Четверг, 28.03.2024, 20:54
Логопси: логопедия, дефектология, психология

 Диагностика ЗПР - Форум

Поиск
Новые сообщения
  • Ссылки на свои блоги, сайты (28)
  • Знакомимся ближе... (228)
  • Дифференциация Л-В (49)
  • Игры для обследования неговорящих детей (15)
  • Полезные ссылки по массажу (7)
  • Обучение письму. Коррекция нарушений письма (18)
  • Игры для детей от 3 лет (8)
  • Учим буквы, играя (24)
  • Популярные темы
  • В чем трудности у молодых специалистов возникают в работе? (772)
  • Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н. (558)
  • Работа над звуками Р - Рь (491)
  • Звуки раннего онтогенеза (236)
  • Знакомимся ближе... (228)
  • Работа над свистящими звуками (190)
  • ОНР 1 уровня (189)
  • Меню сайта
    Статистика
    Последние картинки
    Объявления!
    Требуется помощь!
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 2
    • 1
    • 2
    • »
    Модератор форума: Kalella, Logos  
    Форум » ДЕФЕКТОЛОГИЯ » Задержка психического развития » Диагностика ЗПР (первичная, скрининг...)
    Диагностика ЗПР
    Kalella Дата: Суббота, 20.06.2009, 17:40 | Сообщение # 1
    Дефектолог
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 36
    Награды: 0
    Репутация: 2 
    Статус: Offline
    Уважаемые специалисты! Делимся опытом , выбираем диагностику.
     
    Logos Дата: Воскресенье, 21.06.2009, 18:59 | Сообщение # 2
    Логопед
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 784
    Награды: 6
    Репутация: 54 
    Статус: Offline
    Протокол первичного обследования 4-х летних детей с ЗПР педагогом-дефектологом

    Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________________________
    Дата рождения ___________________________________________________________________

    I. Эмоциональная сфера и поведение ребенка.
    • Контакт и эмоционального реакция на обследование (легко ли вступает в контакт, волнуется ли, застенчив, весел, неадекватность поведения и т.д.)

    • Понимание инструкции и цели задания (выслушивает ли до конца, задает вопросы, необходим ли показ).

    • Характер деятельности при выполнении заданий (интерес, работоспособность, использование помощи и т.д.)

    II. Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений
    • Сведения ребенка о себе и своей семье
     Как тебя зовут?
     Сколько тебе лет? (Покажи на пальцах).
     С кем ты пришел?
     Как зовут твою маму? Папу?
     Покажи, где глаза у куклы?
     А где у тебя?
     Зачем нужны глаза (уши)?
     Ты любишь рисовать?
     Нарисуй что-нибудь (домик, елочку).

    • Представления о явлениях природы
     Когда можно кататься на санках, зимой или летом? Почему?
     Покажи, где лето, где зима.

    III. Восприятие.
    • Матрешка 5-ти составная или пирамидка (я сниму колечко, а ты одень их).

    • Ящик форм (6 форм).

    • Цветные кубики
     Покажи, где красный.
     Дай синий.

    • Разрезные картинки, 4 части.
    • Конструирование по образцу.
     Построй как у меня из кубиков 4 элемента.
     Из палочек 5 элементов.

    IV. Исследование элементарных математических представлений.
    • Один и много.
    • Возьми (дай) 3, 2, 1 палочку.
    • Покажи столько же пальчиков.

    V. Логопедическое обследование.

    • Общее звучание.

    • Строение и подвижность артикуляционного аппарата:
    а) подвижность;

    б) правильность прикуса;

    в) строение неба;

    г) строение зубов;

    д) язык;

    е) строение подъязычной уздечки;

    ж) губы и их подвижность.

    • Понимание речи
    а) понимание инструкции:
     Возьми зайку.
     Дай мячик мне.
     Помаши флажком.
     Возьми игрушку и дай мне.
     Возьми кубик и дай кукле.
     Покажи ручки и топни ножкой.

    б) Знание предметов, действий, частей тела. “Покажи мне”.

    в) Узнавание предметов по назначению “покажи”:
     из чего пьют?
     чем едят?
     что мы кушаем?
     что мы надеваем?
     чем можно играть?
     чем мы расчесываем волосы?
     чем мы вытираемся?
     чем мы рисуем?
     чем копаем?

    • Состояние словаря:
    а) звукоподражание;

    б) предметный;

    в) глагольный;

    г) называние родовых понятий с опорой на картинки:
     одежда,
     игрушки,
     посуда.

    • Грамматический строй речи:
    а) мн. число существительных
     карандаш

    б) мн. число глаголов:
     Покажи, где
     Читает – читают
     Рисует – рисуют

    в) предлоги в, на, под в действии

    г) уменьшительно-ласкательная форма существительных:
     миска
     подушка
     коляска
     стул

    д) восприятие слоговой структуры слова.

    • Связная речь
    Сюжетная картинка “Дождик”.

    • Фонематический слух.
    а) Повтори:
     та – да
     да – та
     ка – га
     ка – ха
     на – ба
     па – ба
     ба – па

    б) Покажи, где
     мишка – миска
     крыша – крыса
     суп – зуб
     коза – коса
     трава – дрова

    • Звукопроизношение

    • Мелкая моторика
    Сделай, как я (пальчиковая гимнастика). Деревья, трава, зайчик и т.д.



     
    Logos Дата: Понедельник, 22.06.2009, 18:54 | Сообщение # 3
    Логопед
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 784
    Награды: 6
    Репутация: 54 
    Статус: Offline
    диагностика детей с ЗПР 5 лет (протокол обследования)
    Прикрепления: 5--.doc (90.5 Kb)



     
    Logos Дата: Вторник, 23.06.2009, 09:17 | Сообщение # 4
    Логопед
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 784
    Награды: 6
    Репутация: 54 
    Статус: Offline
    протокол обследования детей с ЗПР 6 лет
    Прикрепления: 6--.doc (99.5 Kb)



     
    Logos Дата: Четверг, 15.10.2009, 16:26 | Сообщение # 5
    Логопед
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 784
    Награды: 6
    Репутация: 54 
    Статус: Offline
    Обследование навыков звукового анализа слова

    1. Определить качество звуков в словах: ус, мак, лужа, ромашка.

    2. Выделить последовательно каждый звук в словах: дом, зонт, крыша, самолет, танкист.

    3. Назвать первый ударный гласный звук в словах: Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша.

    4. Определить последний согласный звук в словах: ус, кот, сыр, стакан, щенок, стол.

    5. Выделить согласный звук в начале слова: сон, шуба, магазин, щука, чай.

    6. Назвать ударный согласный звук в конце слова: рука, грибы. ведро, мячи.

    7. Закончить слово: бара_, пету_, самоле_.

    8. Определить, какими звуками отличаются слова: Оля - Коля. крыша - крыса, трава - дрова.

    Обследование активного словаря

    1. Назвать слова, обозначающие бытовые предметы, изображенные на картинках.

    2. Самостоятельно дополнить данный тематический ряд слов: корова, собака, коза...

    3. Назвать предмет по его описанию. («Как называется помещение, где читают, выдают и получают книги?»; «Кто косой, слабый, трусливый?»; «Что светит, сияет, греет?» и т.д.)

    4. 4. Назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, куриц, утки, лисы, медведя.

    5. 5. Подобрать обобщающее слово: стол - мебель, а чашка - что? сапоги - обувь, а шуба - что? Земляника - ягода, а сыроежка - что? Комар - насекомое, а карась - кто?

    Назвать обобщающим словом группу однородных предметов (предъявляются специально подобранные картинки, например, пальто, платье, шуба, рубашка).

    6. Назвать признаки предметов: небо какое, елка какая, лимон какой?

    · Морковь сладкая, а редька какая?

    · Ручей узкий, а река какая?

    · Трава низкая, а дерево какое?

    7. Назвать действия людей и животных:

    · Повар что делает?

    · А почтальон, сапожник, учитель? И т.д.

    · Кто как передвигается: воробей летает, а лягушка, змея? И т.д.

    · Кто как голос подает? (петух кукарекает, а ворона, воробей, сорока?)

    8. Назвать действия по картинкам (входит, заходит, переходит,выходит и т.п.).
    9. Назвать времена года, их последовательность и признаки.

    10. Подобрать слова, противоположные по значению (большой маленький) холодный, чистый, твердый, мокрый.

    11. Подобрать синонимы к словам: высокий, радость, врач, тайна, громкий и т.п.



     
    Logos Дата: Четверг, 15.10.2009, 16:28 | Сообщение # 6
    Логопед
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 784
    Награды: 6
    Репутация: 54 
    Статус: Offline
    Исследование грамматического строя речи

    1. Составление предложений по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок (задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями).

    2. Составление предложений по опорным словам (например, дети, лес, корзина, земляника, цветы, спелая, сладкая).

    3. Составление предложений из слов, расположенных в беспорядке (лыжах, на, кататься, Саша).

    4. Подбор недостающего предлога в предложении (Книга лежит на столе).

    5. Пересказ текста (знакомого, незнакомого) после прослушивания.

    6. Составление рассказа исходя из собственного опыта (о любимой игрушке, книге, о животном, о празднике и т.п.).

    7. Исследование словоизменения:

    - употребление имен существительных в единственном и множественном числе в разных падежах (предъявляются сюжетные картинки и задаются вопросы: чем покрыт стол? чем режут хлеб? кого кормит девочка? зачем дети ходили в лес?);

    - образование формы родительного падежа множественного числа имен существительных (дается инструкция «Я буду говорить про один предмет, а ты - про много; называются слова: коса, глаз, стул. отряд, лоб, ухо, рот, дерево, билет, перо, окно, рукав, воробей, болото, лев, хлеб, сторож, завод);

    - употребление предлогов (предлагается ответить на вопросы по демонстрации действий: где лежат карандаши? (в коробке), а теперь? (на столе), откуда я взяла карандаши? (из коробки), откуда упал карандаш? (со стола), откуда я достаю карандаши? (из-под коробки, из-за коробки);
    согласование имен прилагательных и числительных с существительными (предлагается производить пересчет предметов, каждый раз называя числительное, прилагательное и существительное (две красные палочки, пять синих карандашей, три зеленых яблока).

    8. Исследование словообразования:

    - образование имен прилагательных от существительных (можно задать вопрос: «Из чего сделан стул? Значит, он какой?» Предлагаются слова: снег, бумага, стекло, дерево, мех, шерсть, пух);

    - образование сложных слов (из двух слов образовать одно: камень, дробить - камнедробилка; сено, косить - сенокосилка; землю черпать - землечерпалка).

    Дети с ЗПР нуждаются в специализированной помощи по восполнению пробелов в речевом развитии по трем основным направлениям:

    - коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи; -уточнение, обогащение и активизация словаря;

    - коррекция грамматического строя речи.



     
    Mouse Дата: Среда, 21.10.2009, 13:34 | Сообщение # 7
    Рядовой
    Группа: Пользователи
    Сообщений: 11
    Награды: 0
    Репутация: 0 
    Статус: Offline
    Подскажите, по каким параметрам можно определить ЗПР? У меня группа ОНР, но есть подозрения на ЗПР, как мне для себя это выявить?
     
    Logos Дата: Среда, 21.10.2009, 14:25 | Сообщение # 8
    Логопед
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 784
    Награды: 6
    Репутация: 54 
    Статус: Offline
    При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.
    А так желательно провести более углубленное психолого-педагогическое изучение данного ребенка...пообщаться с ним, изучить медицинскую карту, направить его на консультацию к неврологу ...Хотя бы это для начала.

    Почитайте литературу в данном разделе по ЗПР...может что найдете для себя важное и полезное))))



     
    Тая Дата: Среда, 21.10.2009, 15:05 | Сообщение # 9
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Кроме речи, нужно ещё смотреть другие психические процессы, например, внимание, память, мышление...
     
    Logos Дата: Среда, 21.10.2009, 16:04 | Сообщение # 10
    Логопед
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 784
    Награды: 6
    Репутация: 54 
    Статус: Offline
    Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей.
    отличная книга
    посмотрите здесь
    http://www.pedlib.ru/Books/1/0487/1_0487-17.shtml



     
    Mouse Дата: Среда, 21.10.2009, 18:57 | Сообщение # 11
    Рядовой
    Группа: Пользователи
    Сообщений: 11
    Награды: 0
    Репутация: 0 
    Статус: Offline
    Спасибо! Посмотрю)
     
    Kalella Дата: Воскресенье, 13.12.2009, 13:07 | Сообщение # 12
    Дефектолог
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 36
    Награды: 0
    Репутация: 2 
    Статус: Offline
    Советую обратиться к психологу (если нет дефектолога), он проведёт комплексную диагностику, сразу даст заключение.
     
    evgeniya Дата: Среда, 02.03.2011, 19:16 | Сообщение # 13
    Майор
    Группа: Проверенные
    Сообщений: 80
    Награды: 0
    Репутация: 1 
    Статус: Offline
    Диагностика дошкольников с зпр
    Прикрепления: ____.zip (167.7 Kb)
     
    Logos Дата: Среда, 18.05.2011, 18:35 | Сообщение # 14
    Логопед
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 784
    Награды: 6
    Репутация: 54 
    Статус: Offline
    Евгения, спасибо огромное за ваши таблицы.Так кстати пригодились! happy happy happy


     
    evgeniya Дата: Четверг, 19.05.2011, 13:03 | Сообщение # 15
    Майор
    Группа: Проверенные
    Сообщений: 80
    Награды: 0
    Репутация: 1 
    Статус: Offline
    пожалуйста,рада,что они оказались полезны. happy
     
    Форум » ДЕФЕКТОЛОГИЯ » Задержка психического развития » Диагностика ЗПР (первичная, скрининг...)
    • Страница 1 из 2
    • 1
    • 2
    • »
    Поиск: