Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскими
педагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) и Леной
Алексеевной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей из
подмосковного Большева. Никитины известны у нас в стране и за рубежом
как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Так же они придумали
и апробировали на своих детях новую систему оздоровления детей.
Никитинские игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с
родителями. Они обладают большой степенью вариабельности, т. е. их можно
подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра, по
словам автора, "quot;предоставляет возможность подумать над тем, как ее
расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее
усовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и
переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем
выше стал уровень творческих способностей ребенка"quot;.
В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок,
направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие
логического и образного мышления. Игры обладают характерными
особенностями: Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые
ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или
пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского
рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и
таким образом знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ.
Задачи расположены примерно в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т. е. в них
использован принцип народных игр: от простого к сложному. Задачи имеют
очень ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных иногда 2-3-летнему
малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать
интерес в течение многих лет (до взрослости).
Т. к. в основном никитинские игры направлены на развитие логики и
построение образов, они не могут быть единственным средством развития
ребенка. Они могут быть только дополнением к другим методикам, в которых
представлен весь спектр дисциплин, направленных на всестороннее
развитие ребенка. Источник
|