске изображения предметов (мост, стол, дерево, фонарь и т.п.). Затем просит учащихся рассмотреть предметы и ответить на вопросы:
— Под чем может пройти лошадь? («Лошадь может пройти под мостом».)
Упражнение 10
Цель: уточнение значения предлога за.
Содержание. Логопед раздает учащимся карточки с изображением дома и еще какого-либо предмета (машины, дерева и т.д.). Детям необходимо ответить на вопросы:
— Что ближе? (Дом.)
— Ч то находится за домом?