|
Диагностика ЗПР
| |
Kalella |
Дата: Суббота, 20.06.2009, 17:40 | Сообщение # 1 |
Дефектолог
Группа: Модераторы
Сообщений: 36
Награды: 0
Репутация: 2
Статус: Offline |
Уважаемые специалисты! Делимся опытом , выбираем диагностику. |
|
| |
Logos |
Дата: Воскресенье, 21.06.2009, 18:59 | Сообщение # 2 |
Логопед
Группа: Модераторы
Сообщений: 784
Награды: 6
Репутация: 54
Статус: Offline |
Протокол первичного обследования 4-х летних детей с ЗПР педагогом-дефектологом Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________________________ Дата рождения ___________________________________________________________________ I. Эмоциональная сфера и поведение ребенка. • Контакт и эмоционального реакция на обследование (легко ли вступает в контакт, волнуется ли, застенчив, весел, неадекватность поведения и т.д.) • Понимание инструкции и цели задания (выслушивает ли до конца, задает вопросы, необходим ли показ). • Характер деятельности при выполнении заданий (интерес, работоспособность, использование помощи и т.д.) II. Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений • Сведения ребенка о себе и своей семье Как тебя зовут? Сколько тебе лет? (Покажи на пальцах). С кем ты пришел? Как зовут твою маму? Папу? Покажи, где глаза у куклы? А где у тебя? Зачем нужны глаза (уши)? Ты любишь рисовать? Нарисуй что-нибудь (домик, елочку). • Представления о явлениях природы Когда можно кататься на санках, зимой или летом? Почему? Покажи, где лето, где зима. III. Восприятие. • Матрешка 5-ти составная или пирамидка (я сниму колечко, а ты одень их). • Ящик форм (6 форм). • Цветные кубики Покажи, где красный. Дай синий. • Разрезные картинки, 4 части. • Конструирование по образцу. Построй как у меня из кубиков 4 элемента. Из палочек 5 элементов. IV. Исследование элементарных математических представлений. • Один и много. • Возьми (дай) 3, 2, 1 палочку. • Покажи столько же пальчиков. V. Логопедическое обследование. • Общее звучание. • Строение и подвижность артикуляционного аппарата: а) подвижность; б) правильность прикуса; в) строение неба; г) строение зубов; д) язык; е) строение подъязычной уздечки; ж) губы и их подвижность. • Понимание речи а) понимание инструкции: Возьми зайку. Дай мячик мне. Помаши флажком. Возьми игрушку и дай мне. Возьми кубик и дай кукле. Покажи ручки и топни ножкой. б) Знание предметов, действий, частей тела. “Покажи мне”. в) Узнавание предметов по назначению “покажи”: из чего пьют? чем едят? что мы кушаем? что мы надеваем? чем можно играть? чем мы расчесываем волосы? чем мы вытираемся? чем мы рисуем? чем копаем? • Состояние словаря: а) звукоподражание; б) предметный; в) глагольный; г) называние родовых понятий с опорой на картинки: одежда, игрушки, посуда. • Грамматический строй речи: а) мн. число существительных карандаш б) мн. число глаголов: Покажи, где Читает – читают Рисует – рисуют в) предлоги в, на, под в действии г) уменьшительно-ласкательная форма существительных: миска подушка коляска стул д) восприятие слоговой структуры слова. • Связная речь Сюжетная картинка “Дождик”. • Фонематический слух. а) Повтори: та – да да – та ка – га ка – ха на – ба па – ба ба – па б) Покажи, где мишка – миска крыша – крыса суп – зуб коза – коса трава – дрова • Звукопроизношение • Мелкая моторика Сделай, как я (пальчиковая гимнастика). Деревья, трава, зайчик и т.д.
