ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ГЛОБАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ 1. Для обучения потребуется чистый альбом для рисования формата А4, таблички из плотного картона 10Х3 см со словами, четко написанными печатными буквами (черным фломастером) либо распечатаны на компьютере, а также, яркие и четкие картинки и фотографии, размером 10Х15 .
2. На каждой странице альбома располагается не больше четырех картинок.
3. Под каждой картинкой располагается подпись черным фломастером (печатными буквами с таким же начертанием, как на отдельных табличках).
Обучение глобальному чтению проходит по следующей схеме:
1. Рассматриваем вместе с ребёнком картинку и называем её (Это утка).
2. Прочитываем с ребёнком слово, подписанное под картинкой, обязательно проводя по нему пальцем ребенка. Инструкция для ребенка: «Читай! Утка»
3. Ищем табличку с таким же словом и подкладываем эту её под картинку на подпись (на написанное печатными буквами слово). Инструкция: «Ищи, где написано, утка. Молодец! Положи под картинку»
4. Ещё раз внятно и медленно прочитываем слово, желательно, чтобы ребёнок назвал это слово сам.
1 СТРАНИЦА
На первой странице должны быть приклеены фотографии членов семьи с подписями: мама (тётя), папа (дядя), имя ребёнка под его фотографией, если есть братья и сестры, то их фото с именами.
Дополнительно нужно сделать таблички такого же размера, что подписи в альбоме, где будут написаны эти же слова без фотографий. Ребёнок рассматривает картинку (фотографию), а взрослый называет её. Затем взрослый берет указательный палец ребёнка и проводит им по слову, написанному под фотографией, прочитывая его. Потом взрослый предлагает ребенку карточку с таким же написанным словом, и эта табличка накладывается на слово под картинкой. Инструкция для ребенка: «Где мама (тётя)? Положи сюда! Молодец!» Таким образом, накладываются все слова под все картинки. Через несколько занятий, которые должны проходить ежедневно, ребёнок должен вместе со взрослым прочитать слово на карточке, а потом самостоятельно положить слово (табличку) под нужную картинку. В итоге, ребенок должен самостоятельно прочитывать слово на табличке, которую ему дают и правильно подкладывать её под картинку.
2 СТРАНИЦА
На второй странице должны быть 4 картинки с подписями: дом, сок, нос, мяч. Ребёнок, по той же схеме, сначала за взрослым называет картинку, потом прочитывает под ней название, проводя по слову пальцем. Затем взрослый даёт ребёнку табличку с написанным словом и прочитывает его. Ребёнок смотрит на табличку со словом и повторяет его за взрослым. Необходимо добиться, чтобы через какое-то время ребёнок самостоятельно прочитывал слово по табличке, а затем подкладывал её под нужную картинку. Если ему это сложно сделать, или он сделал это неправильно, то необходимо вместе с ним прочитать табличку и положить её правильно, чтобы ребёнок запомнил.
3 СТРАНИЦА
На 3 странице должны быть картинки: лиса, дядя, утка, часы. Работать необходимо по той же схеме.
4 СТРАНИЦА
На 4 странице наклеены, или нарисованы картинки: лампа, муха, кошка, банан. Работа идёт по той же схеме.
Как только ребёнок усвоил как подписана каждая картинка и научился подкладывать нужные слова (таблички) на эти надписи под картинками, нужно сделать отдельные карточки с этими же картинками или такими же картинками, где на одной стороне будет подпись печатными буквами, а на другой - сама картинка. Вы наверняка видели подобные комплекты, их часто используют для изучения иностранных языков: на одной стороне изображение, а на другой – соответствующее слово. Сначала перед ребенком выкладываются 2 карточки, потом – 3, а потом - 4 штуки словами вверх, картинкой вниз. Выбираем по 1 карточке и даём ребёнку прочитать слово, после этого переворачиваем карточку и показываем картинку. Инструкция: «Читай, что написано? Правильно, «дом»! Молодец! Давай посмотрим! Дом!» Ребёнок должен увидеть, что прочитанное слово совпадает с картинкой. Если он ошибся, повторите всю процедуру. Инструкция: «Нет, не правильно! Посмотри, что нарисовано? Дом? А теперь читай: дом! Давай еще раз проверим! – Дом. Молодец!»
