Из сообщения одной мамочки: Хочу все-таки написать о книге, которая перевернула мое сознание во второй раз (первая была - “Запрещенное горе”) До этого времени мне казалось, что нужно найти все-таки какое-то приложение сил извне, и мой ребенок заговорит. Книга поменяла мое собственное поведение и отношение к моему ребенку, к моторной алалии, занятиям и так далее.
Немножко об авторе. Ромена Августова- дефектолог, логопед, не знаю как еще можно назвать, она создала методику для развития речи у детей с синдромом Дауна. (После первого прочтения книжки мне показалось - методики нет. Я стала читать второй раз, вчитываться, искать зерно, и кажется - может быть мало - но нашла. Сложность в том, что в такой литературе хочется инструкции, а ее все-таки приходится вычленять из текста… но об этом ниже).
Сначала она пишет о своих учениках, дает им характеристики, там есть как детки с СД, попавшие к ней на занятия довольно в раннем возрасте (3-4 года), и показавшие быструю динамику, так и абсолютные молчуны, которым было уже по 7-8 лет, “безнадежные”. Динамика в речи есть у всех.
Что особо волшебного я выделила и приняла на вооружение.
1. Убрать лишние слова.(Мне это было трудно принять. бессознательно мамы деток с МА видимо доказывает себе объемом речи, что ребенок такой как все - и говорят, говорят, говорят. Тем более и специалисты советуют. Тем более, ребенок понимает эту сложную речь, и участвует в диалоге как может. Но чтобы пошел обратный процесс, чтобы появилось слово, надо все-таки ограничить себя, хотя бы в каких-то определенных режимных моментах) Пример: начать с имени. Я своего как только не зову и не звала: Мишенька, Мишутка, Медведь, Медвежонок, Куся, Солнышко и т.д. Убрать. Оставить самое простое: Ми-ша. (У нас имя - было первым двусложным из разных слогов: сначала он называл себя Ми, а потом однажды смотрел в окно и через паузу абсолютно без побуждений “Ми… са”) И так далее. Говорить с нажимом. Энергетически вкладываясь в слово. По слогам. Можно тянуть. КИИИИИ-САААА (я добавляла в это игру в машинки: грузовик везет один слог к другому). Можно ввести героя - а пусть автобус скажет… но это уже не из Августовой, а отовсюду…
2. Начинать с открытого слога, который получается у ребенка.Что-то же получается, забыть пока о том, что не получается. Выписать слоги, которые так или иначе в речи проскальзывают. Попробовать из них составить какие-то простейшие слова. И их употреблять. (Судя по тому, как одновременно у моего Мишки и у еще одного мальчика из группы начали появляться “нету”, “вот так”, туда, вот там, вот тут - это популярная методика вообще). То есть чтобы вот этот простейший лексикон повторялся постоянно, преобладая над сложным.
3. Этот простейший лексикон надо себе (для памяти) везде развесить, написать. В книжках с картинками, которые часто читаются прямо карандашиком.
Это первый этап.
Естественно, он у всех разный. Когда речи нет совсем, я думаю, начинают с лепетных, самых простых Девочка поет - “А”, Мальчик упал -”О!”, Волк воет “УУУ”, у нас книжка наложилась на этап соединения двух разных слогов в двусложное слово. Я решила поставить эксперимент, я действительно выписала все слоги, которые Миша говорил, и составила из них слова, и начала их интенсивно долбить. Что-то получилось сразу, и сразу перешло в активный словарь. Что-то вообще уходило в никуда. “Миша, давай вместе: “Бууу-сыыы” Очень неохотно за мной “Бу - бу, сы- си” Через ОГРОМНУЮ паузу “Бу…..си” и все. Зато потом, где-то через месяц эти “буси” вынырнули как-то сами собой, легко повторил, почти без паузы, и вошло в актив. И я поняла, ПРОВЕРИЛА на нас, что даже если нет немедленного результата, слово оседает - и потом вылезет
Единственное, для нас правило, надо добиться, чтобы Миша все-таки - пусть неохотно, пусть через громадную паузу, но сказал сам, без подсказок это слово. Тогда механизм, пусть и замедленно, через какое-то время сработает. Если повтора не было, скорее всего, не сработает.