|
Выход из моторной алалии
| |
Тая |
Дата: Вторник, 16.11.2010, 16:16 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Сюда размещаем любые материалы по начальному этапу работы над предложением. |
|
| |
EKATEPNHA |
Дата: Вторник, 16.11.2010, 16:17 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2064
Награды: 32
Репутация: 118
Статус: Offline |
Девочки, я опять за помощью. Адресуйте, пожалуйста, к какой-нибудь хорошей книжке или может быть из опыта кто подскажет. У меня есть девочка с выходом из моторной алалии. Уже говорит. С отдельными словами проблемы решаются довольно успешно. Даже трехсложные слова с открытыми слогами говорит без ошибок. С грамматикой более-менее уже подружились. А вот предложения ... Простое предложение из 3 слов или 4 (считая предлог) повторить и то затрудняется. Я: Листья на деревьях опадают. Реб. : листья падают. Я: Листья на деревьях опадают. Реб.: листья деревьях... И т.п. Есть ли какие-то приемы для решения этой проблемы? Я стараюсь подбирать предложения одинаковые по структуре. Например: подлежащее, сказуемое, дополнение, вроде: птицы улетели на юг; звери готовятся к зиме и т.д. Составляю рассказ по картине из 3-4 таких предложений. Пока рассматриваем картину и надо отвечать односложно все хорошо. Но как только прошу повторить за мной предложение - никак не получается. |
|
| |
Тая |
Дата: Вторник, 16.11.2010, 16:17 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Наверное, предложения для неё ещё сложновыты... Отработайте сначала предложения из 3 слов - без предлогов. Кроме того, перед включением предлогов в предложение надо отработать их в словосочетаниии...Работа с алаликами не из лёгких... |
|
| |
EKATEPNHA |
Дата: Вторник, 16.11.2010, 16:17 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2064
Награды: 32
Репутация: 118
Статус: Offline |
Да с предлогами мы пока не дружим. Но и предложения без предлогов (Вроде: Котенок пьет молоко. Девочка играет куклой) тоже не повторить. Из трех слов обычно говорит два, причем в любом сочетании.
Сообщение отредактировал EKATEPNHA - Понедельник, 15.11.2010, 20:09 |
|
| |
Тая |
Дата: Вторник, 16.11.2010, 16:17 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
EKATEPNHA, тогда на предложения с предложными конструкциями вообще рано переходить. А ряд из трёх слов девочка повторить может? Какой возраст девочки? А над предлогами надо начинать работать, но постепенно: Взять только один, самый для неё понятный, например, НА - и отработать его во всём множестве сочетаний. Только потом добавить другой. Сначала отрабатывать их в словосочетаниях. В предложения добавлять только после того, как отработаете трёхсловное предложение без предлога. Здесь перепрыгнуть через этап или объединить два этапа в один. видимо, не получится. Попробуем открыть соответствующие темы, кто-нибуь подключится. |
|
| |
Тая |
Дата: Вторник, 16.11.2010, 19:08 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Формирование предложений из нескольких слов Из книги Жуковой Мастюковой Филичевой "Преодоление ЗРР" Методические указания. Непременным условием при обучении детей составлению предложений из 3—5 слов является ясность и конкретность значения каждого члена предложения. Логопед корригирует вопросами (там, где это можно) порядок слов в предложении, следит за тем, чтобы ребенок при составлении предложений не опускал глагола и употреблял его в нужной форма, согласуя в числе и лице с существительным. Сначала лучше ставить одни и те же вопросы, чтобы однородность значения падежа облегчила ребенку его усвоение. Например, для усвоения переходности действия, выраженного винительным падежом, логопед задает ребенку однотипные вопросы, требующие ответа с употреблением существительного в винительном падеже единственного числа: «Что кушает мальчик? А что пьет девочка?» Аналогично ставятся вопросы к дополнению, выраженному дательным падежом, обозначающему лицо, для которого совершается действие, и творительным падежом, обозначающему орудие действия, и т. д. После того как ребенком усвоены предлагаемые конструкции, логопед ставит различные вопросы, например: «Кто это?» — «Мальчик». — «А что он делает?» — «Пьет». — «А что он пьет?» — «Мо¬локо», — «А из чего он пьет?» — «Из кружки». И т. д. Если на первых этапах выполнения заданий однословные ответы детей вполне допустимы, то в последующем от ребенка требуется обязательное проговаривание всего предложения (синтаксического стереотипа) с правильным его грамматическим оформлением, при этом надо помнить, что детям с общим недоразвитием речи труднее грамматически правильно оформить второе зависимое от глагола слово, чем первое, например: «Девочка гонит козу прут(ом)». Чем больше ребенок составит предложений по демонстрируемым, действиям, сюжетным картинкам, развернуто ответит на вопросы, тем быстрее он усвоит грамматическую структуру простых предложений и тем самым скорее продвинется в своем речевом развитии. А поэтому вне занятий советуем использовать любую предметную ситуацию, любой сюжет картины, о которых можно спросить: «Кто (что) это? Ч т о о н (она) делает? Ч ем? Кому? Где? К у д а» и т. д. Все неправильные ответы детей ненавязчиво исправляются логопедом. На занятия выносится только тот лексический материал, который доступен детям в слоговом и грамматическом оформлении. Для этого весь предлагаемый материал подобран таким образом, чтобы ребенок преимущественно пользовался «наиболее легкими» для него типами словоизменения и словообразования, которые доступны детям с низким уровнем развития речи. Задание 1. Научить детей отвечать на вопросы: «Кто это? Что он (она) делает? Что?», после чего составить предложения по моделям: а) «им. пад. + согласованный глагол + прямое дополнение» (форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.). Примерный лексический материал Субъект действия: пьет: чай, молоко, кофе есть (кушает): суп, мясо, хлеб, арбуз, яблоко лепит: шарик, гриб(ок), дом(ик), цветок несет: мяч, гриб, кубики, мешок, самолет моет: полы, окно, руки, лицо, уши, нос ловит: мяч читает: письмо варит: суп, компот, мясо шьет: платье, фартук, пальто вешает: белье, пальто Субъект действия: сажает: цветы, лук, маки убирает: книги, игрушки собирает: грибы, цветы, ягоды стирает: белье, носки, чулки, платок, трусы подметает: двор, пол закрывает: шкаф, дверь, окно пишет: письмо рисует: дом, гараж, цветок берет: мяч, кубики, самолет, шары чистит: зубы, пальто, ботинки, тапки поливает: цветы, двор б)«им. пад. + согласованный глагол + прямое дополнение» (форма вин. пад. не совпадает с формой им. пад.). Примерный лексический материал Субъект действия: ест: кашу, котлету, лапшу пьет: воду несет: лейку, банку, куклу лепит: утку, кошку, машину рисует: собаку, машину, козу ловит: бабочку варит: кашу, лапшу шьет: кофту, рубашку моет: раму подметает: комнату, улицу Субъект действия: чистит: шубу, шапку читает: книгу, газету вешает: рубашку, кофту стирает: рубашку, майку поливает: малину, вишню, улицу, дорожку сажает: вишню, капусту убирает: комнату ■ собирает: землянику закрывает: сумку |
|
| |
EKATEPNHA |
Дата: Вторник, 16.11.2010, 22:46 | Сообщение # 7 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2064
Награды: 32
Репутация: 118
Статус: Offline |
Тая, спасибо, спасибо! Буду подбирать соответствующие картинки.Quote (Тая) Какой возраст девочки? 5 лет. Quote (Тая) А ряд из трёх слов девочка повторить может? Она даже ряд из трех звуков (например А-И-А) повторить не может, при этом трехсложные слова вроде молоко, корова, дерево говорит правильно (не считая дефектов звукопроизношения, конечно), но слоги не упускает, не переставляет, все гласные произносит правильно. И в спонтанной речи вдруг иногда пробиваются нормальные предложения. Вот вчера вдруг выдала: "Мама платочек стирала и гладила" - вот точно так с однородными сказуемыми и союзом и, ничего не упустив. |
|
| |
Тая |
Дата: Среда, 17.11.2010, 03:59 | Сообщение # 8 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Тогда всё образуется! С моторными алаликами всё надо хорошо отрабатывать: сначала хорошо отработать саму грамматическую форму, а уж потом включать её в предложения. Ещё есть материал у Ефименковой - не могу пока найти... По последовательности работы над грамматикой есть книжка у Лалаевой - тоже пока не попадалась... Будем искать! Мне самой скоро пригодится! У меня ребёночек пока на стадии слов, но продвигается потихоньку...Так что подборкой картинок поделитесь, пожалуйста! |
|
| |
EKATEPNHA |
Дата: Четверг, 18.11.2010, 11:36 | Сообщение # 9 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2064
Награды: 32
Репутация: 118
Статус: Offline |
вот получились картинки на предложения подл. + сказуемое + прямое дополнение (вин. падеж совпадает и им.) Девочка пьет сок. Девочка есть яблоко. Девочка нюхает цветок. Мальчик лепит кулич. Девочка несет мяч. Мальчик ест суп. Девочка уколола палец. Дети кормят птиц. Кот катает клубок. Мальчик несет шарик.
|
|
| |
Тая |
Дата: Четверг, 18.11.2010, 14:41 | Сообщение # 10 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
EKATEPNHA, чудесные картинки! Спасибо! А то у меня столько времени уходит на поиск картинок... А результат не всегда радует. Сейчас сяду делать презентацию для своей ученицы. |
|
| |
EKATEPNHA |
Дата: Четверг, 18.11.2010, 22:40 | Сообщение # 11 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2064
Награды: 32
Репутация: 118
Статус: Offline |
Моя ученица сегодня без проблем выдала все предложения по этим картинкам, ни разу не ошибившись. Видимо, в предложениях про осень, просто лексика для нее трудновата. Пока мы рассматриваем картину и можно отвечать одним словом, она справляется, а когда надо все эти трудные слова (типа птицы, юг, улетать) соединить в предложение, то уже никак. Другой причины я не могу найти, почему "девочка держит мяч" говорится без проблем, а "заяц меняет шубку", ну никак не повторить. Или наглядность уж очень "наглядная"? |
|
| |
Тая |
Дата: Пятница, 19.11.2010, 04:15 | Сообщение # 12 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
И лексика могла быть трудновата: она там более отвлечённая. А грамматика совсем трудная... Теперь надо попробовать следующий шажок: «им. пад. + согласованный глагол + прямое дополнение» (форма вин. пад. не совпадает с формой им. пад.). Примерный лексический материал Субъект действия: ест: кашу, котлету, лапшу пьет: воду несет: лейку, банку, куклу лепит: утку, кошку, машину рисует: собаку, машину, козу ловит: бабочку варит: кашу, лапшу шьет: кофту, рубашку моет: раму подметает: комнату, улицу Субъект действия: чистит: шубу, шапку читает: книгу, газету вешает: рубашку, кофту стирает: рубашку, майку поливает: малину, вишню, улицу, дорожку сажает: вишню, капусту убирает: комнату ■ собирает: землянику закрывает: сумку Презентацию загрузила. Ссылка в сообщении выше... Будем работать дальше? |
|
| |
EKATEPNHA |
Дата: Пятница, 19.11.2010, 20:07 | Сообщение # 13 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2064
Награды: 32
Репутация: 118
Статус: Offline |
Quote (Тая) Будем работать дальше? Будем. Попробовала в рамках грамматического задания чуть разнообразить лексику. Корова жует траву. Белка грызет шишку. Заяц держит морковку. Мышка нашла колосок. (но это подходит под прошлую подборку: винительный падеж совпадает с именительным) Девочка качает мишку.
Сообщение отредактировал EKATEPNHA - Пятница, 19.11.2010, 20:13 |
|
| |
EKATEPNHA |
Дата: Пятница, 19.11.2010, 20:16 | Сообщение # 14 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2064
Награды: 32
Репутация: 118
Статус: Offline |
Продолжаю выкладывать картинки на грамматическую конструкцию подл. + ск. + прямое дополнение. К сожалению разнообразие подлежащих закончилось, дальше опять мальчики-девочки с небольшим вкраплением мишек. Девочка надела юбку. Мальчик кормит щенка. Мальчик читает книгу. Мальчик наряжает ёлку. Мишка разбил чашку.
|
|
| |
EKATEPNHA |
Дата: Пятница, 19.11.2010, 20:23 | Сообщение # 15 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2064
Награды: 32
Репутация: 118
Статус: Offline |
окончание Девочка строит башню. Мишка ест кашу.
|
|
| |
| |