|
Дефекты смягчения
| |
Тая |
Дата: Суббота, 24.08.2013, 17:48 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Дефекты смягчения проявляются различными вариантами употребления в речи:1) замена твердых звуков мягкими;2) замена мягких звуков твердыми;3) смешение мягких и твердых звуков.
Мягкие согласные по артикуляции отличаются от парных твердых дополнительным подъемом спинки языка к твердому небу, некоторые также заметным перемещением языка вперед. Чем вызван этот дефект? Прежде всего нарушениями мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга.Спастичность артикуляционных мышц - постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, приводит к тому, что язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен. Е. М. Мастюкова подчеркивает, что "напряженная спинка языка, приподнятая к твердому небу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способствовать фонематическому недоразвитию". |
|
| |
Надин |
Дата: Суббота, 24.08.2013, 22:30 | Сообщение # 2 |
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 59
Награды: 2
Репутация: 7
Статус: Offline |
Цитата Уже потом постепенно подключаем другие гласные 1 ряда в сочетании с согласными. Впрочем, где-то мы эту тему уже разбирали... Не совсем поняла, как после работы с Ы подключать другие гласные? Напр. со звуком А отд. отрабатывать :Ма, Па, Та и т.д.? когда их отработаем, с другими гласными слоги брать? А дифференциацию Ма-Мя, например, не нужно проводить? Как бы я хотела учиться у Филичевой!!!
Тая, и еще, по наличию/отсутствию в речи звука Ы что можно определить?
Сообщение отредактировал Надин - Суббота, 24.08.2013, 22:32 |
|
| |
Тая |
Дата: Воскресенье, 25.08.2013, 06:44 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Цитата (Надин) Не совсем поняла, как после работы с Ы подключать другие гласные? Напр. со звуком А отд. отрабатывать :Ма, Па, Та и т.д.? когда их отработаем, с другими гласными слоги брать? Ну нет, конечно, не по графику какому-то...))) Я в процессе работы над звуком Ы всё время пробовала возможность подключения другого гласного: МЫ-МА, МЫ-МУ... Да и со звуком Ы с разными детками по одной схеме идти не получается: у кого-то сначала МЫ получится, а у кого-то Ты... Всегда иду от ребёнка.))) Цитата (Надин) А дифференциацию Ма-Мя, например, не нужно проводить? А вот без основательной дифференциации твёрдых - мягких согласных никак не обойтись! И здесь иду от ребёнка: что больше путает, то основательнее отрабатываем. Цитата (Надин) Как бы я хотела учиться у Филичевой!!! У каждого преподавателя свои фишки... Зато я не училась у других и не знаю их фишек...))) Цитата (Надин) по наличию/отсутствию в речи звука Ы что можно определить? Нам говорили, что при отсутствии звука Ы всегда можно иметь в виду ОНР. Не помню, правда, где об этом написано... В моей практике это подтверждалось всегда.