|
|
| |
Logos |
Дата: Понедельник, 22.06.2009, 18:54 | Сообщение # 3 |
Логопед
Группа: Модераторы
Сообщений: 784
Награды: 6
Репутация: 54
Статус: Offline |
диагностика детей с ЗПР 5 лет (протокол обследования)
|
|
| |
Logos |
Дата: Вторник, 23.06.2009, 09:17 | Сообщение # 4 |
Логопед
Группа: Модераторы
Сообщений: 784
Награды: 6
Репутация: 54
Статус: Offline |
протокол обследования детей с ЗПР 6 лет
|
|
| |
Logos |
Дата: Четверг, 15.10.2009, 16:26 | Сообщение # 5 |
Логопед
Группа: Модераторы
Сообщений: 784
Награды: 6
Репутация: 54
Статус: Offline |
Обследование навыков звукового анализа слова 1. Определить качество звуков в словах: ус, мак, лужа, ромашка. 2. Выделить последовательно каждый звук в словах: дом, зонт, крыша, самолет, танкист. 3. Назвать первый ударный гласный звук в словах: Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша. 4. Определить последний согласный звук в словах: ус, кот, сыр, стакан, щенок, стол. 5. Выделить согласный звук в начале слова: сон, шуба, магазин, щука, чай. 6. Назвать ударный согласный звук в конце слова: рука, грибы. ведро, мячи. 7. Закончить слово: бара_, пету_, самоле_. 8. Определить, какими звуками отличаются слова: Оля - Коля. крыша - крыса, трава - дрова. Обследование активного словаря 1. Назвать слова, обозначающие бытовые предметы, изображенные на картинках. 2. Самостоятельно дополнить данный тематический ряд слов: корова, собака, коза... 3. Назвать предмет по его описанию. («Как называется помещение, где читают, выдают и получают книги?»; «Кто косой, слабый, трусливый?»; «Что светит, сияет, греет?» и т.д.) 4. 4. Назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, куриц, утки, лисы, медведя. 5. 5. Подобрать обобщающее слово: стол - мебель, а чашка - что? сапоги - обувь, а шуба - что? Земляника - ягода, а сыроежка - что? Комар - насекомое, а карась - кто? Назвать обобщающим словом группу однородных предметов (предъявляются специально подобранные картинки, например, пальто, платье, шуба, рубашка). 6. Назвать признаки предметов: небо какое, елка какая, лимон какой? · Морковь сладкая, а редька какая? · Ручей узкий, а река какая? · Трава низкая, а дерево какое? 7. Назвать действия людей и животных: · Повар что делает? · А почтальон, сапожник, учитель? И т.д. · Кто как передвигается: воробей летает, а лягушка, змея? И т.д. · Кто как голос подает? (петух кукарекает, а ворона, воробей, сорока?) 8. Назвать действия по картинкам (входит, заходит, переходит,выходит и т.п.). 9. Назвать времена года, их последовательность и признаки. 10. Подобрать слова, противоположные по значению (большой маленький) холодный, чистый, твердый, мокрый. 11. Подобрать синонимы к словам: высокий, радость, врач, тайна, громкий и т.п.
