|
Оптическая дисграфия
| |
Тая |
Дата: Пятница, 18.12.2009, 18:23 | Сообщение # 1 |
 Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов: а) замены графически сходных букв – состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов л – м. и – ш, ш – щ, ц – щ … б) замены графически сходных букв – отличающиеся одним дополнительным элементом о – а, б – д, с – х, х – ж … в) замены графически сходных букв – состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве в – д, т – ш, г) зеркальное написание букв с - е , э - е . Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием кинетических представлений, в то время как, последние два представляют собой недоразвитие оптических представлений. . Коррекционная работа по преодолению оптической дисграфии. 1 этап. Организационный. Цели и задачи: 1. Проведение первичного обследования. 2. Проведение углубленного эксперимента. 3. Оформление документации и планирование работы. 4. Сообщение результатов обследование всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы) Проводится с 1-го по 15 сентября. На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углубленное) выступления на родительских собраниях и т.д. 2 этап. Подготовительный. Цели и задачи: 1. Развитие зрительного восприятия и узнавания: 1.1 Зрительный гнозис: а) развитие восприятия цвета; б) развитие восприятия формы; в) развитие восприятия размера и величины; 1.2. Буквенный гнозис. а) развитие восприятия цвета; б) развитие восприятия формы, размера и величины; в) дифференциация расположения элементов букв. 2. Развитие зрительного анализа и синтеза. 3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти. (зрительного мнезиса ): а) развитие запоминания формы; б) развитие запоминания цвета; в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (в начале проводим работу по развитию зрительного памяти предметов, потом геометрических фигур и лишь затем – букв). 4. Формирование пространственного восприятия и представлений: а) дифференциация в схеме тела; б) дифференциация правых и левых частей; в) ориентировка в окружающем пространстве. 5. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений. 3 этап. Основной. Цели и задачи: 1. Закрепление связей между произнесенным звуком и его графическим изображением на письме. 2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. 3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. А. Дифференциация гласных. а) изолированно; б) в слогах и в словах; в) словосочетаниях; г) в предложении и в тексте. Б. Дифференциация гласных и согласных а) изолированно; б) в слогах и словах; в) в словосочетаниях; г) в предложениях и в тексте. В. Дифференциация согласных. а) изолированно; б) в слогах и в словах; в) в словосочетании; г) в предложении и в тексте 4 этап. Заключительный. Цель: 1. Закрепление полученных навыков. 2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности. |
|
| |
Тая |
Дата: Пятница, 18.12.2009, 18:24 | Сообщение # 2 |
 Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
1 этап. Организационный. Проводится в течение двух недель – с 1-го по 15 сентября. В это время проводится логопедическое обследование, первичное, с целью получения представлений о количестве учащихся с данным нарушением, и вторичное, для представления целостной картины письма, уточнения логопедического заключения и комплектования групп для детей с нарушением письма, с учётом специфических нарушений. Логопед заполняет протоколы обследования устной и письменной речи , которые позволят контролировать эффективность коррекционного обучения на различных этапах работы и своевременно вносить поправки в текущую работу. После проведения первичного обследования целесообразно провести углубленное обследование устной и письменной речи с целью уточнения логопедического заключения, а также для планирования индивидуальной коррекционной работы конкретно по устранению кинетических и оптических ошибок. По окончании обследования и углубленного исследования заполняется документация логопеда. Также в этот период логопед посещает родительские собрания или проводит их самостоятельно, где сообщает результаты обследования, список детей, которым необходимы коррекционные занятия и план работы данной группы (может уточняться расписание занятий, необходимый инструментарий для логопедических занятий и т.д.) Логопед дает рекомендации учителю начальных классов по оценке знаний учащихся с оптической дисграфией. Знакомит со спецификой логопедических ошибок, планирует свою деятельность совместно с учителем и психологом. Логопед также знакомит школьного психолога с результатами обследования, и сам знакомится с психологическим обследованием. 2 этап. Подготовительный. Проводится в течение 2-3 месяцев. В зависимости от степени нарушения. Это соответствует 1 и 2-ой четверти учебного года или 1-му триместру (в зависимости от системы школьного обучения). Коррекционная работа ведётся на невербальном уровне. Среди основных целей и задач можно выделить: 1. Развитие зрительного восприятия. 2. Развитие предметного и буквенного гнозиса. 3. Развитие зрительного анализа и синтеза. 4. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса) 5. Формирование пространственного восприятия и представлений. 6. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений. 1.Формирование зрительного восприятия и узнавания ( зрительного гнозиса) А) С целью развития зрительного гнозиса предметов предлагают такие задания: Назвать контурные изображения предметов; Назвать недорисованные контурные изображения предметов; Назвать наложенные изображения предметов; Назвать перечеркнутые изображения предметов; Определить, что правильно, а что неправильно нарисовал художник; Б) С целью восприятия цвета предлагают: Подобрать картинки к определенному цветовому фону; Назвать цвет изображенного предмета; Разложить картинки по цветовому фону, подбирая их по оттенкам; Отобрать предметы определенного цвета; Закрасить полосочки по заданию логопеда. В) С целью восприятия формы предмета: Подобрать предметы к определенной геометрической форме; Назвать геометрические фигуры, из которых состоит рисунок; Подобрать карточки парами в зависимости от геометрических фигур; Построить фигуру по заданию логопеда из геометрических фигур; Выполнить тесты Равена и конструировать из кубиков Кооса. Г) С целью восприятия величины и размера предмета: Показать на картинке длинные и короткие части одежды; Расположить предметы по росту; Расположить предметы по их реальной величине; Расставить героев по росту Д) Развитие буквенного гнозиса: Назвать перечеркнутые изображения букв; Назвать наложенные буквы друг на друга; Найти спрятавшиеся буквы на фоне контурного изображения предметов; Конструировать и реконструировать буквы печатного и рукописного шрифта; (уменьшая количество элементов – В = Р, А = Л, П = Г,…); (увеличивая количество элементов – Р = В, Г = П, Л = А,…); ( меняя расположение элементов - б = д, Г = Т, Р = Ь,…); Найти букву в стилизованном изображении 2.Уточнение и расширение объема зрительной памяти. Для расширения объема зрительной памяти предлагают: А) Запомнить 4-5 картинок. Б) Игра «Чего не стало ?», «Что изменилось ?» В) Запомнить фигуры и через некоторое время расположить их в прежней последовательности. Г) Запомнить ряд букв и через некоторое время расположить их по памяти. Д) Рассмотреть и сравнить две картинки расположенные по разные стороны одного и того же листа. Е) Рассмотреть и запомнить 4-5 картинок и, перевернув лист, нарисовать по памяти. 3.Формирование пространственного восприятия и представлений. В процессе логопедической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений необходимо учитывать особенности последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно-пространственного восприятия и пространственных представлений у детей с оптической дисграфией. Пространственная ориентация включает в себя два вида дифференцировок: - ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей; - ориентировка в окружающем пространстве Особенно трудно для детей с оптической дисграфией определять расположение правых и левых частей у человека стоящего напротив, так как в этом случае ему нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении. Учитывая этот момент, необходимо обозначить ещё один вид дифференцировок: - определение схемы тела стоящего напротив; а также уточнение понимания и употребления предложно- падежных конструкций; обозначающих пространственные отношения. А. Дифференциация правых и левых частей тела. Начинается с выделения ведущей правой руки. Для проведения работы в названном направлении необходимо: *показать, какой рукой кушает, здоровается, держит карандаш, пишет; *закрепить различение и называние рук с помощью схемы; *соотнести части тела правой и левой рукой; *показать по инструкции логопеда парные части тела; *различать правую и левую часть тела с показом правой руки или ноги и левой руки или ноги (данное задание отрабатывается в последнюю очередь после закрепления вышеназванного); *показать правые и левые части тела у человека стоящего напротив. Б. Ориентировка в окружающем пространстве. Основывается на имеющиеся у детей представлений о правой и левой стороне тела, а также речевых обозначений правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности: 1) Определение расположения предметов по отношению к ребенку; 2) Уточнение пространственных взаимоотношений в линейной последовательности (впереди, позади слева, справа) и в пространстве (наверху, внизу). С этими целями предлагают следующие виды заданий: *упражнение детей в нахождении предмета в ряду однородных; *графическое расположение предметов; *чтение направлений при помощи графических изображений стрелками; *определение расположения предметов в пространстве на 6-9 предметах расположенных по строкам и столбикам в равном количестве; При устранении оптических нарушений проводится работа по уточнению пространственного расположения букв и их элементов: *написание букв и их элементов справа и слева от вертикальной линии; *нахождение букв в ряду сходных ; *конструирование предметов из частей и букв из элементов; *дописывание букв; *определение различия между сходными буквами в ряду и парами; *нахождение неправильно написанных букв; *соотношение буквы с предметом; *соотношение количества элементов букв с цифрой соответствующей им; *дифференциация целых букв и их элементов ( Р+Ь=В, о+р=ф, и+и=ш ) Проводя коррекционную работу, продвигаемся от более грубых дифференцировок к более тонким, от уточнения пространственных дифференцировок предметов к дифференцирофкам элементов букв. Поначалу реконструирование предметов, фигур и букв происходит в наглядно-действенном плане, а затем – отвлеченно, т.е. по представлению. 4 – этап. Заключительный. По завершению коррекционной работы на логопункте рекомендуется провести обследование устной и письменной речи с целью отслеживания динамики работы и получения результатов количественного и качественного анализа. |
|
| |
Olga |
Дата: Понедельник, 13.09.2010, 17:25 | Сообщение # 3 |
 Подполковник
Группа: Друзья
Сообщений: 114
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline |
К сожалению не осталось данных об авторе. Коррекционно-развивающая программа по предупреждению оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Цель программы: устранить предпосылки оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Задачи: 1. Развивать зрительное восприятие. 2. Формировать пространственное восприятие, зрительно-пространственный анализ и синтез, пространственные представления, 3. Развивать зрительно-моторную координацию. 4. Развивать буквенный гнозис, учить дифференцировать смешиваемые буквы. Место и педагогические условия реализации программы определены традиционной методикой работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Задания и упражнения, направленные на профилактику оптических затруднений на письме включались в плановые фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по произношению. В соответствии с направлениями коррекционной работы были обозначены этапы реализации программы: I – подготовительный этап II – основной этап Подготовительный этап Основной целью на данном этапе является формирование таких функциональных предпосылок оптически грамотного письма, как зрительное восприятие, внимание, памяти, лежащих в основе пространственного ориентирования. Работа по формированию зрительного восприятия, зрительного внимания и памяти включается в индивидуальные и фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, звукопроизношения, а также обучению грамоте. Формирование зрительного восприятия, внимания, памяти осуществляется на основании принципа постепенного усложнения материала, согласно которому, работу на данном этапе целесообразно начинать с упражнений, направленных на зрительное восприятие реальных предметов или их изображений. Затем следует переходить к схематичным изображениям, графическим знакам и символам. В последнюю очередь используются материалы с наложенным изображением и зашумлением. Все игровые задания, упражнения связываются с основной темой занятия и его этапом. Особое внимание на I этапе уделяется развитию зрительной памяти. Основной вид деятельности в этом направлении – работа с образцом. Сначала ребёнок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд, но так, чтобы ребёнок успел рассмотреть и запомнить образец. Работа по развитию зрительно-моторной координации является важной на этом этапе. Используются задания на копирование фигуры, дорисовывание недостающей детали с опорой на образец, обведение контура рисунка по точкам, штриховка, точное воспроизведение последовательности графического ряда. Упражнения такого типа активно включается в домашние задания, а также в индивидуальные и фронтальные занятия. Основной этап На втором этапе осуществляется работа по формированию пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений, которая строится с учётом всех уровней в структуре пространственных представлений. Освоение телесного пространства является базовой системой ориентаций. Первый шаг работы в данном направлении – маркировка левой руки. Далее отрабатываются понятия: «верх», «низ», затем дети знакомятся с понятием о направлении пространства, причём всё связывается с определёнными движениями: «вперёд», «назад», «вверх», «вправо» - шаг, прыжок, «вниз» - приседание. Такие упражнения включаются в динамические паузы. Они способствуют развитию чувства ритма, координируют слово и движение, закрепляют умение ориентироваться в схеме собственного тела. Упражнения с движением используются на занятиях по произношению («Сделайте шаг влево, если услышите звук [м]»), формированию лексико-грамматических компонентов («поднимите руки вверх, если я назову дикое животное, опустите вниз, если назову домашнее»), обучению грамоте («Сделайте столько прыжков вперёд, сколько слогов в слове «машина»). Следующим важным этапом является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных направлениях пространства. Игры с движением в средней и верхней зоне включаются в психогимнастику на логопедических занятиях. Дети изображают птиц, животных, «превращаются» в них, демонстрируют их повадки. Далее дошкольники учатся определять направления в пространстве относительно своего тела. На занятиях даются такие инструкции: «Посмотрите на картинки, которые находится слева от вас. Определите 1-й звук в названии предметов, изображённых на картинках», «Чтобы найти конверт с заданием, нужно сделать 2 шага вперёд, 1 шаг влево, 3 шага вправо», «Скажи слово на ухо тому, кто находится справа от тебя», и т. п. Следующим этапом является выработка ориентировки у дошкольников в местоположении предметов относительно друг друга. Когда дети начинают безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами, буквами. Используются следующие видов заданий: поиск предмета или картинки по описанию его расположения относительно других предметов и самостоятельное описание пространственного положения предмета относительно других предметов. Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются двигательные и графические диктанты. Детям предлагаются задания на раскладывание картинок по инструкции, прослеживание нужного направления взглядом. Дошкольники выполняют задания и игровые упражнения с использованием игрового поля, расчерченного на квадраты. Формирование логико-грамматических представлений является самым последним и сложным этапом развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР. На этом этапе закрепляется понимание и употребление в речи предлогов пространственного значения. Упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры, физкультминутки. В работе над предложно-падежными конструкциями выделяют две ступени: 1. Наблюдение над смысловым значением предлогов, уточнение представлений детей о предлоге как отдельном слове. 2. Ознакомление с синтаксической ролью предлогов. Для облегчения усвоения значения предлогов вводятся графические схемы. Лексическое и грамматическое значение предлогов дошкольники познают на занятии по формированию лексико-грамматических компонентов в соответствии с требованиями методики преодоления общего недоразвития речи. На занятии по обучению грамоте дети учатся писать эти предлоги. На занятии по развитию связной речи предложно-падежные конструкции включаются в активную практику детей. Формирование логико-грамматических представлений невозможно без усвоения сравнительных инструкций. На занятиях по формированию лексико-грамматических компонентов на наглядном примере и в игре с мячом отрабатываются пространственные понятия: «высокий – длинный», «большой – огромный», «близкий – далёкий», «маленький – крохотный», «высокий – низкий», «широкий – узкий», «тонкий – толстый», «рядом – далеко – близко». На протяжении всего этапа ведётся работа по развитию буквенного гнозиса, автоматизации смешиваемых букв, дифференциации графически сходных букв. С этой целью в занятия по обучению грамоте включаются упражнения на подбор зрительного образа к букве, конструирование и реконструирование букв из элементов. Дошкольники знакомятся с объёмным вариантом буквы, закрепляют её образ при лепке, вырезании, складывании из геометрических фигур. Осуществляется развитие тактильного образа буквы – дети обводят буквы из пенопласта, наждачной бумаги. Дети упражняются в узнавании букв в усложнённых условиях – на зашумлённом фоне, наложенном изображении, узнают недописанные, неправильно написанные буквы и т. д. Особое внимание уделяется знакомству детей с траекторией движения руки при написании буквы. Детям объясняется, что элементы буквы пишутся всегда сверху вниз. Необходимой является работа по дифференциации смешиваемых букв. С этой целью проводятся упражнения на сравнение смешиваемых букв, нахождение общего и различного в их написании; реконструирование одной буквы в другую; шифрование смешиваемых букв при помощи графических опор, а потом их расшифровка; обведение различными цветами смешиваемые буквы. Таким образом, решая основные задачи коррекционного обучения, нами целенаправленно проводится работа по формированию у дошкольников с общим недоразвитием речи функциональных предпосылок к овладению оптически грамотным письмом. |
|
| |
Logos |
Дата: Понедельник, 15.11.2010, 11:51 | Сообщение # 4 |
Логопед
Группа: Модераторы
Сообщений: 784
Награды: 6
Репутация: 54
Статус: Offline |
Девочки у кого есть хоть какой-то материал или что можно использовать, если ребенок в 3 классе путает в написании буквы И и У.Очень срочно надо)))))
|
|
| |
Logos |
Дата: Понедельник, 15.11.2010, 17:20 | Сообщение # 5 |
Логопед
Группа: Модераторы
Сообщений: 784
Награды: 6
Репутация: 54
Статус: Offline |
Татьяна спасибо))))а вот первая ссылка уже нерабочая(((((отсутствует файл((
|
|
| |
Тая |
Дата: Понедельник, 29.11.2010, 05:07 | Сообщение # 6 |
 Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Блог "Оптическая дисграфия" http://optikdisgrafiya.blogspot.com/ Добро пожаловать! |
|
| |
Гость |
Дата: Воскресенье, 11.12.2011, 18:45 | Сообщение # 7 |
Группа: Гости
|
Здравствуйте!Помогите пожалуйста!!! Как правильно написать или объяснить что пространственный гнозис это и есть пространственные представления? |
|
| |
zaharovax |
Дата: Среда, 28.12.2011, 06:41 | Сообщение # 8 |
Группа: Гости
|
Замечательный у вас сайт! неимоверно полезные обсуждения интересных мне тем. Добавлю ваш сайт в закладки и буду почаще заходить. Честно говоря не ожидал, что настолько здесь засяду! Zaharov.Ax |
|
| |
Гость |
Дата: Четверг, 19.01.2012, 21:22 | Сообщение # 9 |
Группа: Гости
|
помогите, пожалйуста! я пишу курсовую на тему "Преодоление оптической дисграфии у детей с нарушением интеллекта" запуталась в обследовании письменной речи. может быть у кого-то есть диагностический материал с готовыми ответами детей? |
|
| |
Тая |
Дата: Воскресенье, 01.03.2015, 04:39 | Сообщение # 10 |
 Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Девочки, может, кто подскажет мне материал по коррекции оптической дисграфии с детьми среднего школьного возраста? У девочки в начальной школе вообще никаких признаков не было... А в 5 классе появились лишние элементы букв, а потом и замены: Б - Д, Ж - Х ...Боюсь, что это только начало... Не могу же я с ней по материалам для 1-2 класса работать... Там трудностей не возникнет никаких... |
|
| |
Тая |
Дата: Воскресенье, 01.03.2015, 05:12 | Сообщение # 11 |
 Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Ну, не живётся мне спокойно... Цитата: при обнаружении у ребёнка ошибок, характерных для оптической дисграфии, необходимо проведение комплексного нейропсихологического обследования в целях дифференциальной диагностики оптических нарушений с фонематическими и ошибками кинетического запуска, имеющими другую этиопатогенетическую природу.
С фонематическими мы и сами отдифференцируем... А вот с остальными как разобраться? |
|
| |
EKATEPNHA |
Дата: Воскресенье, 01.03.2015, 13:47 | Сообщение # 12 |
 Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2064
Награды: 32
Репутация: 118
Статус: Offline |
Цитата Тая (  ) при обнаружении у ребёнка ошибок, характерных для оптической дисграфии, необходимо проведение комплексного нейропсихологического обследования в целях дифференциальной диагностики оптических нарушений с фонематическими и ошибками кинетического запуска, имеющими другую этиопатогенетическую природу. Ну хорошо, разберемся мы, предположим, с этиопатогенитической природой ошибок. И дальше что? В голову ребенку мы все равно залезть не можем. Исправлять будем все равно с периферии. Что-то мне кажется, что практические упражнения по исправлению одних и тех же ошибок не сильно зависят от наших выводов о их этиопатогенитической природе. |
|
| |
Тая |
Дата: Воскресенье, 01.03.2015, 14:00 | Сообщение # 13 |
 Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Да, видимо, так и есть на практике. Ну, был у меня один ребёночек на обследовании у нейропсихолога. Ничего не выявлено. А у девочки ярко выраженная дискалькулия была в начальной школе, а сейчас полезла оптическая дисграфия... |
|
| |
zagdilyara |
Дата: Воскресенье, 11.10.2015, 22:34 | Сообщение # 14 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline |
Очень интересно! Спасибо! |
|
| |
werimol |
Дата: Понедельник, 11.04.2016, 19:16 | Сообщение # 15 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline |
Здравствуйте уважаемые участники форума! Помогите ,пжл. грамотно составить план ВКР на тему "Особенности логопедической коррекционной работы по устранению оптической дисграфии у младших школьников с ОНР 4 уровня".какие вопросы нужно осветить при написании данной работы? |
|
| |
| |