Надин, Вы сейчас в поиске - поделитесь с коллегами своими пока даже теоретическими находками в виде цитат и ссылок и т.п.: тема эта, думаю, достаточно востребованная, важная, но не очень разработанная. |
|
| |
Надин |
Дата: Воскресенье, 25.08.2013, 13:33 | Сообщение # 4 |
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 59
Награды: 2
Репутация: 7
Статус: Offline |
Цитата Я в процессе работы над звуком Ы всё время пробовала возможность подключения другого гласного: МЫ-МА, МЫ-МУ... Вот в этом и загвоздка, мой реб. в отд. слогах с гласными первого ряда все произносит норм., как только этот слог появл. в слове - снова смягчает. Видимо дело в ст. дизартрии, все усваивается и закрепляется долго. Вроде отработаешь слова на занятии, смотришь, в своей речи уже хорошо ИХ употребляет, а чуть появилось не отработанное слово (с подобным же звуковым сочетанием), сразу скатывается к прежним дефектам...У него во многом так - замены звуков (после полугода работы гораздо меньше) и смягчение каждый раз в разных звукосочетаниях... Вот над звуком Ы работаем сейчас вплотную. Цитата Надин, Вы сейчас в поиске - поделитесь с коллегами своими пока даже теоретическими находками в виде цитат и ссылок и т.п.: тема эта, думаю, достаточно востребованная, важная, но не очень разработанная. Тая, огромное вам спасибо за разъяснение и помощь! Вот так работаешь с ребеночком, хочешь помочь, изучаешь методики, и все равно каждый раз чувствуешь, что во многом не хватает опыта и знаний. Пообщаешься на форуме логопедов, и снова находка! Быстренько применяешь в работе и видишь результат! По-тихоньку и опыт нарабатывается))
Конечно, если кому-то понадобиться, обязательно дам ссылки на это обсуждение и вообще поделюсь своими открытиями ) Кстати, именно на вашем форуме сделала много открытий для себя))
Сообщение отредактировал Надин - Воскресенье, 25.08.2013, 13:39 |
|
| |
Тая |
Дата: Воскресенье, 25.08.2013, 16:24 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Надин, а вы ещё и с нами поделитесь своими открытиями! Например. материалами, которые вы используете в работе над звуком Ы. У на с этим, как видите, пробел... |
|
| |
Надин |
Дата: Воскресенье, 25.08.2013, 18:21 | Сообщение # 6 |
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 59
Награды: 2
Репутация: 7
Статус: Offline |
Тая, конечно! Вот только что презентацию сделала, для отработки звука Ы, в двухсложных словах в конце слова. Пр.: КО-ТЫ, КИ-ТЫ, БА-БЫ, ГУ-БЫ и т.п. Старалась не брать сложные звуки :С, Ш, Л, Р поэтому материал можно дополнить на свое усмотрение.
Презентация на Яндекс.диске, попробуйте скачать- первый раз выкладываю с доступом для всех) http://yadi.sk/d/XQq0cfPr8Ie2y
Сообщение отредактировал Надин - Воскресенье, 25.08.2013, 21:21 |
|
| |
Тая |
Дата: Воскресенье, 25.08.2013, 19:13 | Сообщение # 7 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Надин, Всё скачалось. Спасибо за материал! Будем ждать продолжения. Только маленький совет: обозначайте своё авторство на первом или на последнем слайде. А то люди скачают, а сослаться на автора при необходимости не смогут. |
|
| |
Надин |
Дата: Понедельник, 26.08.2013, 11:45 | Сообщение # 8 |
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 59
Награды: 2
Репутация: 7
Статус: Offline |
Тая, рада, что скачалось) забыла совсем про авторство, спасибо за подсказку) Как считаете, пойдет для первого раза? может что-то доработать, на будущее?
Кстати, во время постановки звука Ы пользовалась вот этой презентацией (спасибо автору!). http://yadi.sk/d/1ca54SAs8IhBU
Вообще, хочу сказать, что неплохо бы делать и расслабляющий массаж (т.к. при смягчении согласных, как писали выше, причина в тонусе спинки языка). Я маме ребенка дала инструктаж и распечатку с элементами расслабл. массажа. Массаж начинается с шеи и заканчивается языком. При гипертонусе все движения проводим сверху вниз.
Еще использую упражнение для расслабления язычка: "наказать непослушный язычок" (прям далеко высовываем язык, чтоб спинку проработать), "Горка" (сделали -убрали и так неск. подходов), "Почистим нижние зубки".Добавлено (26.08.2013, 11:45) --------------------------------------------- Тая, вот сегодня как раз отрабатывали слова со звуком Ы, -произносит хорошо. Дифференецируем активно И-Ы. Но вот в окончаниях глаголов, он повсеместно смягчает согласные: ИДЁТЬ, ВИСИТЬ, ПЛЫВЁТЬ и т.п. Как думаете, может быть начать отрабатывать еще и окончания, дифференцировать также: ЁТЬ -ЁТ- ИТЬ-ИТ и т.д. ?
Сообщение отредактировал Надин - Понедельник, 26.08.2013, 11:44 |
|
| |
Тая |
Дата: Понедельник, 26.08.2013, 14:48 | Сообщение # 9 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Надин, а произносить твёрдый звук Т ребёнок может? Если да, то можно начинать дифференцировать и в других позициях. Цитата (Надин) неплохо бы делать и расслабляющий массаж Да, конечно, массаж в этих случаях очень помогает. Хорошо бы нам здесь дать ссылочки на такой массаж... |
|
| |
Надин |
Дата: Понедельник, 26.08.2013, 16:16 | Сообщение # 10 |
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 59
Награды: 2
Репутация: 7
Статус: Offline |
Тая, ссылку на файл логоп. массажа прикрепила в предыд. сообщении )) Звук Т произносит, особенно если звук в начале слов стоит Таня, Ток и т.п. Как только звук в конце -смягчает . Вообще я работу на дифференц-ю мягкости -твердости начала полгода назад (когда мы с ним стали заниматься). Методику отработки Ы я не знала, поэтому брала сочетания МА-МЯ, МО-МЁ, МЭ-МЕ... и др. Но давалось это ребенку трудно, и после неск. занятий я оставила на время эту диффер-ю и сделала упор на другие задачи. И совсем недавно снова взялась, вот сейчас уже лучше идет, все-таки фонем. слух разработали и подвижность языка, губ, да и методику сменила - от звука Ы пошла. Одна знакомая логопед сказала, что она мягкость у ребенка убирала 3 мес. |
|
| |
Тая |
Дата: Понедельник, 26.08.2013, 19:20 | Сообщение # 11 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Цитата (Надин) Одна знакомая логопед сказала, что она мягкость у ребенка убирала 3 мес. Да уж, это не быстрый процесс... Мне случалось и подольше этим заниматься. У всех деток по-разному. Будем надеяться на лучшее.))) |
|
| |
Надин |
Дата: Вторник, 03.09.2013, 22:56 | Сообщение # 12 |
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 59
Награды: 2
Репутация: 7
Статус: Offline |
И снова делюсь своим опытом устранения смягчения согласных.
Отработав звук Ы, начала отрабатывать окончания глаголов АТЬ-АТ, ЕТЬ-ЕТ и т.п. После того, как реб. хорошо стал дифференцировать в речи взяла сами глаголы, начала с двухсложных, типа ПО-ЁТ/ПО-ЮТ, ДА-ЁТ/ДА-ЮТ и т.д. (произносили по слогам). Кстати тут я тоже сделала презентацию с этими глаголами, если кому интересно, могу выложить. Сегодня отрабатывали это первый раз, и надо сказать, очень неплохо пошло. Ребенок стал произносить твердый звук на конце глагола!)) не во всех, конечно, но все же, мы только начали) Еще и мама расслабл. массаж дома делает) Такие новости по теме |
|
| |
Тая |
Дата: Среда, 04.09.2013, 03:47 | Сообщение # 13 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Надин, Вы молодец! Конечно, размещайте свои работы! Обязательно будет интересно кому-нибудь, если не сейчас, то позже. У меня, например, в этом году алалик в 1 классе... Доберёмся, может быть, до дифференциации мягких и твёрдых... И спасибо, что делитесь опытом. К сожалению, на форуме больше молчаливых потребителей... |
|
| |
Надин |
Дата: Среда, 04.09.2013, 21:58 | Сообщение # 14 |
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 59
Награды: 2
Репутация: 7
Статус: Offline |
Цитата (Тая) У меня, например, в этом году алалик в 1 классе Бывает и такое?!! В массовой школе? Цитата (Тая) И спасибо, что делитесь опытом. К сожалению, на форуме больше молчаливых потребителей... Я на вашем форуме столько полезного для себя черпаю, что рада поделиться своими открытиями)) Спасибо, Тая!! Вот ссылка на презентацию. http://yadi.sk/d/cEwqnQy78in7v |
|
| |
Тая |
Дата: Четверг, 05.09.2013, 05:25 | Сообщение # 15 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4503
Награды: 23
Репутация: 114
Статус: Offline |
Цитата (Надин) Бывает и такое?!! В массовой школе? Сама бы не поверила, если бы не приняла в прошлом году двух алаликов, совсем не говорящих... Семьи такие "заботливые"... |
|
| |
| |