5 СТРАНИЦА
На 5 странице должны быть 4 глагола: ест, спит, сидит, моет. Например: собака ест, девочка спит, кукла сидит, мама моет посуду или пол. Кто именно ест или спит в данном случае не важно, надо только, чтобы на картинке было изображено четкое действие. По той же схеме работаем с этими словами и карточками.
6 СТРАНИЦА
На 6 странице должны быть 4 фотографии с подписями : Мама (тетя) ест. Мама (тётя) спит. Мама (тётя) сидит. Мама (тётя) моет ( чашку). В этом случае все действия должен совершать один персонаж. В нашем примере это – мама (тётя), и такие фотографии вполне можно сделать, ну, или подобрать картинки, где эти 4 действия будет делать, например, медведь или мальчик и т.д. Под каждой фотографией или картинкой надо написать соответствующее предложение из 2-х слов. Первое слово напишите с большой буквы.
Схема работы такая:
1. Ребёнок вместе с взрослым называют действие на фотографии: Мама (тётя) ест.
2. Проводят пальчиком по предложению и читают слова.
3. Взрослый даёт ребёнку слово «мама»/»тетя», ребенок называет слово и накладывает его (табличку) на слово под картинкой. Если есть необходимость, взрослый помогает ему, НО НЕ ДЕЛАЕТ ЗА РЕБЕНКА!
4. Ребёнку дают слово «ест» (табличку), он называет его и накладывает на написанное под картинкой. Получилось, что он выложил предложение из знакомых уже слов. Нужно ещё раз прочитать предложение вместе с ребёнком. В итоге он должен научиться самостоятельно раскладывать таблички со словами и прочитывать их.
7 СТРАНИЦА
На 7 странице должны быть 4 картинки с глаголами: пьёт, наливает, бежит, едет. Работа идёт по той же схеме.
8 СТРАНИЦА
На 8 странице должны быть 4 фото с подписями: Папа (дядя) пьёт. Папа (дядя) наливает. Папа (дядя) бежит. Папа (дядя) едет (на велосипеде, на машине …). Работаем по той же схеме.
9 СТРАНИЦА
На 9 странице должны быть 4 картинки с глаголами: играет, читает, рисует, смотрит. Работаем по той же схеме.
10 СТРАНИЦА
На 10 странице должны быть 4 фотографии ребёнка с подписями: Ребёнок играет. Ребёнок читает. Ребёнок рисует. Ребёнок смотрит (телевизор). Работаем по той же схеме, подкладывая под каждое слово табличку.
11 СТРАНИЦА
На 11 странице должны быть 4 картинки: Мама ест банан. Папа наливает сок… Ребёнок пьёт сок. Ребёнок рисует дом.
В предложение добавляется знакомое третье слово. Прочитываем предложение с ребенком, проводя по каждому слову пальцем, затем выбираем таблички и подкладываем под слово. Когда предложение составлено, прочитываем его ещё раз.
12, 13, 14 страницы произвольно заполняются словами, которые хорошо говорит ребёнок. Например, ребёнок произносит слова: дедушка, ёлка, корова, курица. Вы подбираете картинки на эти слова, наклеиваете их в альбом, подписываете и делаете карточки с этими словами. Дальше вы работаете по той же схеме.
Работать с альбомом нужно ежедневно, чтобы ребёнок запомнил написанные слова и мог легко их находить и соотносить с картинками. В среднем, темп работы - одна страница альбома за одну две недели. Вполне возможно, что ваш ребенок может усваивать материал чуть быстрее или чуть медленнее, так как у наших детей хорошая зрительная память, то они , как правило, достаточно быстро запоминают слова и начинают их читать целиком. Такое прочитывание очень положительно сказывается на правильном произношении слов, поскольку ребенок старается произнести все буквы в слове, и, стало быть, его речь постепенно будет становиться все более внятной.
Добавлено (30.11.2009, 13:47)
---------------------------------------------
Эту программу адаптировала для детей с синдромом Дауна логопед нашего центра Панфилова Ирина Анатольевна. Она и занималась подборкой слов.