СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ 1. Анкетные данные.
2. Анамнез.
3. Импрессивная речь (понимание):
§ связной речи (разложить серию сюжетных картинок на основании предложенного рассказа);
§ нераспространенных и распространенных предложений (покажи, где мальчик читает; где мальчик держит в руках большую машину и т.д.);
§ сложных конструкций (какая фраза правильная: "Лето бывает перед весной" или "Весна бывает перед летом");
§ различных грамматических форм (единственное и множественное число существительных: пирамидка-пирамидки, глаголов: идет-идут; уменьшительно-ласкательных форм существительных: дом-домик; глаголов совершенного и несовершенного вида: поливает-полил; падежные формы: покажи ручкой тетрадь, линейкой ручку и т.д.);
§ значений слов, обозначающих предметы, действия, качества (покажи брови; покажи, где девочка рисует; покажи широкую ленту и т.д.);
§ инструкций (возьми карандаш, положи его между книгой и ручкой и т.д.).
4. Экспрессивная речь:
а) обследование словарного запаса:
§ называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам (среди картинок должны быть не очень распространенные предметы, действия, качества: подоконник, конура, ресницы, строгает, выпиливает, оловянный и т.д.);
§ нахождение общих названий (мебель, транспорт, растения и т.д.);
§ называние предметов по их описанию (назови предмет, которым стригут и т.д.);
§ называние действий (рыба плавает, самолет летит и т.д.);
§ подбор синонимов и антонимов (высокий-низкий, горе печаль, врач-доктор и т.д.);
§ образование прилагательных от имен существительных (кубик из дерева, сок из клубники и т.д.);
§ объяснение значения слов (утюг, эскалатор и т.д.).
О состоянии словарного запаса следует судить на основании количественного и качественного анализа результатов обследования. При количественном анализе выводится соотношение правильных ответов с общим числом предъявленных слов. Например, если из 60 используемых в ходе обследования слов ребенком правильно называется 20, то можно говорить об ограниченности словарного запаса. Для качественной характеристики словарного запаса имеет значение анализ ошибочных ответов. Здесь важно проанализировать, какие замены слов имеют место, какой признак лежит в основе переноса названия с одного предмета на другой (на основе звуковой близости слов — клубок-колобок, замещение названия предмета внешне сходным — сарафан-платье, обозначение вместо предмета всей ситуации — кран-вода льется и т.д.). В частности, замена одного предмета другим на основе звуковой близости свидетельствует о низком уровне сфор-мированности словарного запаса. В ходе анализа следует обратить внимание на то, какие части речи чаще употребляются ребенком и, какие части речи чаще подвергаются замене (существительные, прилагательные, глаголы, наречия и т.д.). Отсутствие тех или иных лексико-грамматических разрядов слов, недостаточное количество в активной речи детей глаголов указывают на отставание развития лексико-грамматических средств языка;
б) обследование слоговой структуры слов:
§ называние картинок со сложным слоговым составом (велосипед, сковорода, аквариум);
§ повторение слов со сложным слоговым составом (строительство, термометр, милиционер);
в) обследование грамматического строя речи:
§ составление предложений по специально подобранным картинкам;
§ употребление простых и сложных предлогов (ответы на вопросы — где лежит карандаш, где висит лампа и т.д.);
§ согласование прилагательных с существительными (красный мяч, красное солнышко, красная звезда и т.д.);
§ согласование существительных с числительными (один, два, три — стул, кукла, помидор);
§ образование форм родительного падежа множественного числа (сумка — много чего);
§ образование уменьшительно-ласкательных форм (гриб-грибок, стул-стульчик);
§ употребление приставок в глаголах (лететь — при, у, до, вы);
г) обследование связной речи:
§ составление рассказа по картинке, по серии картинок;
§ пересказ.
При анализе грамматического строя речи и связной речи следует обратить внимание на наличие или отсутствие фразовой речи, характер употребляемых предложений (однословные, двухсловные, трехсловные и т.д.), последовательность слов в предложении, соответствие грамматической норме или наличие аграм-матизма, состояние функции словоизменения и словообразования.