|
|
| |
Logos |
Дата: Четверг, 15.10.2009, 16:28 | Сообщение # 6 |
Логопед
Группа: Модераторы
Сообщений: 784
Награды: 6
Репутация: 54
Статус: Offline |
Исследование грамматического строя речи 1. Составление предложений по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок (задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями). 2. Составление предложений по опорным словам (например, дети, лес, корзина, земляника, цветы, спелая, сладкая). 3. Составление предложений из слов, расположенных в беспорядке (лыжах, на, кататься, Саша). 4. Подбор недостающего предлога в предложении (Книга лежит на столе). 5. Пересказ текста (знакомого, незнакомого) после прослушивания. 6. Составление рассказа исходя из собственного опыта (о любимой игрушке, книге, о животном, о празднике и т.п.). 7. Исследование словоизменения: - употребление имен существительных в единственном и множественном числе в разных падежах (предъявляются сюжетные картинки и задаются вопросы: чем покрыт стол? чем режут хлеб? кого кормит девочка? зачем дети ходили в лес?); - образование формы родительного падежа множественного числа имен существительных (дается инструкция «Я буду говорить про один предмет, а ты - про много; называются слова: коса, глаз, стул. отряд, лоб, ухо, рот, дерево, билет, перо, окно, рукав, воробей, болото, лев, хлеб, сторож, завод); - употребление предлогов (предлагается ответить на вопросы по демонстрации действий: где лежат карандаши? (в коробке), а теперь? (на столе), откуда я взяла карандаши? (из коробки), откуда упал карандаш? (со стола), откуда я достаю карандаши? (из-под коробки, из-за коробки); согласование имен прилагательных и числительных с существительными (предлагается производить пересчет предметов, каждый раз называя числительное, прилагательное и существительное (две красные палочки, пять синих карандашей, три зеленых яблока). 8. Исследование словообразования: - образование имен прилагательных от существительных (можно задать вопрос: «Из чего сделан стул? Значит, он какой?» Предлагаются слова: снег, бумага, стекло, дерево, мех, шерсть, пух); - образование сложных слов (из двух слов образовать одно: камень, дробить - камнедробилка; сено, косить - сенокосилка; землю черпать - землечерпалка). Дети с ЗПР нуждаются в специализированной помощи по восполнению пробелов в речевом развитии по трем основным направлениям: - коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи; -уточнение, обогащение и активизация словаря; - коррекция грамматического строя речи.
|
|
| |
Mouse |
Дата: Среда, 21.10.2009, 13:34 | Сообщение # 7 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline |
Подскажите, по каким параметрам можно определить ЗПР? У меня группа ОНР, но есть подозрения на ЗПР, как мне для себя это выявить? |
|
| |
Logos |
Дата: Среда, 21.10.2009, 14:25 | Сообщение # 8 |
Логопед
Группа: Модераторы
Сообщений: 784
Награды: 6
Репутация: 54
Статус: Offline |
При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью. А так желательно провести более углубленное психолого-педагогическое изучение данного ребенка...пообщаться с ним, изучить медицинскую карту, направить его на консультацию к неврологу ...Хотя бы это для начала. Почитайте литературу в данном разделе по ЗПР...может что найдете для себя важное и полезное))))
|
|
| |
Тая |
Дата: Среда, 21.10.2009, 15:05 | Сообщение # 9 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Кроме речи, нужно ещё смотреть другие психические процессы, например, внимание, память, мышление... |
|
| |
Logos |
Дата: Среда, 21.10.2009, 16:04 | Сообщение # 10 |
Логопед
Группа: Модераторы
Сообщений: 784
Награды: 6
Репутация: 54
Статус: Offline |
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. отличная книга посмотрите здесь http://www.pedlib.ru/Books/1/0487/1_0487-17.shtml
|
|
| |
Mouse |
Дата: Среда, 21.10.2009, 18:57 | Сообщение # 11 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline |
Спасибо! Посмотрю) |
|
| |
Kalella |
Дата: Воскресенье, 13.12.2009, 13:07 | Сообщение # 12 |
Дефектолог
Группа: Модераторы
Сообщений: 36
Награды: 0
Репутация: 2
Статус: Offline |
Советую обратиться к психологу (если нет дефектолога), он проведёт комплексную диагностику, сразу даст заключение. |
|
| |
evgeniya |
Дата: Среда, 02.03.2011, 19:16 | Сообщение # 13 |
Майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 80
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline |
Диагностика дошкольников с зпр
|
|
| |
Logos |
Дата: Среда, 18.05.2011, 18:35 | Сообщение # 14 |
Логопед
Группа: Модераторы
Сообщений: 784
Награды: 6
Репутация: 54
Статус: Offline |
Евгения, спасибо огромное за ваши таблицы.Так кстати пригодились!
|
|
| |
evgeniya |
Дата: Четверг, 19.05.2011, 13:03 | Сообщение # 15 |
Майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 80
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline |
пожалуйста,рада,что они оказались полезны. |
|
| |
| |