Среда, 24.04.2024, 21:15
Логопси: логопедия, дефектология, психология

 ДЦП - Форум

Поиск
Новые сообщения
  • Ссылки на свои блоги, сайты (28)
  • Знакомимся ближе... (228)
  • Дифференциация Л-В (49)
  • Игры для обследования неговорящих детей (15)
  • Полезные ссылки по массажу (7)
  • Обучение письму. Коррекция нарушений письма (18)
  • Игры для детей от 3 лет (8)
  • Учим буквы, играя (24)
  • Популярные темы
  • В чем трудности у молодых специалистов возникают в работе? (772)
  • Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н. (558)
  • Работа над звуками Р - Рь (491)
  • Звуки раннего онтогенеза (236)
  • Знакомимся ближе... (228)
  • Работа над свистящими звуками (190)
  • ОНР 1 уровня (189)
  • Меню сайта
    Статистика
    Последние картинки
    Объявления!
    Требуется помощь!
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 6
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • »
    Модератор форума: Logos  
    Форум » РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ » ДИЗАРТРИЯ » ДЦП
    ДЦП
    Тая Дата: Среда, 05.08.2009, 18:48 | Сообщение # 1
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Речевые нарушения у детей с ДЦП
    Из книги Л.М.Шипицина, И.И.Мамайчук "Детский церебральный паралич"
     
    Тая Дата: Среда, 23.09.2009, 04:41 | Сообщение # 2
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП

    Каждый родитель, столкнувшийся с тяжелой болезнью своего ребенка, стремится получить максимум информации, имеющей хоть какое-то отношение к проблеме. Знания помогают семье реально взглянуть на болезнь и способы ее лечения, дают необходимые силы для борьбы с недугом, позволяют следить за последними тенденциями в области медицины. Но, порой, в погоне за аннотациями к лекарствам нового поколения и поиском очередного специалиста, мы упускаем из вида личность самого малыша. А ведь попытка взглянуть на болезнь "изнутри" - глазами больного ребенка - и есть лучший способ ее понять.

    Особенности личности
    Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:
    • биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;
    • социальными условиями - воздействием на ребенка семьи и педагогов.
    Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, - результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.
    Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.
    Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.
    При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости". Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.
    Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному.
    В одном случае это будет повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.
    Другую категорию, напротив, отличает пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП.
    Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.
    Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.
    Повышенная утомляемость - еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с ДЦП. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение - ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.
    Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами - это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

     
    Тая Дата: Среда, 23.09.2009, 04:43 | Сообщение # 3
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка
    Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка можно разделить на:
    • внешние, к которым относятся условия и характер заболевания, отношение окружающих к больному ребенку;
    • и внутренние, такие, как отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни.
    Слабость воли у большинства детей, страдающих ДЦП, напрямую связана с особенностями воспитания. Очень часто в семье с больным ребенком можно наблюдать такую картину: внимание близких сосредоточено исключительно на его болезни, родители проявляют беспокойство по каждому поводу, ограничивают самостоятельность ребенка, опасаясь, что он может пораниться или упасть, оказаться неловким. В такой ситуации сам ребенок неизбежно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Даже грудные малыши тонко чувствуют настроение близких и атмосферу окружающего их пространства, которые в полной мере передаются и им. Эта аксиома верна для всех детей - и больных, и здоровых. Что же говорить о детях, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, которых отличает повышенная впечатлительность и острота чувств?
    Или еще одна картина: несчастная мать, которая, заботясь о ребенке, забывает о своей собственной жизни и становится заложницей болезни. Она выглядит уставшей и несчастной. Но любому ребенку нужна счастливая мать, способная отдавать любовь и тепло, а не свое здоровье и нервы. У больного малыша такая потребность в тысячу раз выше.
    Все это приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, неуверенным в своих силах и возможностях, робким. Он смиряется со своей болезнью и не стремится к самостоятельности. Он заранее рассчитывает на то, что окружающие все сделают вместо него. Со временем ребенок привыкает к такому положению вещей, находит его удобным. А отсюда и появляется ярко выраженный эгоцентризм, стремление манипулировать людьми.
    Важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных в смысле психологического климата семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого. Они стараются сформировать у ребенка адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой: "Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже".
    Нельзя упускать из виду и отношение к болезни самого ребенка. Очевидно, что и на него существенным образом влияет обстановка в семье. Исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному:
    1. ребенок замыкается в себе, становится чрезмерно робким, ранимым, стремится к уединению;
    2. ребенок становится агрессивным, легко идет на конфликт.
    Нелегкая задача по формированию у ребенка отношения к собственному физическому дефекту опять же ложится на плечи родителей. Очевидно, что этот непростой период развития требует от них особенного терпения и понимания. Нельзя пренебрегать и помощью специалистов. К примеру, переживания ребенка по поводу своей внешности вполне реально преодолеть благодаря хорошо поставленной психологической работе с ним.
    Таким образом, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но в первую очередь от отношения к ребенку родителей и близких. А потому не стоит считать, что причина всех неудач и сложностей воспитания - недуг малыша. Поверьте, в ваших руках достаточно возможностей для того, чтобы сделать из своего малыша полноценную личность и просто счастливого человека.
     
    Тая Дата: Среда, 23.09.2009, 04:44 | Сообщение # 4
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Практические рекомендации
    • Если у вашего ребенка наблюдаются нарушения сна, постарайтесь подкорректировать его режим дня. Необходимо создать для него спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных, шумных игр перед сном. По мере возможностей, сократите действие внешних раздражителей на его органы чувств. Откажитесь от прослушивания музыки, либо пусть это будут мягкие ненавязчивые инструментальные композиции. (Песни с текстами на знакомом ребенку языке будут являться дополнительной нагрузкой для восприятия, а, следовательно, еще одним раздражителем, мешающим ребенку расслабиться и погрузиться в сон.) Ограничьте просмотр телевизора.
    • Чтобы у ребенка сформировалась адекватная оценка к себе и к миру, родителям и близким, необходимо отказаться от излишней опеки по отношению к нему. От того, как воспринимает ребенка семья - как инвалида, не способного добиться в жизни успеха, либо как человека, пусть в чем-то не похожего на окружающих, но занимающего активную жизненную позицию - и будет зависеть сила волевых качеств ребенка.
    • Если в процессе занятий с ребенком вы заметили, что он утомлен - стал раздражителен, агрессивен, или, напротив, излишне замкнут - не стоит пытаться продолжить работу. Для того, чтобы работа с ребенком оказалась плодотворной, он сам в первую очередь должен быть заинтересован в ней. Лучше сделайте перерыв, предложите ему во что-нибудь поиграть, или же просто оставьте его одного ненадолго. Вполне вероятно, что через какое-то время малыш восстановит энергию, и вы сможете продолжить занятия с новыми силами.
     
    Тая Дата: Четверг, 15.10.2009, 18:08 | Сообщение # 5
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Ситуация с конкретным ребёнком такова:
    ДЦП, тяжёлая форма, спастическая диплегия, не ходит, плохо действует руками, не говорит почти совсем, 7 лет. Было 2 ПМПК: одна посдавила дизартрию, вторая алалию. Всё без конкретизации. Ребёнок издаёт иногда отдельные звуки-звукоподражания. Корова - М-М, кошка - МЯ, сестра (няня) - НА, на лошадь щёлкает язычком. Больше я ничего не слышала... sad На речевой контакт идёт редко: непонятно - не хочет или не может... cry Артикуляция очень приличная! surprised
    На последнем занятии "говорил" со мной в пределах этих трёх слов, некоторые звуки ещё , казалось, хотел сказать, судя по артикуляции, но звука так и не было... cry Мне кажется, что ему трудно не артикулировать, а издавать звуки...
    У меня совсем нет опыта работы с такими детьми... sad Помогите разобраться... Время уходит, надежда тает... cry Очень нужна срочная консультация!!! biggrin
     
    Тая Дата: Понедельник, 19.10.2009, 20:10 | Сообщение # 6
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Составляю "Карту желаний" для своего ученика, которая должна помочь ему в изъявлении его желаний. Нужны картинки с изображением различных бытовых действий: спать, есть, пить, гулять, смотреть телевизор, играть, заниматься, сидеть, лежать, ползать, слушать музыку... и т.д. Желательно в одном стиле... (Это уже из области фантастики... wink ) Где взять?
     
    EKATEPNHA Дата: Воскресенье, 01.11.2009, 00:57 | Сообщение # 7
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 2064
    Награды: 32
    Репутация: 118 
    Статус: Offline
    Quote (Тая)
    Нужны картинки с изображением различных бытовых действий: спать, есть, пить, гулять, смотреть телевизор, играть, заниматься, сидеть, лежать, ползать, слушать музыку...

    У меня есть такие картинки, пыталась их сейчас отправить, говорит: Найдены запрещенные ББкоды ([URL] или [IMG]). Как в вашем форуме прикреплять картинки?
     
    Тая Дата: Воскресенье, 01.11.2009, 09:15 | Сообщение # 8
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    EKATEPNHA,
    У меня тоже не всегда получается... Попробуйте через файлообменник! wink
     
    EKATEPNHA Дата: Воскресенье, 01.11.2009, 10:20 | Сообщение # 9
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 2064
    Награды: 32
    Репутация: 118 
    Статус: Offline
    Картинки - действия


    Добавлено (01.11.2009, 10:20)
    ---------------------------------------------

    Прикрепления: 7116113.jpg (138.0 Kb) · 4349124.jpg (120.5 Kb) · 1759162.jpg (110.8 Kb)


    Сообщение отредактировал EKATEPNHA - Воскресенье, 01.11.2009, 10:21
     
    EKATEPNHA Дата: Воскресенье, 01.11.2009, 10:22 | Сообщение # 10
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 2064
    Награды: 32
    Репутация: 118 
    Статус: Offline
    И еще немножко глаголов:
    Прикрепления: 7568799.jpg (127.7 Kb) · 7516946.jpg (118.1 Kb) · 4354385.jpg (90.6 Kb)
     
    Тая Дата: Воскресенье, 01.11.2009, 12:41 | Сообщение # 11
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    EKATEPNHA, огромное спасибо!
    Я как раз искала что-то подобное! happy
     
    EKATEPNHA Дата: Воскресенье, 08.11.2009, 09:54 | Сообщение # 12
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 2064
    Награды: 32
    Репутация: 118 
    Статус: Offline
    Еще немножко действий для карты желаний, они, правда, чуть в другом стиле.


    Какие еще действия актуальны для Вашего ученика?
    Прикрепления: 3492867.jpg (107.5 Kb) · 8049688.jpg (78.9 Kb)
     
    Тая Дата: Воскресенье, 08.11.2009, 19:51 | Сообщение # 13
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Какие желания актуальны для неговорящего и неходячего ребёнка?.. sad
    У него есть сидячий гамак, он его любит... Ещё бы какую-нибудь нейтральную картинку на прогулку... чтобы не ногами... Недавно у него появился ноутбук (спасибо одному доброму человеку!)... Да, у него есть резиновая корова, на которой он любит посидеть верхом... Есть кошка, которую он обнимает.
    Вот моя первая карта желаний. Правда, с машиной я тут перехлестнула... wink
    Прикрепления: 6717777.doc (282.5 Kb)
     
    EKATEPNHA Дата: Воскресенье, 08.11.2009, 20:50 | Сообщение # 14
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 2064
    Награды: 32
    Репутация: 118 
    Статус: Offline
    Нашла еще несколько картинок: "нейтральная" прогулка, ползунок посимпатичней (а то предыдущий уж больно страшненький), мама делает массаж ребенку, вдруг тоже пригодится.

    С кошкой только такая картинка нашлась, еще один спящий мальчик и еще один ползающий, на этот раз даже не ползункового возраста:

    Прикрепления: 3127760.jpg (111.8 Kb) · 2477838.jpg (107.9 Kb)
     
    Тая Дата: Вторник, 10.11.2009, 14:05 | Сообщение # 15
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Очень хорошо! smile
     
    Форум » РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ » ДИЗАРТРИЯ » ДЦП
    • Страница 1 из 6
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • »
    Поиск: