Вторник, 23.04.2024, 10:49
Логопси: логопедия, дефектология, психология

 Дефекты смягчения - Форум

Поиск
Новые сообщения
  • Ссылки на свои блоги, сайты (28)
  • Знакомимся ближе... (228)
  • Дифференциация Л-В (49)
  • Игры для обследования неговорящих детей (15)
  • Полезные ссылки по массажу (7)
  • Обучение письму. Коррекция нарушений письма (18)
  • Игры для детей от 3 лет (8)
  • Учим буквы, играя (24)
  • Популярные темы
  • В чем трудности у молодых специалистов возникают в работе? (772)
  • Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н. (558)
  • Работа над звуками Р - Рь (491)
  • Звуки раннего онтогенеза (236)
  • Знакомимся ближе... (228)
  • Работа над свистящими звуками (190)
  • ОНР 1 уровня (189)
  • Меню сайта
    Статистика
    Последние картинки
    Объявления!
    Требуется помощь!
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 6
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • »
    Модератор форума: Logos  
    Форум » ОБСУЖДЕНИЯ » Нарушения и коррекция звукопроизношения » Дефекты смягчения
    Дефекты смягчения
    Тая Дата: Суббота, 24.08.2013, 17:48 | Сообщение # 1
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Дефекты смягчения проявляются различными вариантами употребления в речи:1) замена твердых звуков мягкими;2) замена мягких звуков твердыми;3) смешение мягких и твердых звуков.

    Мягкие согласные по артикуляции отличаются от парных твердых дополнительным подъемом спинки языка к твердому небу, некоторые также заметным перемещением языка вперед. Чем вызван этот дефект? Прежде всего нарушениями мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга.Спастичность артикуляционных мышц - постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, приводит к тому, что язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен. Е. М. Мастюкова подчеркивает, что "напряженная спинка языка, приподнятая к твердому небу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способствовать фонематическому недоразвитию".
     
    Надин Дата: Суббота, 24.08.2013, 22:30 | Сообщение # 2
    Лейтенант
    Группа: Друзья
    Сообщений: 59
    Награды: 2
    Репутация: 7 
    Статус: Offline
     
    Цитата
    Уже потом постепенно подключаем другие гласные 1 ряда в сочетании с согласными. Впрочем, где-то мы эту тему уже разбирали...
    Не совсем поняла, как после работы с Ы подключать другие гласные? Напр.  со звуком А отд. отрабатывать :Ма, Па, Та и т.д.? когда их отработаем, с другими гласными слоги брать? А дифференциацию Ма-Мя, например, не нужно проводить?
    Как бы я хотела учиться у Филичевой!!!  smile

    Тая, и еще, по наличию/отсутствию в речи звука Ы что можно определить?


    Сообщение отредактировал Надин - Суббота, 24.08.2013, 22:32
     
    Тая Дата: Воскресенье, 25.08.2013, 06:44 | Сообщение # 3
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Цитата (Надин)
    Не совсем поняла, как после работы с Ы подключать другие гласные? Напр.  со звуком А отд. отрабатывать :Ма, Па, Та и т.д.? когда их отработаем, с другими гласными слоги брать?
    Ну нет, конечно, не по графику какому-то...))) Я в процессе работы над звуком Ы всё время пробовала возможность подключения другого гласного: МЫ-МА, МЫ-МУ... Да и со звуком Ы с разными детками по одной схеме идти не получается: у кого-то сначала МЫ получится, а у кого-то Ты... Всегда иду от ребёнка.)))
    Цитата (Надин)
    А дифференциацию Ма-Мя, например, не нужно проводить?
    А вот без основательной дифференциации твёрдых - мягких согласных никак не обойтись! И здесь иду от ребёнка: что больше путает, то основательнее отрабатываем.
    Цитата (Надин)
    Как бы я хотела учиться у Филичевой!!!
    У каждого преподавателя свои фишки... Зато я не училась у других и не знаю их фишек...)))
    Цитата (Надин)
    по наличию/отсутствию в речи звука Ы что можно определить?
    Нам говорили, что при отсутствии звука Ы всегда можно иметь в виду ОНР. Не помню, правда, где об этом написано... В моей практике это подтверждалось всегда.

    Надин, Вы сейчас в поиске - поделитесь с коллегами своими пока даже теоретическими находками в виде цитат и ссылок и т.п.: тема эта, думаю, достаточно востребованная, важная, но не очень разработанная.
     
    Надин Дата: Воскресенье, 25.08.2013, 13:33 | Сообщение # 4
    Лейтенант
    Группа: Друзья
    Сообщений: 59
    Награды: 2
    Репутация: 7 
    Статус: Offline
    Цитата
    Я в процессе работы над звуком Ы всё время пробовала возможность подключения другого гласного: МЫ-МА, МЫ-МУ...
    Вот в этом и загвоздка, мой реб. в отд. слогах с гласными первого ряда все произносит норм., как только этот слог появл. в слове - снова смягчает. Видимо дело в ст. дизартрии, все усваивается и закрепляется долго. Вроде отработаешь слова на занятии, смотришь, в своей речи уже хорошо ИХ употребляет, а чуть появилось не отработанное слово (с подобным же звуковым сочетанием), сразу скатывается к прежним дефектам...У него во многом так - замены звуков (после полугода работы гораздо меньше) и смягчение каждый раз в разных звукосочетаниях...
    Вот над звуком Ы работаем сейчас вплотную.
    Цитата
    Надин, Вы сейчас в поиске - поделитесь с коллегами своими пока даже теоретическими находками в виде цитат и ссылок и т.п.: тема эта, думаю, достаточно востребованная, важная, но не очень разработанная.
    Тая, огромное вам спасибо за разъяснение и помощь! Вот так работаешь с ребеночком, хочешь помочь, изучаешь методики, и все равно каждый раз чувствуешь, что во многом не хватает опыта и знаний. Пообщаешься на форуме логопедов, и снова находка! Быстренько применяешь в работе и видишь результат! По-тихоньку и опыт нарабатывается))

    Конечно, если кому-то понадобиться, обязательно дам ссылки на это обсуждение и вообще поделюсь своими открытиями )
    Кстати, именно на вашем форуме сделала много открытий для себя))


    Сообщение отредактировал Надин - Воскресенье, 25.08.2013, 13:39
     
    Тая Дата: Воскресенье, 25.08.2013, 16:24 | Сообщение # 5
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Надин, а вы ещё и с нами поделитесь своими открытиями! wink
    Например. материалами, которые вы используете в работе над звуком Ы. smile У на с этим, как видите, пробел... sad
     
    Надин Дата: Воскресенье, 25.08.2013, 18:21 | Сообщение # 6
    Лейтенант
    Группа: Друзья
    Сообщений: 59
    Награды: 2
    Репутация: 7 
    Статус: Offline
    Тая, конечно! Вот только что презентацию сделала, для отработки звука Ы, в двухсложных словах в конце слова. Пр.: КО-ТЫ, КИ-ТЫ, БА-БЫ, ГУ-БЫ и т.п. Старалась не брать сложные звуки :С, Ш,  Л, Р поэтому материал можно дополнить на свое усмотрение.

    Презентация на Яндекс.диске, попробуйте скачать- первый раз выкладываю с доступом для всех)
    http://yadi.sk/d/XQq0cfPr8Ie2y


    Сообщение отредактировал Надин - Воскресенье, 25.08.2013, 21:21
     
    Тая Дата: Воскресенье, 25.08.2013, 19:13 | Сообщение # 7
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Надин, Всё скачалось. Спасибо за материал! Будем ждать продолжения. wink
    Только маленький совет: обозначайте своё авторство на первом или на последнем слайде. А то люди скачают, а сослаться на автора при необходимости не смогут.
     
    Надин Дата: Понедельник, 26.08.2013, 11:45 | Сообщение # 8
    Лейтенант
    Группа: Друзья
    Сообщений: 59
    Награды: 2
    Репутация: 7 
    Статус: Offline
    Тая, рада, что скачалось) забыла совсем про авторство, спасибо за подсказку) Как считаете, пойдет для первого раза? может что-то доработать, на будущее?

    Кстати, во время постановки звука Ы пользовалась вот этой презентацией (спасибо автору!). http://yadi.sk/d/1ca54SAs8IhBU

    Вообще, хочу сказать, что неплохо бы делать и расслабляющий массаж (т.к. при смягчении согласных, как писали выше, причина в тонусе спинки языка). Я маме ребенка дала инструктаж и распечатку с элементами расслабл. массажа. Массаж начинается с шеи и заканчивается языком. При гипертонусе все движения проводим сверху вниз.

    Еще использую упражнение для расслабления язычка: "наказать непослушный язычок" (прям далеко высовываем язык, чтоб спинку проработать), "Горка" (сделали -убрали и так неск. подходов), "Почистим нижние зубки".

    Добавлено (26.08.2013, 11:45)
    ---------------------------------------------
    Тая,  вот сегодня как раз отрабатывали слова со звуком Ы, -произносит хорошо. Дифференецируем активно И-Ы. Но вот в окончаниях глаголов, он повсеместно смягчает согласные: ИДЁТЬ, ВИСИТЬ, ПЛЫВЁТЬ и т.п. Как думаете, может быть начать отрабатывать еще и окончания, дифференцировать также: ЁТЬ -ЁТ- ИТЬ-ИТ и т.д. ?

    Прикрепления: ___.docx (280.9 Kb)


    Сообщение отредактировал Надин - Понедельник, 26.08.2013, 11:44
     
    Тая Дата: Понедельник, 26.08.2013, 14:48 | Сообщение # 9
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Надин, а произносить твёрдый звук Т ребёнок может? Если да, то можно начинать дифференцировать и в других позициях.
    Цитата (Надин)
    неплохо бы делать и расслабляющий массаж
    Да, конечно, массаж в этих случаях очень помогает. Хорошо бы нам здесь дать ссылочки на такой массаж...  smile
     
    Надин Дата: Понедельник, 26.08.2013, 16:16 | Сообщение # 10
    Лейтенант
    Группа: Друзья
    Сообщений: 59
    Награды: 2
    Репутация: 7 
    Статус: Offline
    Тая, ссылку на файл логоп. массажа прикрепила в предыд. сообщении ))
    Звук Т произносит, особенно если звук в начале слов стоит Таня, Ток и т.п. Как только звук в конце -смягчает . 
    Вообще я работу на дифференц-ю мягкости -твердости начала полгода назад (когда мы с ним стали заниматься). Методику отработки Ы я не знала, поэтому брала сочетания МА-МЯ, МО-МЁ, МЭ-МЕ... и др. Но давалось это ребенку трудно, и после неск. занятий я оставила на время эту диффер-ю и сделала упор на другие задачи. И совсем недавно снова взялась, вот сейчас уже лучше идет, все-таки фонем. слух разработали и подвижность языка, губ, да и методику сменила - от звука Ы пошла. Одна знакомая логопед сказала, что она мягкость у ребенка убирала 3 мес.
     
    Тая Дата: Понедельник, 26.08.2013, 19:20 | Сообщение # 11
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Цитата (Надин)
    Одна знакомая логопед сказала, что она мягкость у ребенка убирала 3 мес.
    Да уж, это не быстрый процесс... Мне случалось и подольше этим заниматься. У всех деток по-разному. Будем надеяться на лучшее.)))
     
    Надин Дата: Вторник, 03.09.2013, 22:56 | Сообщение # 12
    Лейтенант
    Группа: Друзья
    Сообщений: 59
    Награды: 2
    Репутация: 7 
    Статус: Offline
    И снова делюсь своим опытом устранения смягчения согласных. wink

    Отработав звук Ы, начала отрабатывать окончания глаголов АТЬ-АТ, ЕТЬ-ЕТ и т.п. После того, как реб. хорошо стал дифференцировать в речи взяла сами глаголы, начала с двухсложных, типа ПО-ЁТ/ПО-ЮТ, ДА-ЁТ/ДА-ЮТ  и т.д. (произносили по слогам). Кстати тут я тоже сделала презентацию с этими глаголами, если кому интересно, могу выложить.   Сегодня отрабатывали это первый раз, и надо сказать, очень неплохо пошло. Ребенок стал произносить твердый звук на конце глагола!)) не во всех, конечно, но все же, мы только начали)   Еще и мама расслабл. массаж дома делает)
    Такие новости по теме smile
     
    Тая Дата: Среда, 04.09.2013, 03:47 | Сообщение # 13
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Надин, Вы молодец! Конечно, размещайте свои работы! Обязательно будет интересно кому-нибудь, если не сейчас, то позже. У меня, например, в этом году алалик в 1 классе... wacko Доберёмся, может быть, до дифференциации мягких и твёрдых...
    И спасибо, что делитесь опытом. К сожалению, на форуме больше молчаливых потребителей...  sad
     
    Надин Дата: Среда, 04.09.2013, 21:58 | Сообщение # 14
    Лейтенант
    Группа: Друзья
    Сообщений: 59
    Награды: 2
    Репутация: 7 
    Статус: Offline
    Цитата (Тая)
    У меня, например, в этом году алалик в 1 классе
    Бывает и такое?!! В массовой школе? 
    Цитата (Тая)
    И спасибо, что делитесь опытом. К сожалению, на форуме больше молчаливых потребителей...
      Я на вашем форуме столько полезного для себя черпаю, что рада поделиться своими открытиями)) Спасибо, Тая!! Вот ссылка на презентацию. 
    http://yadi.sk/d/cEwqnQy78in7v
     
    Тая Дата: Четверг, 05.09.2013, 05:25 | Сообщение # 15
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4503
    Награды: 23
    Репутация: 114 
    Статус: Offline
    Цитата (Надин)
    Бывает и такое?!! В массовой школе?
      Сама бы не поверила, если бы не приняла в прошлом году двух алаликов, совсем не говорящих... Семьи такие "заботливые"...
     
    Форум » ОБСУЖДЕНИЯ » Нарушения и коррекция звукопроизношения » Дефекты смягчения
    • Страница 1 из 6
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • »
    Поиск: