|
Грамматический строй речи
| |
Тая |
Дата: Вторник, 10.04.2012, 20:11 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
|
|
| |
Тая |
Дата: Пятница, 01.06.2012, 05:43 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Вопрос в билетах Госэкзаменов в педучилище такой:
На основе знания закономерностей освоения детьми грамматического строя речи у детей дошкольного возраста проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию. В ст. гр. д/сада идёт работа по обучению детей рассказыванию из опыта. Наташа с удовольствием рассказывает о том, как они с мамой ходили на рынок за покупками: "Вечером к нам хотела приехать бабушка, поэтому мы с мамой пошли купить чего-нибудь вкусненького. На рынке было очень много разных продуктов. Наша бабушка очень любит бананы и апельсины. Мама купила для неё бананов, апельсин и мандарин..." Воспитатель исправляет ошибку девочки: "Не апельсин и мандарин, а апельсинов и мандаринов". Наташа, немного помолчав, продолжает свой рассказ: "Ещё мы купили торт и пошли домой. Вот и всё". Попробуем проанализировать? [i] |
|
| |
EKATEPNHA |
Дата: Пятница, 01.06.2012, 21:44 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2064
Награды: 32
Репутация: 118
Статус: Offline |
Из того, что сразу бросается в глаза: 1) восп-ль не должен повторять ошибки детей 2) реб-к должен повторить правильно Т.е. должно было быть примерно так: Наташа: Мама купила для неё бананов, апельсин и мандарин..." Восп-ль: апельсинов и мандаринов, повтори, пожалуйста, правильно Наташа: Мама купила для неё бананов, апельсинов и мандаринов.
У меня дети так привыкли с младшей группы к этой фразе: "скажи правильно", что ее уже и не надо было произносить, т.е. в моем случае диалог был бы такой: Наташа: Мама купила для неё бананов, апельсин и мандарин..." Я: апельсинов и мандаринов (незавершенная интонация и пауза) Наташа: бананов, апельсинов и мандаринов. |
|
| |
anfisa |
Дата: Пятница, 01.06.2012, 21:59 | Сообщение # 4 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 648
Награды: 10
Репутация: 62
Статус: Offline |
Согласна с Екатериной. Педагог всегда должен добиваться правильного проговаривания слова. Ребенок увлечен рассказом о своем походе за покупками. Она не сконцентрировала внимание на замечании воспитателя. Целесообразно после окончания составления рассказов провести игру Покупки для бабушки и еще раз закрепить,Что купили мама и Наташа |
|
| |
Тая |
Дата: Суббота, 02.06.2012, 07:42 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Девочки, анализ получается где-то на основе знаний методики и педагогики... А нам надо на основе знания закономерностей освоения детьми грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Это-то меня и смутило в задании...
Теперь о том, что бросилось мне в глаза. Из рассказа девочки можно предположить две ситуации: 1. Мама купила какое-то количество бананов, апельсинов и мандаринов. И это, скорее всего, так. Тогда в речи девочки имеет место грамматическая ошибка, на которую указывает воспитатель. 2. Мама купила какое-то количество бананов, 1 апельсин и 1 мандарин. (Такое возможно, если бы собирался гостинец для бабушки, например, в больницу... ) Тогда в рассказе девочки грамматических ошибок нет. В связи с этим, думаю, не лишним было бы уточнить у девочки, сколько же апельсинов и мандаринов купила мама. Тем более, что в этом вопросе прозвучит образец правильной грамматической формы. А далее по ситуации, в зависимости от ответа девочки.
Теперь о некоторых оставшихся у меня сомнениях...
Смущает всё же концовка рассказа... Ведь это же не просто рассказ ребёнка, а педагогическая ситуация. Что именно смущает? Реакция девочки (пауза) и торт...
Может, мы тут чего-то недомысливаем? |
|
| |
anfisa |
Дата: Суббота, 02.06.2012, 11:47 | Сообщение # 6 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 648
Награды: 10
Репутация: 62
Статус: Offline |
Да студентами нам уже не стать...
А пед ситуация в том,что девочка была права. Воспитателю надо было выяснить сколько мандаринов и апельсинов купили для бабушки. Она исправила правильный ответ на неправильный. Поэтому ребенок какое-то время молчал. |
|
| |
EKATEPNHA |
Дата: Суббота, 02.06.2012, 12:20 | Сообщение # 7 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2064
Награды: 32
Репутация: 118
Статус: Offline |
По-моему мы ищем сложности там где их нет. Вопрос-то для учащихся педучилища, в будущем не логопедов, а воспитателей. Quote (Тая) Наташа, немного помолчав, продолжает свой рассказ Т.е. в примере нам четко дают понять, что ребенок правильно не сказал, а восп. в любом случае повторил неправильный образец речи. (Если речь шла об одном фрукте, все равно надо было переправить, например так: "Купила несколько бананов, 1 апельсин, 1 мандарин"). А закономерности освоения грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в этом экзаменационном вопросе не просят рассказывать, а только найти неправильность в ситуации. Когда студентам в педучилище объясняют этот момент: исправление грамматических и лексических ошибок детей, им так и говорят: не повторяйте за детьми неправильно произнесенное слово, дайте правильный образец, стимулируйте ребенка к правильному повторению. (Это из собственных воспоминаний об обучении в педучилище и о прохождении практики в нем в качестве преподавателя, во время обучения в институте. Я как раз преподавала методику развития речи и вот этот самый момент - исправление грамматических и лексических ошибок детей у меня был в лекции. Хотя это было очень давно, мало ли что за это время изменилось?) ИМХО |
|
| |
Тая |
Дата: Суббота, 02.06.2012, 13:10 | Сообщение # 8 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
И всё-таки хочется обратиться к закономерностям...
Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложен, он связан с аналитико - синтетической деятельностью коры головного мозга. Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым. По данным исследования, ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием знания. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их назначений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т. е. то, что не ясно по значению.
Раньше всего ребёнок усваивает число существительных (1г. 10 мес.), а также разницу между уменьшительными и неуменьшительными существительными: столик - стол. Рано усваивают дети повелительную форму, так как она выражает различные желания, имеющие для ребёнка большое значение. Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с предметами и пространством (падежи), со временем (времена) и с участниками речи (лица глаголов). Поздно (2г. 10 мес.) усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реальное существующее. Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода. Род усваивается с морфологической структурой существительных.
А.Н. Гвоздев отмечал, что три основные части русского языка представляют различные трудности: в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов - овладение основами, в отношении прилагательных словообразование (сравнительная степень).
А.Н. Гвоздевым раскрыта следующая закономерность. В усвоении грамматического строя определяется определенная последовательность: сначала усваивается всё наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).
Все единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергается вытеснению в речи ребенка. Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде. Единичные, стоящие особняком слова усваиваются уже в школьном возрасте. Источник |
|
| |
Тая |
Дата: Суббота, 02.06.2012, 13:24 | Сообщение # 9 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Исследованиями и наблюдениями установлено, что чаще всего затрудняют дошкольников следующие грамматические формы: 1. Окончания существительных множественного числа в родительном падеже. В младшем дошкольном возрасте дети добавляют в родительном падеже множественного числа к большинству употребляемых ими слов окончание -ов: «матрешков», «ботинков», «варежков», «кошков» и т. д. В старшем дошкольном возрасте такого типа ошибки сохраняются в основном лишь в некоторых словах. Приведем примеры правильных форм (слова объединены по смыслу) некоторых трудных слов: апельсинов, баклажанов, мандаринов, помидоров, яблок; гольфов, носков, сандалий, петель, простынь, рейтуз, рукавов, чулок, шаровар, шарфов; блюдец, оладий, тефтелей, тортов; обручей, ружей; рельсов, шоферов. 2. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: гусята, жеребята, львята, ягнята; склонение существительных, обозначающих животных: волка, волков, кур, медведей. 3. Употребление несклоняемых имен существительных (перечисляются в последовательности ознакомления с ними детей): пальто, кофе, какао, пюре, пианино, кино, радио, желе. 4. Род существительных, особенно средний: печенье, яблоко, колесо, мороженое, небо. Советуем обратить внимание на род следующих существительных: жираф (м), зал (м), занавес (м), калоша (ж), клавиша (ж), кофе (м), манжета (ж), мышь (ж), овощ (м), оладья (ж), помидор (м), рельс (м), сандалия (ж), туфля (ж), тюль (м). 5. Ударение при склонении существительных: а) постоянное ударение (его место во всех падежах неизменно): грабли, петля, туфли, ясли; б) подвижное ударение (место его меняется при склонении): волк — волка — волки — волков; доска — доски — доску, доски — досок — доскам; изба — избы, избы — изб; кружево — кружева, кружева — кружев; простыня — простыни, простыни — простынь — простыням; в) перенос ударения на предлог: на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол. 6. Образование сравнительной степени прилагательных: а) простым (синтетический) способом при помощи суффиксов -ее (-ей), -е, особенно с чередованием согласных: выше, длиннее, дороже, жиже, звонче, проще, резче, слаще, суше, туже; б) при помощи других корней: хороший — лучше, плохой — хуже. 7. Образование глагольных форм: а) спряжение глаголов хотеть, бежать (разноспрягаемые); б) спряжение глаголов с особыми окончаниями в личных формах: есть, дать (ошибки детей: «едишь булку», «дадишь мне»); в) настоящее, прошедшее время, повелительное наклонение глаголов с чередующимися звуками, особенно таких: вытереть, жечь, ехать, ездить, лежать, мазать, махать, стричь, скакать, стеречь, щипать. 8. Склонение некоторых местоимений, числительных (ошибки детей: «два утенки», «двое ведров», «по двух стройтесь», «мене дали»). 9. Образование страдательных причастий (ошибки детей: «нарисоватая», «оборватая»). Источник |
|
| |
Тая |
Дата: Суббота, 02.06.2012, 13:46 | Сообщение # 10 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Родительный падеж существительных множественного числа имеет несколько флексий в зависимости от рода и фонетических особенностей основы слова. Так, наиболее продуктивным является окончание -ов, характерное для существительных мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме (домов, столов). С учетом продуктивности окончаний родительного падежа рекомендуется следующая последовательность в работе.
1) Формы с окончаниями -ов, -ев существительных мужского рода с основой на твердый согласный:
а) с ударным окончанием (столов, котов, домов, шкафов, дубов, пауков, топоров, шаров и др.);
б) с безударным окончанием (тигров, кленов, орехов, помидоров и др.).
2) Формы с окончаниями -ов, -ев существительных среднего рода на -ья в именительном падеже множественного числа (платьев, деревьев, крыльев ).
3) Формы существительных женского рода с нулевым окончанием:
а) с сохранением звуковой структуры основы слова(коров, роз, ворон, собак, книг, берез);
б) с дополнительной гласной в основе слова (кукол, су мок, веток, белок, скамеек, масок, леек, ромашек, сестер, тропинок, курток, юбок).
4) Формы с нулевым окончанием существительных среднего рода, имеющих окончание -а в именительном падеже множественного числа:
а) с сохранением звуковой структуры основы слова (озер, колес, одеял);
б) с дополнительной гласной в основе слова (окон, кресел, писем, колец, блюдец, стекол, полотенец, ведер, вёсел).
5) Формы с окончанием -ей существительных мужского рода с основой на мягкий согласный или шипящий звук:
а) с ударным окончанием (врачей, шалашей, лосей, гусей, ежей, кирпичей, ножей, пней, камней и др.);
6) безударным окончанием (портфелей, медведей).
б) Формы с окончанием -ей существительных женского рода с конечным мягким или шипящим звуком в основе начальной формы:
а) с ударным окончанием (мышей, печей, лошадей, свечей, дочерей);
б) с безударным окончанием (елей, тетрадей, кроватей, медалей).
7) Формы с окончанием ей существительных среднего рода с основой на мягкий или шипящий звук в основе начальной формы (ушей, ружей, морей, полей). Источник |
|
| |
Тая |
Дата: Суббота, 02.06.2012, 14:06 | Сообщение # 11 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Ребенок уже к трем годам научается склонять и спрягать слова, изменять их по падежам и числам, образовывать формы повелительного и изъявительного наклонений глаголов, изменять их по временам и лицам, согласовывать слова в роде, числе, падеже. В основе формирования способов изменения слов и образования грамматических форм лежит активная ориентировочная деятельность ребенка в звуковой стороне ре-чи, ее семантике и в реальных предметных отношениях, стоящих за словом. На каждом новом возрастном этапе в связи с расширением сферы общения и форм речи ребенок как бы заново овладевает теми грамматическими навыками, которые сформировались у него в спонтанной речи к трем годам. В исследованиях был обнаружен парадоксальный факт: дети первоначально правильно усваивают многие традиционные нормативные формы, заимствуя их из речи взрослых в целом, готовом виде (ручек, ножек, карандашей), но затем заменяют эти нормативные формы на неправильные, но образованные по продуктивному типу (жеребенков, варежков, ручков и т. д.). Этот процесс нащупывания формы, опробования способов словоизменения, своеобразного экспериментирования с формой наблюдается на протяжении всего дошкольного детства. Он особенно ярко проявляется в четыре-пять лет, но не затухает и к концу старшего дошкольного возраста. Инновации (ненормативные формы) затрагивают почти все грамматические категории существительного, глагола, прилагательного. При этом активно осваиваются не только многочисленные единичные формы, исключения, но и грамматические правила. Разницу между единичными нормативными формами и правилом можно увидеть на примере родительного падежа множественного числа существительных. В этой форме употребляются три окончания: –ов/-ев, –ей и нулевое. Если слово в именительном падеже единственного числа имеет нулевое окончание, то в родительном падеже множественного числа употребляется ненулевое окончание, и наоборот (флажок-флажков, озеро-озер, груша-груш, матрешка-матрешек). Выбор между ненулевыми окончаниями зависит от того, каким является последний согласный основы: после твердых согласных и «й» употребляется ?ов/?ев, после мягких и шипящих – –ей (сарай-сараев, карандаш-карандашей). Наряду с формами, образующимися по этому правилу, есть слова, представляющие аномалию в языке: волчат, солдат, глаз, человек (данные С. Н. Цейтлин). Специальные эксперименты выявили, что для детей представляет трудность не только усвоение этих аномальных форм, но и самих правил. Раньше и проще усваивается правило образования форм существительных, имеющих последним согласным основы твердый согласный звук (грибков, столов), затем – формы с нулевым окончанием (груш, слив). Правило образования форм слов, у которых последний согласный основы мягкий или шипящий (карандашей, ежей), остается нетвердо усвоенным и к концу старшего дошкольного возраста. Инновации в детской речи свидетельствуют об активном творческом поиске ребенка, активной ориентировке в явлениях грамматики. Их нежелательно называть ошибками, это «хорошие ошибки» (Р. Е. Левина), ошибки роста. Без них ребенок не может освоить богатства языка. Отсутствие ошибок в речи дошкольников не всегда является свидетельством правильности речи. Меньше всего ошибок делают дети малоактивные, неразговорчивые. Об этом воспитатель должен помнить. Источник |
|
| |
anfisa |
Дата: Суббота, 02.06.2012, 14:06 | Сообщение # 12 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 648
Награды: 10
Репутация: 62
Статус: Offline |
Девочки,миленькие выручайте! Занимаюсь с шестилетним мальчиком. У него грубейшие нарушения при употреблении рода имени существительного (он ,она,оно) и местоимений( мой моя мое) Самое главное,что никак не могу ему объяснить. Какие приемы используете при таких нарушениях? Может быть есть какая-то изюминка? |
|
| |
EKATEPNHA |
Дата: Суббота, 02.06.2012, 14:07 | Сообщение # 13 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2064
Награды: 32
Репутация: 118
Статус: Offline |
Quote (anfisa) У него грубейшие нарушения при употреблении родовых понятий (он ,она,оно) Самое главное,что никак не могу ему объяснить. А я постою в сторонке и послушаю. У меня такой же 6-ти летний товарищ с диагнозом ЗПР, но я подозреваю сенсомоторную алалию. Тоже с родами никак не разберемся. Правда еще и не ставила этой задачи плотно. Хватает других пробелов. Рода, падежи просто исправляю по ходу разговора. |
|
| |
Тая |
Дата: Суббота, 02.06.2012, 14:07 | Сообщение # 14 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
anfisa, поконкретней о грубейших нарушениях... В чём проявляются, какие части речи захватывают, есть ли билингвизм, какой вообще диагноз, какой интеллект? У меня были сложные проблемы у мальчика с билингвизмом, но вообще по грамматическому строю, не только по категории рода. Особой изюминки у меня нет, но помогала очень эта книга: Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) |
|
| |
anfisa |
Дата: Суббота, 02.06.2012, 14:07 | Сообщение # 15 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 648
Награды: 10
Репутация: 62
Статус: Offline |
Тая,мальчик русскоязычный,приехал к бабушке из Москвы. Логопед в поликлинике поставил диагноз: Сложная дислалия ФФН Но там невооруженным глазом видно,что ОНР. Провела пробу на Дизартрию Язык отклоняется,вместе с движением глаз. Сама поставить Дизартрию не решаюсь,т.к. есть заключение медиков. Но стертая форма точно присутствует.Нарушена общая моторика: не может стоять на одной ноге и т.д.Сильно нарушена зрительно-пространственная ориентировка. Ребенок левша В спонтанной речи сплошные аграмматизмы: согласовывает неправильно ,падежные конструкции все нарушены, предлоги употребляет неправильно. Слоговая структура нарушена: или сокращает слова,или добавляет лишние слоги. Одним словом - "Каша во рту" А вот простая короткая фраза-произносится более четко Нарушено произношение шипящих и зв Л,Ль. |
|
| |
| |