Пятница, 19.04.2024, 16:52
Логопси: логопедия, дефектология, психология

 Обследование - Форум

Поиск
Новые сообщения
  • Ссылки на свои блоги, сайты (28)
  • Знакомимся ближе... (228)
  • Дифференциация Л-В (49)
  • Игры для обследования неговорящих детей (15)
  • Полезные ссылки по массажу (7)
  • Обучение письму. Коррекция нарушений письма (18)
  • Игры для детей от 3 лет (8)
  • Учим буквы, играя (24)
  • Популярные темы
  • В чем трудности у молодых специалистов возникают в работе? (772)
  • Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н. (558)
  • Работа над звуками Р - Рь (491)
  • Звуки раннего онтогенеза (236)
  • Знакомимся ближе... (228)
  • Работа над свистящими звуками (190)
  • ОНР 1 уровня (189)
  • Меню сайта
    Статистика
    Последние картинки
    Объявления!
    Требуется помощь!
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 3
    • 1
    • 2
    • 3
    • »
    Модератор форума: Logos  
    Форум » РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ » АЛАЛИЯ » Обследование
    Обследование
    Тая Дата: Понедельник, 24.08.2009, 06:04 | Сообщение # 1
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ

    1. Анкетные данные.

    2. Анамнез.

    3. Импрессивная речь (понимание):

    § связной речи (разложить серию сюжетных картинок на основании предложенного рассказа);

    § нераспространенных и распространенных предложений (покажи, где мальчик читает; где мальчик держит в руках большую машину и т.д.);

    § сложных конструкций (какая фраза правильная: "Лето бывает перед весной" или "Весна бывает перед летом");

    § различных грамматических форм (единственное и множественное число существительных: пирамидка-пирамидки, глаголов: идет-идут; уменьшительно-ласкательных форм существительных: дом-домик; глаголов совершенного и несовершенного вида: поливает-полил; падежные формы: покажи ручкой тетрадь, линейкой ручку и т.д.);

    § значений слов, обозначающих предметы, действия, качества (покажи брови; покажи, где девочка рисует; покажи широкую ленту и т.д.);

    § инструкций (возьми карандаш, положи его между книгой и ручкой и т.д.).

    4. Экспрессивная речь:

    а) обследование словарного запаса:

    § называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам (среди картинок должны быть не очень распространенные предметы, действия, качества: подоконник, конура, ресницы, строгает, выпиливает, оловянный и т.д.);

    § нахождение общих названий (мебель, транспорт, растения и т.д.);

    § называние предметов по их описанию (назови предмет, которым стригут и т.д.);

    § называние действий (рыба плавает, самолет летит и т.д.);

    § подбор синонимов и антонимов (высокий-низкий, горе печаль, врач-доктор и т.д.);

    § образование прилагательных от имен существительных (кубик из дерева, сок из клубники и т.д.);

    § объяснение значения слов (утюг, эскалатор и т.д.).

    О состоянии словарного запаса следует судить на основании количественного и качественного анализа результатов обследования. При количественном анализе выводится соотношение правильных ответов с общим числом предъявленных слов. Например, если из 60 используемых в ходе обследования слов ребенком правильно называется 20, то можно говорить об ограниченности словарного запаса. Для качественной характеристики словарного запаса имеет значение анализ ошибочных ответов. Здесь важно проанализировать, какие замены слов имеют место, какой признак лежит в основе переноса названия с одного предмета на другой (на основе звуковой близости слов — клубок-колобок, замещение названия предмета внешне сходным — сарафан-платье, обозначение вместо предмета всей ситуации — кран-вода льется и т.д.). В частности, замена одного предмета другим на основе звуковой близости свидетельствует о низком уровне сфор-мированности словарного запаса. В ходе анализа следует обратить внимание на то, какие части речи чаще употребляются ребенком и, какие части речи чаще подвергаются замене (существительные, прилагательные, глаголы, наречия и т.д.). Отсутствие тех или иных лексико-грамматических разрядов слов, недостаточное количество в активной речи детей глаголов указывают на отставание развития лексико-грамматических средств языка;

    б) обследование слоговой структуры слов:

    § называние картинок со сложным слоговым составом (велосипед, сковорода, аквариум);

    § повторение слов со сложным слоговым составом (строительство, термометр, милиционер);

    в) обследование грамматического строя речи:

    § составление предложений по специально подобранным картинкам;

    § употребление простых и сложных предлогов (ответы на вопросы — где лежит карандаш, где висит лампа и т.д.);

    § согласование прилагательных с существительными (красный мяч, красное солнышко, красная звезда и т.д.);

    § согласование существительных с числительными (один, два, три — стул, кукла, помидор);

    § образование форм родительного падежа множественного числа (сумка — много чего);

    § образование уменьшительно-ласкательных форм (гриб-грибок, стул-стульчик);

    § употребление приставок в глаголах (лететь — при, у, до, вы);

    г) обследование связной речи:

    § составление рассказа по картинке, по серии картинок;

    § пересказ.

    При анализе грамматического строя речи и связной речи следует обратить внимание на наличие или отсутствие фразовой речи, характер употребляемых предложений (однословные, двухсловные, трехсловные и т.д.), последовательность слов в предложении, соответствие грамматической норме или наличие аграм-матизма, состояние функции словоизменения и словообразования.

     
    Cветлана Дата: Вторник, 01.09.2009, 15:38 | Сообщение # 2
    Логопед,психолог
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 65
    Награды: 0
    Репутация: 26 
    Статус: Offline
    5. Обследование звукопроизношения:

    § в отраженной речи (изолированно, произношение звуков в слогах, словах, фразовой речи);

    § самостоятельной речи.

    Обследование звуков проводится в следующей последовательности: с, сь, з, зъ, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь, к, кь, г, гь, х, хь, б, бь, п, пь, д, дь, т, тъ. При проверке обращается внимание на замены, искажения, смешения, отсутствие звуков.

    6. Слуховая функция:

    § состояние физического слуха;

    § восприятие неречевых звуков (какой музыкальный инструмент прозвучал, послушать шум улицы и т.д.);

    § воспроизведение и восприятие ритмов;

    § состояние фонематического слуха, анализа и синтеза.

    7. Строение артикуляционного аппарата.

    8. Моторика артикуляционного аппарата. Особое внимание следует обратить на оральный праксис, т.е. проверить выполнение изолированных движений и серий движений, что необходимо для дифференциальной диагностики афферентных и эфферентных нарушений.

    9. Общая моторика и мелкая моторика рук.

    10. Просодическая сторона речи. Обратить внимание на темп и ритм речи, правильность употребления пауз в потоке речи, ударений, основных видов интонаций и их оттенков, на силу, высоту, тембр голоса.

    11. Зрительная функция.

    12. Стереогноз.

    13. Письменная речь.

    14. Психическое состояние. Особое внимание надо обратить на обследование мышления и, прежде всего, его наглядных форм, что имеет значение для дифференциальной диагностика алалии от умственной отсталости.

    15. Заключение о состоянии речи. Необходимо указать форму алалии (моторную, сенсорную, смешанную, уровень недоразвития речи (I, II, III), характер нарушения звукопроизношения (сигматизм, ротацизм и т.д.).


     
    Olga Дата: Четверг, 11.11.2010, 16:28 | Сообщение # 3
    Подполковник
    Группа: Друзья
    Сообщений: 114
    Награды: 0
    Репутация: 1 
    Статус: Offline
    Кто и где ставит заключение АЛАЛИЯ?
    В Лекотеку (где я работаю логопедом) пришла девочка (3г. 3 мес.), обращенную речь не понимает, не выполняет простую инструкцию, эхолалии, одно и тоже слово может произнести по разному и т.д., контактна, выполняет невербальные задания по возрасту отлично. Стояло заключение ЗПР и ЗРР.
    Направила к логопеду в пол-ку (написала СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ ?), что-бы та дала направление в Центр патологии речи. Мама встретила негативную реакцию со стороны логопеда (не обследовав ребенка, она заявила у вас этого нет и вам туда не надо......) Мама все же настояла, ей дали направление, но не дали речевую характеристику.
    Почему такая реакция? Не понимаю.
    В том году была аналогичная история, диагноз подтвердился, и маму спросили, а где вы были раньше? А она также ходила по поликлинике и ее отфутболивали.....


    Сообщение отредактировал Olga - Понедельник, 15.11.2010, 14:54
     
    Тая Дата: Воскресенье, 02.09.2012, 09:30 | Сообщение # 4
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Подбираю сейчас материал для обследования алаликов. Поскольку их у меня уже 6 cry , все они великовозрастные и совершенно разные, хочу, чтобы материал подходил для всех сразу - на 6 комплектов меня не хватит... wacko

    Первый раздел - Обследование импрессивной стороны речи.
    Хочу его сделать максимально подробным, чтобы лучше разобраться с детишками. Взяла готовую речевую карту (раньше никогда не отходила от стандартных школьных, т.к. именно их у нас требуют. Но с этими детками стандартная мне ничем в работе не поможет...)
    Не хотела ничего переделывать из-за отсутствия времени, но кое-что не нравится...

    1. Понимание на уровне диалога__________________________________________
    ______________________________________________________________________

    Надо бы расписать конкретно... Какие вопросы для практически неговорящих можно включить в диалог, чтобы не вызвать с первого дня негативизма? surprised
     
    Тая Дата: Воскресенье, 02.09.2012, 09:35 | Сообщение # 5
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    2. Понимание инструкций:
    Возьми мяч ___________________________________________________________
    Дай куклу _____________________________________________________________
    Подними ведерко___________________________________________________________
    Брось мяч на пол________________________________________________________
    Положи барабан на стул _________________________________________________
    Давай рисовать. Возьми карандаш, бумагу__________________________________
    ______________________________________________________________________
    Убери карандаш в пенал_______________________________________________
    Возьми у меня карандаши и положи на стол________________________________
    Подойди к столу и возьми машину________________________________________

    Не слишком много однотипных инструкций? Моим школьникам или Вашим подготовишкам Вы что добавили бы? Или не надо для первой диагностики усложнять?
     
    Тая Дата: Воскресенье, 02.09.2012, 09:38 | Сообщение # 6
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    3. Понимание слов, обозначающих
    а) предметы

    тетя_________________________ варежки ______________________________
    дедушка _____________________ дерево________________________________
    миска ______________________ пирамида_____________________________
    мишка_______________________ автобус _______________________________
    мышка_______________________ руль__________________________________
    нож_________________________ стул__________________________________
    стакан_______________________ ведро_________________________________
    чашка_______________________ уши__________________________________
    кошка_______________________ глаза_________________________________
    лошадь______________________ шея__________________________________
    груша_______________________ пальцы_______________________________
    помидор _____________________ волосы__________________________________
    рубашка______________________

    Этот раздел взяла без изменений: на тот момент я вообще ничего не хотела менять...
    Прикрепления: _--.docx (332.3 Kb)
     
    Тая Дата: Воскресенье, 02.09.2012, 09:40 | Сообщение # 7
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Действия и признаки должна сегодня сделать...

    б) действия
    дает _________________________ везет____________________________________
    идет_________________________ моет____________________________________
    сидит ________________________ умывается_______________________________
    причесывается ________________ стирает__________________________________
    пишет _______________________ гладит___________________________________
    читает_______________________ ловит____________________________________
    ведет_________________________
    пьет__________________________
    в) признаки
    большой_______________________ синий_________________________________
    маленький _____________________ желтый________________________________
    чистый________________________ близко_________________________________
    грязный _______________________ далеко_________________________________
    красный _______________________ низко__________________________________
    зеленый_______________________ высоко_________________________________
    Прикрепления: 4301564.docx (197.2 Kb) · 8202567.docx (173.7 Kb)
     
    Тая Дата: Воскресенье, 02.09.2012, 09:42 | Сообщение # 8
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Этот раздел что-то мне вообще не нравится...

    4. Понимание предложений
    Мальчик идет____________________________________________________________
    У девочки цветы _________________________________________________________
    Дети собирают грибы_____________________________________________________
    Девочка дает книгу мальчику ______________________________________________
    Девочка гладит утюгом платье______________________________________________
    Мальчик берет стакан молока_______________________________________________
    Мяч лежит на скамейке____________________________________________________
    Мяч лежит в коробке______________________________________________________

    Что тут с чем можно спутать? surprised

    Кое-что изменила на скорую руку. Принципиально менять не стала.
    Прикрепления: 0347474.docx (150.3 Kb)
     
    Тая Дата: Воскресенье, 02.09.2012, 09:43 | Сообщение # 9
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Это взяла без изменений:

    5. Различение существительных единственного и множественного числа.
    Матрешка - матрешки _____________________________________________________
    Шар - шары__ ___________________________________________________________
    Гриб - грибы______________________________________________________________
    Машина - машины_________________________________________________________
    Мяч – мячи_______________________________________________________________
    Прикрепления: _____.docx (134.1 Kb)
     
    Тая Дата: Воскресенье, 02.09.2012, 09:44 | Сообщение # 10
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Этот тоже.

    6. Понимание существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами.
    Дом - домик______________________________________________________________
    сумка - сумочка___________________________________________________________
    кровать - кроватка_________________________________________________________
    Прикрепления: ___.docx (156.2 Kb)
     
    Тая Дата: Воскресенье, 02.09.2012, 09:52 | Сообщение # 11
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Сюда надо, наверное, внести дополнения: всё-таки школьники, параллельно будут грамоте учиться...

    7. Состояние фонематического восприятия: выделение звуков в составе слов.
    кит - кот_________________________________________________________________
    ком - дом________________________________________________________________
    мышка - мишка___________________________________________________________
    коза - коса________________________________________________________________
    лак - рак ______________________________________

    Добавила:
    крыша-крыса
    трава-дрова
    бочка-почка

    Рак-лак что-то упустила...
    Прикрепления: __.docx (472.8 Kb)
     
    Тая Дата: Воскресенье, 02.09.2012, 09:55 | Сообщение # 12
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Какие разделы ещё нужно добавить?
    - Понимание предложных конструкций
    - .... wacko

    Я себя уже так замордовала, что голова кругом идёт... И есть с чего: неделю назад предполагалось, что я буду работать с двумя такими детишками, три дня назад мне приплюсовали ещё двух, а завтра, скорее всего, наградят ещё двумя - для полного комплекта (учитель, по совместительству логопед, позавчера отказался...) cry

    А я так мечтала остаться на одну голую ставку... Теперь вот 30 часов набирается вместо 18... biggrin
     
    Тая Дата: Пятница, 07.09.2012, 04:04 | Сообщение # 13
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Ура, благополучно избавилась от 6 часов нагрузки и двух неговорунов...
    В предыдущие сообщения прикрепила материалы для обследования понимания речи и активного словарного запаса. Может быть кому-то пригодятся. Столько времени на поиск уходит!
    Посмотрела своих детишек ещё не полностью: из новеньких один чистый моторный алалик (понимание речи на все сто, интеллект сохранен), а вот второй 50 на 50... И по поводу интеллекта большие сомнения. А поведение... Вчера показал мне язык: - Вот тебе! За то, что не взяла его на занятие первым. До этого при встрече посылал громкие воздушные поцелуи, невзирая на замечания окружающих. Вот субъектик! surprised
     
    Тая Дата: Пятница, 07.09.2012, 04:18 | Сообщение # 14
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    П. Обследование экспрессивной стороны речи.
    1. Диалог.
    Как тебя зовут?
    Кто тебя привел сюда?____________________________________________________
    Показать тебе игрушки? __________________________________________________
    Какая игрушка тебе понравилась? _____________________________________________
    Любишь играть с игрушками?__________________________________________________
    Поиграй с игрушками. Что ты делаешь?___________________________________________
    Что можно делать с этими игрушками?__________________________________________
    пирамида___________________________________________________________________ машина_____________________________________________________________________
    мяч______________________________________________________________________ барабан____________________________________________________________________
    кукла_______________________________________________________________________ кубики _____________________________________________________________________
     
    Тая Дата: Пятница, 07.09.2012, 04:19 | Сообщение # 15
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    2. Изучение активного словарного запаса:
    а) звукоподражание:
    Как тикают часы?___________________________________________________________
    Как лает собака?____________________________________________________________
    Как кричит петух?___________________________________________________________
    Как мяукает кошка?___________________________________________________________
    Как мычит корова?___________________________________________________________
    Как хрюкает свинья?__________________________________________________________
     
    Форум » РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ » АЛАЛИЯ » Обследование
    • Страница 1 из 3
    • 1
    • 2
    • 3
    • »
    Поиск: